Роль физической культуры в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:32, реферат

Краткое описание

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Физическая культура в стране и обществе…………………………...4 – 5
2. Современная роль физической культуры…………………………….5 – 7
3. Значение физической культуры в современном обществе………….7 – 8
4. Функции физической культуры……………………………………...8 – 10
5. Физическая культура и гармония развития личности………………….11
6. Приоритет направлений физической культуры в современных условиях……………………………………………………………...11 – 12
7. Физическое воспитание в вузе……………………………………...12 – 13
Заключение………………………………………………………………….14 – 15
Литература……………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат по физ-ре 1 курс 1 семестр.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

 

Функции физической культуры.

 

Базовая физическая культура – эта часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку. Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие. Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте. Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной программой.

Профессионально – прикладная, или производственная, физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики. Профессионально – прикладная физическая культура может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультурные паузы, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время(восстановительные мероприятия). Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, следовательно, производительность их труда намного выше.

Одной из разновидностей профессионально  – прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии  и на флоте. Несмотря на то, что для  большинства военнослужащих, кроме  кадровых офицеров, служба в армии  не является профессиональной деятельностью  и военнослужащие рядового и сержантского состава после демобилизации  возвращаются к своим гражданским  специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать  как составную часть профессионально  – прикладной физической культуры. Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных задач физической культуры. Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола. В-третьих, физическая подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д. А овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры. Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – вид физической культуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей организма человека в связи с заболеванием или временной потерей работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной частью этого вида является лечебная физкультура. Лечебная физическая культура является лечебно – педагогическим процессом, предусматривающим сознательное и активное выполнение больным рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает широким арсеналом средств и методов воздействия на организм, таких, как лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные двигательные режимы. Применение тех или иных средств и методов, их дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых заболеваниях, как, например, инфаркт – лечение осуществляется по определенной научно разработанной программе.

Важнейшей специфической  функцией физической культуры в целом  является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в  двигательной активности и обеспечения  на этой основе необходимой в жизни  физической дееспособности. Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные  компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций  частного характера. К ним следует  отнести:

  1. образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;
  2. прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;
  3. спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
  4. реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей  культуре, в выполнении которых непосредственно  используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую.

В решении центральной  задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все  функции физической культуры в своем  единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому  может рассматриваться самостоятельно.

 

Физическая культура и гармония развития личности.

Как правило, физическую культуру связывают лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Вместе с тем, будучи одной  из человеческих и социальных ценностей, она выступает как культура образа жизни людей, является предпосылкой других уровней общекультурного  бытия – культуры мировоззренческой, политической, нравственной, этической  и эстетической. В физической культуре человек стремится к гармонизации с самим собой, окружающим миром, природой и социумом. Подавляющее  большинство сведений о значении физкультурно – спортивной активности мы получаем из источников средств  массовой информации – пассивных  средств физического воспитания. Многие считают, что знакомиться  со спортом необходимо на практике –  в соревновательной и тренировочной  деятельности. Характер работы на обязательных занятиях физической культурой определяется теми средствами и методами, которые  целенаправленно развивают необходимые  физические качества и двигательные навыки. Существенным фактором, оказывающим  благотворное влияние на развитие личности, является планирование занятий физического  воспитания таким образом, чтобы  индивидуально привлекательные  формы физической активности выступали  подкрепляющим основанием для выработки  потребности в систематических  занятиях физическими упражнениями. Поэтому применение в процессе физического  воспитания результатов собственного двигательного опыта в значительной мере способствует становлению и  развитию познавательных интересов  и активности личности. Таким образом, физическое воспитание, обеспечивая сочетание знаний;

  • производительного существования (физкультурно – оздоровительной деятельности);
  • человеческих ценностей (эмоции);
  • мира культуры (культурные символы и знаки), способствует «расширению сознания» молодого человека.

 

Приоритетность  направлений физической культуры в  современных условиях

В настоящее время резко  сократилась доля физического труда  на производстве и в быту, а в  дальнейшем эта тенденция еще  более возрастет. При этом значительно  усиливается воздействие на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно в промышленных городах, что отрицательно влияет на здоровье людей. Нынешний век характеризуется  возросшим потоком информации. Причем, информационный вихрь усиливается, а это – мощная нагрузка на органы чувств, те самые нервные клетки, которые не отличаются большой устойчивостью и выносливостью. Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний не только при помощи медицинских методов, но и при помощи физических упражнений. Подобно тому, что нельзя развить эстетические потребности, не посещая театры, музеи, выставки, так же нельзя развить и физкультурно-спортивные потребности, не занимаясь физическим совершенствованием. Если же мышцы бездействуют и ухудшается их питание, то уменьшаются объем и сила, снижается эластичность и упругость: они становятся слабыми, дряблыми при одновременном ухудшении деятельности внутренних органов. Поэтому ограничение в движениях и пассивный образ жизни приводят к различным патологическим изменениям в органах и тканях. Одна из общих рекомендаций, которая пригодна для людей самого разного возраста: хотите быть сильными и выносливыми – утомляйтесь! Этот совет верен, и достигнуть высокой работоспособности можно лишь в том случае, если систематически утомлять себя физическими нагрузками. В результате систематической стимуляции восстановительных процессов происходят также структурные изменения, увеличивающие потенциальные возможности организма. Происходит ускоренное восстановление поврежденных в процессе напряженной деятельности тканей, усиливается заживление ран. Благодаря этому, человек становится лучше защищенным от неблагоприятных влияний факторов окружающей среды.

 

Физическое воспитание в вузе.

 
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в  многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического  воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться в  не учебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и  спортом, на укрепление здоровья, совершенствование  физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой  инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры  физического воспитания и активном участии профсоюзной организации  вуза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человеческая жизнь и  здоровье тесно связаны с физической культурой. Именно она способствует излечению от многих болезней и продлевает жизнь. Физическая культура является неотъемлемой частью жизни человека. Каждый человек, уделяющий время физическим занятиям, улучшает свое здоровье. Улучшение  здоровья каждого человека ведет  к улучшению здоровья общества в  целом, повышению уровня жизни и  культуры.

Физическая культура - составная  часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет  от некоторых врожденных и приобретенных  недугов. Физическая культура нужна  людям и физического и умственного  труда. Чрезмерное увлечение спортивными занятиями могут вызвать переутомление, и тогда вместо пользы они принесут вред.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных  процессов, укрепляются мышечная и  костно-связочная системы. Таким  образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого  достигается такое состояние  организма, когда нагрузки переносятся  легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает  активное воздействие на все стороны  воспитания личности, и, прежде всего  на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими  упражнениями - это нравственный долг человека.

Можно отметить что, участвуя в физкультурно-спортивных занятиях, люди ставят перед собой какие-то определённые цели. Эти цели могут быть самые разные, и если все их многообразие свести в четко выраженные группы, то можно обнаружить три основных типа целей, которые определяют участие людей в активных физкультурных занятиях. Естественно, речь идет только о проявлении специфических функций.

Первый тип состоит в том, что определенная часть людей участвует в физкультурно-спортивной деятельности с целью, повышения и дальнейшего развития своих физических способностей. Центральная установка при этом одна – стать сильнее, быстрее, превзойти по физическим возможностям своих сверстников, установить рекорд, добиться победы. Эта цель характерна преимущественно для части молодежи и тех людей, которые занимаются спортом.

Второй тип участия в физкультурных занятиях характеризуется стремлением поддержания своего физического состояния, физической работоспособности, активного долголетия. Задачи повышения физических способностей в качестве главных при этом обычно не ставятся, хотя в какой-то мере они могут присутствовать в качестве побочных, не основных. Данная установка присуща людям зрелого и пожилого возрастов, а также определенной доле молодежи.

Третий тип участия людей в физической культуре имеет целью восстановление своего здоровья и физического состояния, нормализация функционирования организма после болезней, травм, врожденных аномалий (пороки сердца, плоскостопия, искривления, радикулиты и т.д.). Обычно это люди любых возрастов, использующие лечебную физическую культуру.

Информация о работе Роль физической культуры в развитии общества