Роль физической культуры в воспитании детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

В своём реферате я хочу рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 2
1.Начальное ознакомление детей со спортом………………………… . 4
2.Совместные занятия спортом детей и родителей…………………… 7
3.Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий. 10
4.Инвентарь и место для занятий……………………………………….. 16
Заключение. ……………………………………………………………..17
Используемая литература……………………

Файлы: 1 файл

Физ.культ. аттестация..docx

— 40.29 Кб (Скачать)

 

Содержание:

  Введение………………………………………………………………… 2

1.Начальное ознакомление детей со спортом………………………… . 4

2.Совместные занятия спортом детей и родителей…………………… 7

3.Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий. 10

4.Инвентарь и место для занятий……………………………………….. 16

  Заключение. ……………………………………………………………..17

Используемая литература……………………………………………… 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В своём реферате я хочу рассказать о важности физического  воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные  игры – предметы, которые очень  интересны нам, но как раз, из-за которых  мы очень мало двигаемся. Современные  дети видят больший интерес в  виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная  болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

Приучать ребенка к  спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной  жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В  младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем  общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят  о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку  движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного  развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто  забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь  двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного  роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Результаты последних исследований подтверждают, что в высоко цивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

Нам не остановить стремительный  темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и  опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение  естественного образа жизни будет  закономерно сказываться на наших  детях. Чем более крепким здоровьем  и хорошими физическими данными  мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся  к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков  ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей  матери и отца еще до поступления  ребенка в школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Начальное ознакомление детей со спортом

Физическое воспитание –  составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического  воспитания ребенка. Порицая в ребенке  рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий  повторять упражнения до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить  его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом следует  учитывать возраст ребенка, его  возможности. Во время занятий ценятся  главным образом те упражнения, которые  ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется  их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует  от родителей большого терпения и  самообладания.

Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить  ребенка от занятий и тем самым  лишить его благотворного влияния  физического воспитания.

Воспитывать спортивные наклонности  нужно с раннего детства. Важно  обострить у ребенка чувство  «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при  мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ  жизни может привести к почти  полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Занятия спортом также  помогают сложиться важным качествам  личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для  психического состояния подростка.

Родителям необходимо изучать  стадии физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка  – сложный процесс, одним из компонентов  которого является развитие движений. Как правильно подобрать упражнения, в какой последовательности их выполнять, как познакомить с ними ребенка  и приступить к разучиванию, сколько  раз их повторять – родители могут  правильно ответить на все эти  вопросы только на основе тщательного  изучения и глубокого знания индивидуальных особенностей своего ребенка.

Ребенок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, однако в двигательном развитии ребенок  может опережать свой возраст  или, наоборот, отставать. Поэтому родители должны не ограничиваться только данными возрастной группы, а внимательно отбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок готов: либо возвращаться к задачам для детей младшего возраста, либо, напротив, предоставить свободу движений ребенку, который по развитию перегнал свой возраст.

Правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые  дети выполняют с увлечением, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка. В наше время, которое психологи  называют зачастую временем нарастающей  отчужденности детей, очень важно  найти средства, способствующие созданию теплой, домашней атмосфере, внушающие  ребенку чувство уверенности  и безопасности, убеждающие его в  родительской любви и взаимопонимании. Хорошо продуманные занятия родителей  с ребенком являются одним из таких  средств.

С медицинской и педагогической точки зрения развитие ребенка может  разделить на следующие этапы:

грудной возраст – до 1 года,

младший возраст – от 1 года до 3 лет,

дошкольный возраст –  от 3 до 6 лет,

школьный возраст –  от 6 до 17лет.

Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна  для его гармоничного развития, как  рациональный режим, регулярное и полноценное  питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и  необходимая одежда.

Грудной возраст (до 1 года)

Процесс развития двигательных навыков у ребенка в течение 1-го года жизни хорошо изучен.

На первом месяце жизни  ребенок должен самостоятельно двигаться.

В 2 – 3 месяца кладите ребенка  на животик, берите его на руки и, показывая  игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.

В 4 – 6 месяцев к уже  освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и  на животик.

В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно  учить ходить, держась за какую-либо опору.

В 10 – 12 месяцев продолжайте  развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.

Здоровые дети в годовалом  возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес. или более поздно.

Младший возраст (от 1 года до 3 лет)На 2-ом году жизни главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его менять позы и положения.

На 3-ем году жизни интенсивно развивается подвижность рук  и ног, ребенок набирает силы. Задача родителей – способствовать всестороннему  развитию у ребенка умение ходить, бегать, прыгать и т.д.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)На 4-ом году жизни задача родителей вырабатывать у ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку.

На 5-ом году жизни ребенок  быстро ориентируется в новых  ситуациях, в состояние выполнять  ритмические движения.

На 6-ом ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его умственно и физически  нужно приготовить к школьной работе. Чтобы всего этого достичь  следует в течение дошкольного  периода систематически направлять двигательную активность.

Школьный возраст (от 6 до 17 лет)Ребенок приобщается к более серьезным подвижным командным играм – футбол, баскетбол, волейбол и др. Этот возраст наибольшей активности у детей, поэтому многие родители грамотно распределяют нагрузки своего ребенка, сочетая школьные занятия и досуг ребенка. Они записывают своих детей на различные спортивные кружки и занятия: плаванье, танцы, футбол, теннис, восточные единоборства.

Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов  к спорту. Важно: уметь сделать  их правильно, во всем помогая и направляя  ребенка.

 

 

2.Совместные занятия спортом детей и родителей.

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом  важным, но лишь немногие по–настоящему  используют для этого возможности  физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно  в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда  и физическое воспитание идет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность  лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей  интерес к уровню «двигательной  зрелости» детей и способствуют  развитию у детей двигательных  навыков в соответствии с их  возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь  родителей и детей;

- предоставляют возможность  позаниматься физкультурой за  короткий отрезок времени не  только ребенку, но и взрослому:  родитель показывает ребенку  те или иные упражнения и  выполняет большинство из них  вместе с ним;

- позволяют с пользой  проводить то свободное время,  которое мать или отец посвящают  ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию  ребенка.     Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора.          Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований – они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.    А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.

Информация о работе Роль физической культуры в воспитании детей в семье