Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:47, реферат
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
2011
год.
Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно- технического прогресса.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.
Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.
В настоящее
время объем передвижений в течение
дня сведен к минимуму. Автоматизация,
электроника и робототехника
на производстве, автомобили, лифт, стиральные
машины в быту настолько повысили
дефицит двигательной деятельности
человека, что это уже стало тревожным.
Адаптационные механизмы человеческого
организма работают как в сторону повышения
работоспособности различных его органов
и систем ( при наличии регулярных тренировок),
так и в сторону дальнейшего ее снижения
(при отсутствии необходимой двигательной
активности). Следовательно, урбанизация
и технизация жизни и деятельности жизни
и деятельности современного общества
неизбежно влекут за собой гиподинамию,
и совершенно очевидно, что кардинально
решить задачу повышения режима двигательной
деятельности людей, минуя средства физической
культуры и спорта, в настоящее время практически
невозможно.
Отрицательное
влияние гиподинамии
Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.
Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера.
К ним следует
отнести: образовательные функции,
которые выражаются в использовании
физической культуры как учебного предмета
в общей системе образования в стране;
прикладные функции, имеющие непосредственное
отношение к повышению специальной подготовки
к трудовой деятельности и воинской службе
средствами профессионально-прикладной
физической культуры; спортивные функции,
которые проявляются в достижении максимальных
результатов в реализации физических
и морально-волевых возможностей человека;
реактивные и оздоровительно-
Среди функций,
присущих общей культуре, в выполнении
которых непосредственно
В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно.
БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Эта часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку.
Важность и
высокую значимость этого вида физической
культуры в жизни каждого человека
трудно переоценить. То, что и как
закладывается с детских лет
в организм человека в виде фундамента
здоровья, во многом определяет не только
его физические кондиции в будущем, но
и его психическое состояние, умственную
деятельность, активное творческое долголетие.
Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина:
«Почему же я поставил физкультуру на
одну линию с русским языком и математикой?
Почему я считаю ее одним из основных предметов
обучения и воспитания? В первую очередь
потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми
советскими гражданами. Если наша школа
будет выпускать людей с испорченными
нервами и расстроенными желудками, нуждающихся
в ежегодном лечении на курортах, то куда
же это годится? Таким людям будет трудно
найти счастье в жизни. Какое же может
быть счастье без хорошего, крепкого здоровья?
Мы должны готовить себе здоровую смену
– здоровых мужчин и здоровых женщин».
Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.
Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной программой.
Кроме школьной формы физическая культура включает в себя и другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий, способствующих общей физической подготовке.
В базовую физическую
культуру частично входит и спорт, а именно
- в его массовых формах- в пределах 2-го
спортивного разряда Единой всесоюзной
спортивной классификации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Профессионально-прикладная, или производственная, физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.
Профессионально-прикладная
физическая культура может как предшествовать
занятию профессиональным трудом и
осуществлять в виде организованного
и целенаправленного процесса физического
воспитания в ПТУ, техникумах, вузах
и других специальных учебных заведениях,
так и проводиться на предприятии в режиме
рабочего дня (физкультпаузы, производственная
гимнастика и т.п.) или в свободное от работы
время
(восстановительные мероприятия).
Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше.
Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической культуры.
Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных задач физической культуры.
Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола.
В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры.
Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-
Этот вид физ. Культуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей организма человека в связи с заболеванием или временной потерей работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной частью этого вида является лечебная физкультура.
Лечебная физическая
культура является лечебно-педагогическим
процессом, предусматривающим сознательное
и активное выполнение больным рекомендуемых
физических упражнений и назначенных
процедур. Она располагает широким
арсеналом средств и методов воздействия
на организм, таких, как лечебная гимнастика,
гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные
двигательные режимы и др.Применение тех
или иных средств и методов, их дозировка
научно обоснованы, а в ряде случаев –
при особенно тяжелых заболеваниях, как,
например, инфаркт, - лечение осуществляется
по определенной научно разработанной
программе.
Литература: интернет сайты
-otherreferats.allbest.ru
-neuch.ru
-xreferat.ru