Роль физической культуры в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:52, реферат

Краткое описание

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-
технического прогресса.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры
современного общества представляет собой многогранное социальное явление,
оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев
населения.

Файлы: 1 файл

НОУ СПО.docx

— 26.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

НОУ СПО

Челябинский юридический  колледж

Контрольная работа по дисциплине

«физическая культура»

Студент: Токарева Оксана Анатольевна

Группа: БД(Д)-01-11

Преподаватель: Штенникова Г.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Роль физической культуры в жизни человека……………………………..1

Роль физической культуры в жизни человека.  

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху  научно-

технического прогресса.

       Физическая  культура как неотъемлемая часть  общей культуры

современного общества представляет собой многогранное социальное явление,

оказывающее мощное воздействие  на развитие и воспитание всех слоев

населения.

       В наш  век – век значительных социальных, технических и физических

преобразований научно-техническая  революция, как  уже говорилось, наряду с

прогрессивными явлениями  внесла в жизнь и ряд неблагоприятных  факторов. К

ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные

с овладением сложной современной  техникой, а также стрессы

профессионального и бытового порядка и как следствие –  нарушение обмена

веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым

заболеваниям, а подчас и  сами эти болезни.

       Влияние  неблагоприятных факторов на  здоровье человека настолько

велико, что внутренние защитные функции самого организма не в  состоянии

справиться с ними. Как  показывает опыт, лучшим противодействием

неблагоприятным факторам оказались  регулярные занятия физической культурой,

которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации

организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество

в своем развитии, тем  в большей степени оно будет  зависеть от физической

культуры.

        Совсем  недавно миллионы людей ходили  на работу и с работы пешком,

на производстве от них  требовалось применение большой  физической силы, в

быту люди также не могли  обойтись без выполнения трудоемких работ.

         В настоящее время объем передвижений  в течение дня сведен к

минимуму. Автоматизация, электроника  и робототехника на производстве,

автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько повысили дефицит

двигательной деятельности человека, что это уже стало  тревожным.

Адаптационные механизмы  человеческого организма работают как в сторону

повышения работоспособности  различных его органов и систем ( при наличии

регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего  ее снижения (при

отсутствии необходимой  двигательной активности). Следовательно, урбанизация

и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного

общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что

кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей,

минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее  время практически

невозможно.

           Отрицательное влияние гиподинамии  сказывается на всех

контингентах населения  и требует поэтому использования  в борьбе с ней всех

средств, форм и методов  физической культуры и спорта.

            Важнейшей специфической функцией  физической культуры в целом

является создание возможности  удовлетворения естественных потребностей

человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой

в жизни физической дееспособности.

 

 

 

            Кроме выполнения этой важнейшей  функции отдельные компоненты

физической культуры нацелены на решение специфических функций  частного

характера.

            К ним следует отнести:

            образовательные функции, которые  выражаются в использовании

физической культуры как  учебного предмета в общей системе  образования в

стране;

            прикладные функции, имеющие непосредственное  отношение к

повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе

средствами профессионально-прикладной физической культуры;

            спортивные функции, которые проявляются  в достижении

максимальных результатов  в реализации физических и морально-волевых

возможностей человека;

             реактивные и оздоровительно-реабилитационные  функции, которые

связаны  с использованием физической      культуры для организации

содержательного досуга, а  также для предупреждения утомления  и

восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

             Среди функций, присущих общей  культуре, в выполнении которых

непосредственно используются средства физической культуры, можно  отметить

воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

              В решении центральной задачи  всестороннего гармонического

развития человека участвуют  все функции физической культуры в своем

единстве. Каждая из ее составных  частей (компонентов) имеет свои

особенности, решает свои частные  задачи и поэтому может рассматриваться

самостоятельно.

 

                       БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 

 

              Эта часть физической культуры  включена в систему общего

образования в качестве одной  из учебных дисциплин, обеспечивающих

разностороннюю физическую подготовку.

              Важность и высокую значимость  этого вида физической культуры

в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как  закладывается с

детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом

определяет не только его  физические кондиции в будущем, но и  его

психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое

долголетие. Нельзя не вспомнить  слова М.И.Калинина: «Почему же я  поставил

физкультуру на одну линию  с русским языком и математикой?

Почему я считаю ее одним  из основных предметов обучения и  воспитания? В

первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими

гражданами. Если наша школа  будет выпускать людей с испорченными нервами и

расстроенными желудками, нуждающихся        в ежегодном лечении на

курортах, то куда же это  годится? Таким людям будет трудно найти счастье в

жизни. Какое же может  быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы

должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

            Базовая физическая культура  является основным звеном системы

физического воспитания и  сопутствует практически всем периодам творческой

жизни человека, начиная  от занятий в дошкольных учреждениях  и кончая

занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

            Важнейшей формой базовой физической  культуры является школьная,

представляющая собой  реализацию в педагогическом процессе основных задач

физического воспитания в  виде учебных занятий. Уроки физкультуры

обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной

программой.

            Кроме школьной формы физическая  культура включает в себя и

другие виды организованных секционных или самостоятельных  занятий,

способствующих общей  физической подготовке.

           В базовую физическую культуру  частично входит и спорт, а  именно

- в его массовых формах- в пределах 2-го спортивного разряда  Единой

всесоюзной спортивной классификации.

 

 

        ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 

        Профессионально-прикладная, или производственная, физическая

культура направлена на решение  задач развития и повышения профессионально

значимых качеств и  навыков, на совершенствование подготовки людей к

конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей

профессионального труда  и находится в прямой зависимости  от его специфики.

         Профессионально-прикладная физическая  культура может как

предшествовать занятию  профессиональным трудом и осуществлять в виде

организованного и целенаправленного  процесса физического воспитания в  ПТУ,

техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и

проводиться на предприятии  в режиме рабочего дня (физкультпаузы,

производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время

(восстановительные мероприятия).

          Научными исследованиями установлено,  что высокий профессиональный

уровень специалистов требует  значительной общей, а подчас и специфической

физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость

производственных показателей  от ее уровня. Так, люди, регулярно

занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше

утомляются к концу  рабочей недели и рабочего дня, а  следовательно,

производительность их труда  намного выше.

            Одной из разновидностей профессионально-прикладной  физической

культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то,

что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в  армии

не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и

сержантского состава  после демобилизации возвращаются к своим гражданским

специальностям, этот вид  физической культуры по ряду причин необходимо

рассматривать как составную  часть профессионально-прикладной физической

культуры.

            Во-первых, подготовка к защите  Отечества – одна из основных

задач физической культуры.

            Во-вторых, служба в Вооруженных  Силах – конституционная

обязанность каждого гражданина мужского пола.

            В-третьих, физ.подготовка в армии  и на флоте имеет особую

направленность, отражающую не только специфику Вооруженных  Сил в  целом,

призванных защищать страну от  возможного нападения, включая  атомную

агрессию, но и отдельных  видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск,

ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение  конкретной

воинской специальностью возможно только с помощью средств  и методов

физической культуры.

            Основная цель физической подготовки  в Вооруженных силах –

достижение высокого уровня готовности личного состава в  короткий срок и с

наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

 

 

       ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 

       Этот  вид физ. Культуры представляет  собой комплекс мероприятий,

направленных на лечение  или восстановление функциональных возможностей

организма человека в связи  с заболеванием или временной  потерей

работоспособности, вызванной  значительным утомлением. Наиболее важной

частью этого вида  является лечебная физкультура.

       Лечебная  физическая культура является  лечебно-педагогическим

процессом, предусматривающим  сознательное и активное выполнение больным

рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает

широким арсеналом средств  и методов воздействия на организм, таких, как

лечебная гимнастика, гигиеническая  гимнастика, плавание, разнообразные

двигательные режимы и  др.Применение тех или иных средств  и методов, их

дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых

заболеваниях, как, например, инфаркт, - лечение осуществляется по

определенной научно разработанной  программе.

 


Информация о работе Роль физической культуры в жизни человека