Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:11, курсовая работа
Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.
Введение
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности
1.1 Социальные функции семьи
1.2 Проблемы современной семьи
Глава 2. Семейное воспитание личности
2.1 Семейные взаимоотношения
2.2 Семейные стили воспитания
2.3 Особенности воспитания в различных по структуре семьях
2.4 Роль родителей в развитии ребенка
2.5 Ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы: Роль семьи в воспитании детей
Содержание
Введение
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности
1.1 Социальные функции семьи
1.2 Проблемы современной семьи
Глава 2. Семейное воспитание личности
2.1 Семейные взаимоотношения
2.2 Семейные стили воспитания
2.3
Особенности воспитания в
2.4 Роль родителей в развитии ребенка
2.5 Ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Влияние
родителей на развитие ребенка очень
велико. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше
проблем, связанных со здоровьем, трудностей
с обучением в школе, общением
со сверстниками, и наоборот, как
правило, нарушение детско-родительских
отношений ведет к формированию
различных психологических
Воспитание
детей - это отдача особых сил, сил
духовных. Едва человек криком извещает
мир о своем рождении, начинаются
его поступки, начинается его поведение.
Человеческая жизнь начинается с
того момента, когда ребенок уже
делает не то, что хочется, а то, что
надо делать во имя общего блага. Дети,
начав свою жизнь вполне беспомощными
существами, так много получают от
родителей, что последние естественно
порождают в них чувства
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности
1.1 Социальные функции семьи
Именно
семья с ее постоянным и естественным
характером воздействия призвана формировать
черты характера, убеждения, взгляды,
мировоззрение ребенка. Поэтому
выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный
смысл. Для каждого человека семья
выполняет эмоциональную и
В
период социально-экономических
1.2 Проблемы современной семьи
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье.. Теперь трудно выделить, кто кого "главнее" и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.
Социологи
отмечают тот факт, что семья особо
чувствительна ко всякого рода реформаторским
изменениям государственного масштаба,
например безработице, росту цен
и т.д. Все чаще говорится о
возникновении новых нетипичных
проблем воспитательного
Помимо
падения рождаемости отмечается
и такой негативный факт в институте
семьи, как увеличение числа разводов.
И как следствие, наблюдаются
отрицательные последствия
При
нарушении контактов с
"Жизненные
сценарии" нетипичных семей похожи.
Если ребенок появляется на
свет с серьезными
"Нетипичные"
семьи в нынешней
Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. Можно отметить несколько симптомов "болезни" сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме необходимости пересиливать "внешние обстоятельства", мириться с тем, что твоя семья "нетипичная", кроме отказа родителей и детей от многих удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций.
Глава 2. Семейное воспитание личности
2.1 Семейные взаимоотношения
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь).
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(Обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат
в семье проявляется в
Опека
в семье - это система отношений,
при которых родители, обеспечивая
своим трудом удовлетворение всех потребностей
ребенка, ограждают его от каких-либо
забот, усилий и трудностей, принимая
их на себя. Вопрос об активном формировании
личности отходит на второй план. В
центре воспитательных воздействий
оказывается другая проблема - удовлетворение
потребностей ребенка и ограждение
его то трудностей. Родители, по сути,
блокируют процесс серьезной
подготовки их детей к столкновению
с реальностью за порогом родного
дома. Именно эти дети оказываются
более неприспособленными к жизни
в коллективе. Эта категория подростков
дает наибольшее число срывов в переходном
возрасте. Как раз эти дети, которым
казалось бы не на что жаловаться, начинают
восставать против чрезмерной родительской
опеки. Если диктат предполагает насилие,
приказ, жесткий авторитаризм, то опека
- заботу, ограждение от трудностей. Однако
результат во многом совпадает: у
детей отсутствует
Система
межличностных отношений в
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в
семье предполагает опосредствованность
межличностных отношений в
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.