Физическая культура и спорт в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт в современном обществе являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они выполняют ряд важных социальных функций:

•укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству здорового населения и сохранению генофонда страны;
•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;
• удовлетворение потребностей общества в людях, физически подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга по защите Родины;
• интернациональное воспитание граждан страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами.

Файлы: 1 файл

Социальные функции физической культуры.docx

— 21.12 Кб (Скачать)

Физическая культура и  спорт в современном обществе являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они  выполняют ряд важных социальных функций:

 
•укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству  здорового населения и сохранению генофонда страны; 
•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;

• удовлетворение потребностей общества в людях, физически  подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга  по защите Родины; 
• интернациональное воспитание граждан страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами.

 
Рассмотрим их более подробно. 
Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья людей и сохранения генофонда страны. Основным показателем физического состояния человека является его здоровье, которое обеспечивает полноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях. 
Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяется как важнейшая социальная задача, роль которой в любом обществе чрезвычайно велика. 
В решении этой задачи не последнюю роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направленного использования физических упражнений, соблюдения здорового образа жизни и т.д. можно в широком диапазоне изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Оздоровительная направленность физической культуры и массового спорта является закономерностью их функционирования. Выбор средств физического воспитания, регулирование физических нагрузок основаны в первую очередь на контроле за состоянием здоровья занимающего со сто

роны врача, тренера-преподавателя и считаются обязательными условиями при занятиях физической культурой и спортом. 
Забота о генофонде населения страны выступает одной из важнейших, а ныне и актуальнейших, государственных задач. В этой работе задействованы многие общественные и государственные структуры. Существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физическая культура и спорт. Не случайно в одном из своих выступлений Президент РФ В. В. Путин предостерег — невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации» . 
Именно культура физическая будущих родителей, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны. 
В биологии, селекции существует постулат: «Хорошее с хорошим дает лучшее...», который можно отнести как к обществу, государству, так и к каждому конкретному его гражданину. 
Сегодня вы студенты, а завтра вы родители! И думать об этом надо сегодня!.. 
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Стремление к физическому совершенству. Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам процесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта. 
При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оптимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений). 
О жизненной целесообразности такого всестороннего физического развития высказался летчик-космонавт Алексей Леонов, человек, впервые в мире шагнувший в открытый космос. Он считает, что главным качеством космонавта в его физической подготовленности явля¬ется разносторонность! По его словам, в отряд космонавтов рекордсмен мира или олимпийский чемпион не попадает потому, что есть в его организме (это доказано) «отклонения»: что-то очень развито, а что-то резко отстало в развитии. «Нам нужны люди средние, но очень выносливые и развитые по всем направлениям». Это сказано о сложнейшей и пока еще редкой профессии космонавта, но сама суть такого подхода в физическом воспитании, физической подготовке может быть распространена и на представителей других профессиональных групп. 
Следует отметить действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитания других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и даже идейно-патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель гармонического формирования человека. При этом воздействие физиче-ской культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими средствами. 
Что касается стремления к достижению идеала — физическому совершенству, то здесь мы сталкиваемся с философским толкованием самого понятия «идеал». Признана трудность его достижения в силу различных причин (но к этому нужно стремиться!), в том числе и по причине его изменчивости во времени. 
Поэтому суть физического совершенства наиболее коротко изложена в определении его понятия. 
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. 
Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества. 
Подготовка людей к профессиональному труду и защите Родины. Одной из основных функций физической культуры и спорта является удовлетворение потребностей общества в физической подготовленности людей, участвующих в производстве, их психофизической готовности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины. 
Как уже указывалось, с начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели важное значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда и военной практики. Существенное уменьшение доли простого физического труда и постоянное увеличение доли умственного труда в процессе современного производства в любой профессиональной деятельности не снижает требований к физической подготовленности работников, а еще более заостряет проблемы психофизической надежности человека в системе производства и профессиональных деловых отношений. 
Вероятно, не случайно в плане существенных изменений на рынке труда появляются и становятся привычными подобные объявления: «В банковскую систему... требуются молодые специалисты—выпускники юридических факультетов, владеющие иностранным языком и имеющие хорошую физическую подготовленность. Оплата высокая». 
Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Известно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производственной и деловой жизни. Поэтому здесь будет уместно отметить следующий важный постулат: 
В обществе нет других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к новому производству, новым деловым отношениям людей, достаточно развитых физически.

 

 

 

Введение

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами  социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей.

Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных  сил и общей дееспособности. Это  в свою очередь, способствует совершенствованию  духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника  творческих сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения» (В. П. Тугаринов, 1965).

Физическая культура - явление  исторически обусловленное. Её возникновение  относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда  люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и  свою собственную природу. Необходимость  подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к  другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение  и дальнейшее развитие физической культуры.

 

1. Физическая культура  и спорт-- часть общечеловеческой  культуры

Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые  передаются генетически и развиваются  в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет  социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально  активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Итак, физическую культуру следует  рассматривать как особый род  культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни  в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного  быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое  и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей  по использованию, распространению  и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт -- часть  физической культуры. В нем человек  стремится расширить границы  своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт -- это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

 

 

 Поскольку физическая  культура является частью культуры  общества, то ей присущи, прежде  всего, общекультурные социальные  функции. К ним можно отнести  такие, как воспитательная, образовательная,  нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная,  экономическая и др. Рассмотрим  лишь некоторые из них.  

 Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями  и спортом:  создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств;  развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника;  формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).  В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.  Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.  Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами.  Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.  

По признакам общности их можно объединить в следующие  группы:  

1. Общее развитие и  укрепление организма всех людей  независимо от возраста, пола, состояния  здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических  качеств и способностей, совершенствование  двигательных навыков, укрепление  здоровья, снижение процессов инволюций  и т.д.)  

2. Физическая подготовка  людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная  функция физической культуры, профессионально-прикладная  физическая подготовка).  

3. Удовлетворение потребности  людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного  времени (отвлечение от вредных  привычек, формирование здорового  образа жизни).  

4. Развитие волевых физических  способностей и двигательных  возможностей человека от оптимального  до предельного уровней.  

5. Экономическая значимость  физической культуры определяется  снижением уровня заболеваемости  и травматизма трудящихся, повышением  их производительности труда,  долголетием, в том числе и  трудовым.  

 Социологические данные, полученные многими учеными убедительно  доказывают положительное влияние  занятий физическими упражнениями  на социальную активность, производительный  труд, здоровье и долголетие людей.  Так, Институтом социологических  исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников значительно выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремится выполнить работу с высоким качеством.  

 Разносторонние интересы  физкультурников положительно сказываются  и на характере досуга, который  у них значительно богаче и  содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников  постоянно уделяют внимание воспитанию  детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими.  Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.


Информация о работе Физическая культура и спорт в современном обществе