Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа
Не секрет то, что семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. В
ВВЕДЕНИЕ……………………………....………………………..…..…3
Понятие и агенты семейной социализации….…….………............5
1.1Супружеская социализация………………… ………….….…....7
1.2 Родительско-детская социализация………………………......10
1.3 Социализация сиблингов…………………….…….…….…....13
2. Проблемы социализации………………… ………………………...19
Прблемы воспитания. Цели и мотивы.………………………..20
2.2Родительская диленквентность……..………………….………24
2.3.Патерная депривация………………….………..….…..………27
3. Эмоциональный компонент и его влияние на социалиазцию ребенка………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...….……….….36
Список использованных источников…………………….…….……
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа
Социализация детей в семье
Выполнила: студентка 3 курса дневного отделения Мануляк И.В.
Научный руководитель: доцент ВАК Черкашина Е.Ю.
Красноярск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………....…………………
1.1Супружеская социализация………………… ………….….…....7
1.2 Родительско-детская
1.3 Социализация
сиблингов…………………….…….…….…....
2. Проблемы социализации………………… ………………………...19
2.2Родительская
диленквентность……..………………….………
2.3.Патерная депривация………………….………..….…..……
3. Эмоциональный компонент
и его влияние на социалиазцию ребенка……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...….
Список использованных источников…………………….…….……38
Введение
Не секрет то, что семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Вместе с тем, семья является первичным агентом социализации индивида. Именно она закладывает нормы и ценности, формирует установки, транслирует образцы поведения. Следовательно, от благополучия семьи зависит процесс формирования личности. Важно понимать, что семья является не только социальным институтом, оказывающим наибольшее влияние на человека в течении всей его жизни, но и институтом, который также может причинить и самый большой вред.
В настоящее время растет
число неблагополучных семей. И
в связи с этим, важно понимать,
что неблагополучная семья
В этой связи, процесс социализации ребенка еще более актуален, ведь от того как и в каких условия будет проходить этот процесс, зависит формирование его личности, а значит и вся его жизнь.
Объект – Семейная социализация.
Предмет – Социализация ребенка в семье.
Цель – изучить факторы влияющие на социализацию детей в семье.
Задачи:
Успешность человека характеризуется тем, насколько хорошо индивид социально адаптирован, т.е. интегрирован в общество и способен к взаимодействию с людьми. Другими словами, его способностью жить и действовать в обществе. Становление личности происходит через ее обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Такой процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам носит название социализация. Н. Смелзер считает, что этот процесс происходит в трех основных сферах:
Таким образом, социализация воздействует на все сферы формирования личности, а значит, оказывает решающие влияние на развитие человека, его характер, поведение, установки и социальную адаптированность в целом.
В то же время необходимо понимать, что процесс социализации невозможен без общества и зависит от него. По мнению В. Мухиной, социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре:
Другими словами, содержанием этого процесса выступает усвоение культурных норм общества и освоение социальных ролей, которые необходимо выполнять любому человеку как члену общества. Важно отметить, что социализация человека начинается с момента своего рождения и заканчивается смертью и характер усвоенных норм и правил поведения зависит от интенсивности влияния на личность того или иного социального окружения. В то же время основной сложностью социализации, еще Ж.-Ж. Руссо заметил тот факт, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий3. Следовательно, самым сильными агентами социализации являются родители, которые сопровождают ребенка на самых ранних этапах его жизни и этим оказывают самое сильное влияние на формирование будущей личности.
Семейную социализацию, в зависимости от того родительская это семья или собственная, можно понимать по-разному. В первом случае это влияние, оказываемое семьей на формирование социально адаптированной личности, а во втором как подготовку к будущим семейным ролям. Супружеская социализация начинается после создания человек собственной семьи и продолжается до тех пор пока семья существует. В ходе нее происходит приспособление супругов друг другу и своим новым социальным ролям. С появлением ребенка, по мнению А.И. Кравченко, в семье начинается второй тип социализации – родительско- детская, которая характеризуется целенаправленным процессом воспитания, а также механизмом социального научения4. Другими словами, с одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения взаимодействия других членов семьи между собой. Обратная ситуация складывается в детско-родительской социализации, когда уже дети влияют на своих родителей. Важно отметить тот факт, что чем старше ребенок, тем сильнее его влияние на своих родителей. Наконец, третий тип социализации между братьями и сестрами ¾ социализация сиблингов. А.И. Кравченко утверждает, что братья и сестры выступают в процессе обучения, воспитания, общения и социализации не только как группа родственников, но также как группа ровесников или, точнее сказать, квазировесников, поскольку они способны воспроизводить в семейном взаимодействии между собой те структуры и типы отношений, которые существуют в группе дворовых подростков, школьных товарищей, университетских коллег5. Следовательно, братья и сестры являются не только защитниками и опекунами друг по отношению к другу, но также бескомпромиссными критики и оценщиками. Таким образом, в семье можно выделить три типа агентов семейной социализации: супругов (по отношению друг к другу), родителей (по отношению к своим детям) и сиблингов (отношения между братьями и сестрами). Ниже мы рассмотрим подробнее.
Прежде всего, необходимо отметить то, что супружеская социализация – это важный этап в жизни каждой семьи. Он означает подготовку брачной пары к совместной жизни, распределение семейных обязанностей, исполнение роли мужа и жены, установление норм совместной жизни и их исполнение. В свою очередь этот процесс имеет ряд особенностей. Так, супружеская социализация является однопоколенной и разнополой, что с одной стороны, упрощает этот процесс, так как оба супруга росли в схожем социальном окружении и усваивали одни нормы и ценности, характерные для конкретного исторического времени, а с другой усложняет ее, потому что модели поведения мужчины и женщины различны, так же как и способ мышления. Другой особенностью является то, что она продолжается на протяжении всего периода сохранения брака и представляет собой цепочку взаимных влияний, обучений, поучений, контроля за исполнением, а также совокупности санкций, которые супруги применяют по отношению друг к другу. При этом, важно понимать, что этот процесс оказывает влияние на поведение как в семье, так и вне ее, а значит, что в случае расторжения брака усвоенные друг от друга нормы и правила поведения не забываются и прослеживаются в поведении обоих бывших супругов. Последней особенностью супружеской социализации можно считать то, что внутри семьи супружество для мужчин и отцовство отличаются от супружества для женщины и материнства. Первая обязанность отца обеспечить семью материально, в то время как на женщине лежат обязанности по созданию комфортного внутрисемейного климата. В то же время нельзя забывать, что ни материальное обеспечение, ни эмоциональный комфорт не возможен, если в его создании участвует всегда только один, а тратит только второй. Поэтому для супружеской пары очень важно успешно пройти этап распределения ролей и связанных с ней функций, при этом важно, чтобы супругу было максимально комфортно занимаемая позиция.
Огромное влияние на супружеской социализации оказывает то, какое представление о браке сформировалось у супругов еще, будучи в родительской семье. Не случайно, что каждый человек ищет себе партнера с характером похожим на кого-то из своих родителей. Это связано с тем, что у каждого из супругов имеется опыт жизни в родительских семьях и на основе этих представлений они пытаются построить отношения в собственных семьях. Поэтому от того какие отношения существовали в родительской семье зависит построение собственной. Если эти сценарии совпадают, то количество семейных конфликтов минимально. А.И. Кравченко приводит такой пример: если в родительской семье доминировала сильная и энергичная мать, которая к тому же уделяла дочери максимум тепла и заботы, пусть и в строгой форме, то у девочки на ее примере формируется материнская позиция по отношению к своей семье6. Другими словами, девочка стремится стать опекуном, защитником, заботливой мамой и даже командиром, который все знает лучше других, который готов не только помочь, но и приструнить. В свою очередь Кон И. утверждал, что люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными7. В связи с этим особую роль играет эмоциональный контакт в родительской семье, то чувствовал ли супруг себя любимым. Только в этом случае, он может дарить любовь другим и основывать на доверии свою собственную семью. В то же время, после образования собственной семьи социализация со стороны родителей заметно снижается, на смену ей приходят супружеская социализация и обратная исходной родительско-детской социализация, которую можно назвать детско-родительской. Это связано с тем, что нынешнее молодое поколение обучает «своих стариков» не только азам компьютерной техники, веяниям моды, приобщает их к техническим благам современной цивилизации, но и корректирует, контролирует и формирует их социальные отношения с обществом.
Таким образом, супружеская социализация представляет собой сложный процесс, включающий в себя добрачную подготовку пары к совместной жизни, а так же адаптацию каждого супруга к жизни в браке. Супружеская социализация осложнена тем, что в брак вступают люди уже имеющие свой собственный жизненный опыт, точку зрения, ценности и убеждения, а главное сценарий совместной жизни, которая сформирована еще в раннем детстве по модели поведения родительской семьи. Следовательно, если один или оба супруга росли в не полной семье, то и модели поведения отсутствующего отца или матери у них нет, что в свою очередь представляет особую сложность в процессе супружеской социализации. В данном случае, сценарий супружеского поведения будет формироваться под влиянием того социума в котором рос супруг. Однако не редки случаи, когда модель поведения не сформирована до вступления в брак и складывается уже в процессе совместной жизни. В заключение важно отметить, что от того на сколько успешно проходит супружеская социализация зависит успешность родительско- детской социализации.
Главную часть в жизни ребенка занимают его родители. Они первые люди, которых он видит и узнает, они же и те, кто заботится о нем и воспитывает. Такой тип социализации, в котором родители влияют на развитие личности своих детей называется родительским-детским. Ее содержанием выступает передача культурных ценностей от одного поколения к другому, приучение к дисциплине, обучение навыкам повседневной жизни и личной гигиены, усвоение культурных норм межличностного обращения людьми, освоение социальных ролей, принятых в большом обществе. Продолжительность родительско-детской социализации самая большая с момента рождения первого ребенка до момента смерти последнего родителя.
Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. При этом, считает Шипицына Л.М., не все из перенятого и воспринятого может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от отца и матери, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку8. Ребенок впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе. Поэтому воспитание ребенка всегда начинается с самовоспитания родителей и обуславливается им.
В то же время необходимо понимать, что для нормального развития ребенка необходима родительская любовь, забота о нем его родителями. Причем, как говорит Захаров А.И., если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека9. Таким образом, родительская любовь является источником благополучия человека, поддержания физического и психологического здоровья. Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Следует отметить, что влияние матери и отца на развитие ребенка различно. Мама начинает влиять на ребенка задолго до его рождения. Уже в период беременности важен настрой матери то, как она относится к беременности, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность. Захаров А. И. отмечает, негативное влияние стресса матери во время беременности, причем организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери, а в количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, если прежде всего принимать во внимание последующие отклонения в их развитии10. Следовательно, еще не родившись ребенок реагирует на эмоции, чувства своей мамы и начинает формироваться согласно им. Таким образом, устанавливается связь между матерью и ее ребенком, которая в случае любви и заботы мамы о своем будущем малыше означает безусловную любовь, а в случае игнорирования – отчуждение. Можно сказать, что ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.