Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:32, реферат
Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Физическая культура в стране и обществе…………………………...4 – 5
2. Современная роль физической культуры…………………………….5 – 7
3. Значение физической культуры в современном обществе………….7 – 8
4. Функции физической культуры……………………………………...8 – 10
5. Физическая культура и гармония развития личности………………….11
6. Приоритет направлений физической культуры в современных условиях……………………………………………………………...11 – 12
7. Физическое воспитание в вузе……………………………………...12 – 13
Заключение………………………………………………………………….14 – 15
Литература……………………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
В настоящее время здоровье
нельзя рассматривать как нечто
автономное, связанное только с индивидуальными
особенностями организма. Оно является
результатом воздействия
Естественную потребность в движениях
раньше человек удовлетворял на протяжении
жизни в трудовом процессе. По мере развития
научно-технического прогресса стали
изменяться условия жизни людей. Характерной
особенностью этих изменений стало неуклонное
сокращение доли физических усилий в труде
и быту. Единственная возможность нейтрализовать
отрицательное явление, возникающее у
людей при продолжительном и напряжённом
умственном труде, - это активный отдых
и организованная физическая деятельность.
Физическая культура объективно является
сферой массовой самодеятельности. Она
служит важнейшим фактором становления
активной жизненной позиции. Физическая
культура – это вид культуры, который
представляет собой специфический процесс
и результат человеческой деятельности,
средство и способ физического совершенствования
человека для выполнения социальных обязанностей.
В структуру физической культуры входят
такие компоненты, как физическое образование,
спорт, физическая рекреация (отдых) и
двигательная реабилитация (восстановление).
Они полностью удовлетворяют все потребности
общества и личности в физической подготовке.
В ряде исследований установлено, что
у студентов, включенных в систематические
занятия физической культурой и спортом
и проявляющих в них достаточно высокую
активность, вырабатывается определенный
стереотип режима дня, повышается уверенность
поведения, наблюдается развитие «престижных
установок», высокий жизненный тонус.
Они в большей мере коммуникабельны, выражают
готовность к сотрудничеству, радуются
социальному признанию, меньше боятся
критики. У них наблюдается более высокая
эмоциональная устойчивость, им в большей
степени свойствен оптимизм, среди них
больше настойчивых, решительных людей,
умеющих повести за собой коллектив. Они
успешно взаимодействуют в работе, требующей
постоянства, напряжения, свободнее вступают
в контакты, более находчивы, среди них
чаще встречаются лидеры, им легче удается
самоконтроль. Эти данные подчеркивают
основательно положительное воздействие
систематических занятий физической культурой
и спортом на характерологические особенности
личности. Воспитание физических качеств
основывается на постоянном стремлении
сделать сверхвозможное для себя, удивить
окружающих своими возможностями. Но для
этого со времени рождения нужно постоянно
и регулярно выполнять правила правильного
физического воспитания.
Физическая культура в стране и обществе.
На современном этапе
развития страны в условиях качественного
преобразования всех сторон жизни общества
возрастают требования к физической
подготовленности наших сограждан,
необходимой для успешной их трудовой
деятельности. Перестройка народного
образования в стране поставила
перед высшей школой задачу коренного
и всестороннего улучшения
Гармоничность развития личности ценилась
всеми народами и во все времена. Первоначально
слово “культура” в переводе с латинского
означало
“возделывание”, “обработка”. По мере
развития общества понятие “культура”
наполнялось новым содержанием. Сейчас
культура – это и определенные черты личности
и формы поведения человека
(вежливость, самообладание и т.п.), либо
формы общественной, профессионально
– производственной деятельности (культура
производства, быта, досуга и т.п.). В научном
смысле слово “культура” это все формы
общественной жизни, способы деятельности
людей. С одной стороны это процесс материальной
и духовной деятельности людей, а с другой
стороны – это результаты (продукты) этой
деятельности. Основу и содержание культурно
– психологического процесса развития
“культуры” составляет, прежде всего,
развитие физических и интеллектуальных
способностей человека, его нравственных
и эстетических качеств.
Исходя из этого, физическая культура,
является одной из составных частей общей
культуры, она возникает и развивается
одновременно и наряду с материальной
и духовной культурой общества.
Уровень культуры человека проявляется
в его умении рационально, в полной мере,
использовать такое общественное благо,
как свободное время. От того, как оно используется,
зависит не только успех в трудовой деятельности,
учебе и общем развитии, но и само здоровье
человека, полнота его жизнедеятельности.
Физическая культура и спорт здесь занимают
важное место. Ибо физическая культура
- это здоровье. Физическая культура (воспитание)
предполагает соблюдение правил общественной
и личной гигиены, гигиены труда и быта,
режимов труда и отдыха, т.е. это процесс
окультуривания человека. Спорт - это тоже
здоровье, но это в плане выполнения утренней
физической зарядки. Система физического
воспитания имеет ряд отличительных черт,
таких как:
Физическая культура - это
специфический вид социальной деятельности,
в процессе которой происходит удовлетворение
физических и духовных потребностей
человека посредством целенаправленных
занятий физическими
Физическая культура посредством физических
упражнений готовит людей к жизни и труду,
используя естественные силы природы
и весь комплекс факторов (режим труда,
быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих
состояние здоровья человека и уровень
его общей и специальной физической подготовки.
Показателями состояния физической культуры
в обществе являются:
Современная роль физической культуры.
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различным заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно – сосудистой) организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.
В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.
Физическая культура оказывает
оздоровительный и
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким – либо заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Роль физической культуры
– заметно возросла в эпоху
научно- технического прогресса. Физическая
культура как неотъемлемая часть
общей культуры современного общества
представляет собой многогранное социальное
явление, оказывающее мощное воздействие
на развитие и воспитание всех слоев
населения. В наш век значительных
социальных, технических и физических
преобразований наряду с прогрессивными
явлениями внесла в жизнь и
ряд неблагоприятных факторов. К
ним следует отнести
Адаптационные механизмы человеческого
организма работают как в сторону повышения
работоспособности различных его органов
и систем (при наличии регулярных тренировок),
так и в сторону дальнейшего ее снижения
(при отсутствии необходимой двигательной
активности). Совершенно очевидно, что
кардинально решить задачу повышения
режима двигательной деятельности людей,
минуя средства физической культуры и
спорта, в настоящее время практически
невозможно. Важнейшей специфической
функцией физической культуры в целом
является создание возможности удовлетворения
естественных потребностей человека в
двигательной активности и обеспечения
на этой основе необходимой в жизни физической
дееспособности.
Значение физической культуры в современном обществе
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений.
Как уже отмечалось
ранее, физические упражнения
влияют не изолированно на
какой-либо орган или систему,
а на весь организм в целом.
Однако совершенствование
Информация о работе Роль физической культуры в развитии общества