Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа
Не секрет то, что семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. В
ВВЕДЕНИЕ……………………………....………………………..…..…3
Понятие и агенты семейной социализации….…….………............5
1.1Супружеская социализация………………… ………….….…....7
1.2 Родительско-детская социализация………………………......10
1.3 Социализация сиблингов…………………….…….…….…....13
2. Проблемы социализации………………… ………………………...19
Прблемы воспитания. Цели и мотивы.………………………..20
2.2Родительская диленквентность……..………………….………24
2.3.Патерная депривация………………….………..….…..………27
3. Эмоциональный компонент и его влияние на социалиазцию ребенка………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...….……….….36
Список использованных источников…………………….…….……
Безусловно, каждый родитель решивший завести ребенка задумывается о том, как он будет воспитывать своего ребенка, чему научит, и какое образования даст. Целью и мотивом воспитания ребенка, в этом случае, является счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Однако не редки случаи, когда, не смотря на, благие цели воспитания, социализация ребенка в семье проходит не так успешно как хотелось. В связи с этим, Гурко Т. выделяет, четыре возможные ошибки в воспитании такие, как потребность в эмоциональном контакте, потребность смысла жизни, потребность достижения, реализация определенной системы и формирование определенных качеств, каждую из которых мы рассмотрим подробнее.
Потребность в эмоциональном контакте, как утверждает Гурко Т, складывается из направленности человека на психический облик другого человека22. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В такой эмоциональный контакт и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций. Но, Кон И.говорит, может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается "вставленной" именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта23. Следовательно, ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Это может произойти в семьях, где по тем или иным причинам родители испытывают затруднения в контактах с другими людьми, или в неполных семьях, посвятивших все свое время детям. Проблемы в этом случае возникают из-за того, что родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга. В результате может возникнуть конфликт между развивающимся ребенком и родителями, старающимися стать всем для своего дитя, а может сформироваться иждивенческая позиция у самого ребенка.
Под потребностью смысла жизни Гурко Т. Понимает ситуацию, когда воспитание становиться единственной деятельностью24. Потребность смысла жизни, потверждает Мухина В.С., характеризует поведение взрослого человека, без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в максимальной степени25. Таким образом, удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение "опекунши", которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, выполняет за него школьные задания, чтобы ребенок не переутомился. В результате мама получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания, в этом случае, как утверждает Антонов А.И., состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми26. Например, отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту или мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма. В свою очередь, ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств, не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Таким образом, ребенок становится перед сложным выбором. Он может втиснуть себя в рамки родительских идеалов ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет путем, не соответствующим его личности и способностям. С другой стороны, ребенок может восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Организацию воспитания в семье по определенной системе, Гурко Т считает одним из вариантов реализации потребности достижения27. Существуют семьи, цели воспитания которых направлены не на самого ребенка, а на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Чаще всего это очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени. Иными словами, родители познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Интересен факт, Антонов А. И. отмечает, что родители, следующие воспитанию по типу реализации системы, внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка28. Другими словами, здесь речь идет о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики. Важно помнить о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Существуют проблемы и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, Лангмейера Й., утверждает, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи29. Такими идеями могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим особо ценным качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. Однако в тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно остро. Лангмейера Й. приводит пример, ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие спортивных упражнений, насмешливое отношение к играм с куклами30. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка.
Таким образом, стили
воспитания, предоставление ребенку
той или иной меры независимости определяются мотивами. Если единственным
или основным мотивом воспитания является
потребность эмоционального контакта,
или потребность достижения, или потребность
смысла жизни, воспитание проводится на
укороченной дистанции и ребенок ограничивается
в своей самостоятельности. При реализации
определенной системы воспитания, когда
мотив воспитания отодвигается о ребенка,
дистанция может быть любой. И может определяться
уже не столько личностными установками
родителей или особенностями детей, сколько
рекомендациями избранной системы. В последнем
случае тоже формируется проблема независимости,
которая здесь представлена, как невнимание
родителей к присущим ребенку индивидуальным
качествам. Такой же проблемой обладают
сверхценные мотивы родителей, которые
ограничивают свободу развития присущих
ребенку задатков, нарушая его гармоничное
развитие.
Итак, вопрос
воспитания детей является одним из самых
важных в жизни человека. Важно помнить,
что каким бы не был мотив воспитания,
оно всегда должно быть для ребенка, т.е.
учитывать его индивидуальные качества,
возрастное развитие, его собственные
интересы и желания. Не существует готовых
рецептов правильного воспитания и общения
со своими детьми, так же как и не существует
идеальных родителей. Важно помнить, что
каждый поступок родителя в целях воспитания
или не оказывает влияние на ребенка.
Следовательно, воспитание является важной
частью процесса социализации ребенка,
формирования его личности.
Как было сказано выше, существует множество форм семейного неблагополучия, которые одинаково пагубно влияют на личность будущего взрослого человека. Это может быть и гиперопека, а может - родительская делинквентность. Последнее является самой острой негативной формой поведения родителей, которая касается психологических, социально-психологических и социальных отношений с ребенком. Елизаров А. Н поясняет ,этот термин как, уклонение родителей от своих обязанностей по воспитанию и социализации детей31. С одной стороны, родительская делинквентность – это явление, когда ребенок предоставлен сам себе, а родители перестают быть активными агентами социализации, а с другой может является крайней формой авторитарного воспитания.
В большенстве, родители-делинквенты характерезуются тем, что не следят за дисциплиной, не прививают им нормы нравственности и морали. В большинстве случаев, Елизаров А. Н говорит, делинквентные родители сами, как правило, становятся источником появления делинквентных подростков, стоящих на учете в полиции32. Например, родители страдающие алкоголизмом или наркоманией, безработные, люди, неоднократно нарушавшие закон. Однако такое поведение родителей не является единственно-возможной причиной делинквентности. Такого рода явление случается и в тех ситуациях, когда родители в силу своих либеральных взглядов или характера профессии придерживаются попустительского стиль воспитания, не вмешиваясь в жизнь своих детей, предоставив им полную свободу и фактически отдав их на волю уличной стихии. В такой семье чаще вырастают дети зависимые от алкоголя и наркотических веществ, дети не соблюдающие общественные нормы. Это можно объяснить тем, что если родители неэффективно выполняют роль первичного агента социализации, их роль берут на себя другие агенты той же самой первичной социализации, в частности ровесники. Следовательно вместо того что бы усваивать общественные нормы и ценности через поведение своих родителей, дети, в связи с отсутствием такой возможности, восполняют нехватку знаний, умений и навыков на улице, среди сверстников, часто из таких же семей, усваивая их не всегда позитивный опыт.
Другим случаем родительской деликвентности является крайняя степень авторитарного стиля воспитания, т.е. полная регламентация действий ребенка, отсутствие даже минимальной свободы, и как следствие недостаточность условий для гармоничного развития личности и навыков самостоятельного проживания. В этом случае, ребенок, особенно подростковом возрасте стремиться восполнить нехватку свободы и его поведение часто становится деликвентным.
Не редки случаи, когда авторитарная форма воспитания сопровождается родительским насилием над детьми. Проблема насилия в России с каждым годом становится все острее. По данным МВД, Ежегодно родители избивают около 2 млн детей: 10% от побоев умирают, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. В год более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. За пять последних лет случаи убийства младенцев собственными матерями выросли в 1,7 раза33. И здесь речь идет не только о причинении физического вреда своему ребенку, что само по себе является темой для отдельной работы, но и о том, что насилие всегда порождает насилие. И совершая подобные действия родители травмируют не только психофизилогическое состояние ребенка в данный момент, но и транслируют негативную модель поведения, которая может стать ведущей в жизни ребенка. В тоже время сам процесс насилия безвозвратно деформирует психику и личность ребенка, порождая целый комплекс сопутствующих проблем. Важно помнить, что помимо физического насилия существуют и другие его формы, такие как психическое.
Под психическим (эмоциональное) насилием, Лэнг Р. Д. понимает, периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности34. Другими словами психологическое насилие – это открытое неприятие ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, а так же предъявление к нему чрезмерных требований. Например, семьи с асоциальным поведением, зависимостью от ПАВ и т.д. В этих семьях высок риск формирования созависимости, т.е. ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Естественно, что такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности или испытывать безусловную любовь, что, как было сказано выше, является необходимым условием для успешной социализации личности.
Итак, насилие в любой его форме порождает такие чувства, как страх, тревога, подавленность, гнев, отвращение и т.д. Но главной проблемой родительского насилия является то, что ребенок усваивает образ отношений насильник жертва. Этот образ, как утверждает Лебедева М. А., фиксируется на физиологическом уровне, превращается в базовую потребность, которую можно удовлетворить, только или переживая насилие, или насилуя35. Из таких детей как раз и вырастают серийные убийцы типа Чикатило или педофилы. Это связанно с тем, что выраженность эмоциональных переживаний у детей очень высокая, и события чрезмерно драматизируются ребенком, зацикливая сознание.
Таким образом, родительская делинквентность порождает многообразную картину патологий, причиной которых служит та или иная форма насилия, пережитого ребенком в детстве. Это насилие откладывает тяжелый отпечаток на всю дальнейшую жизнь индивида. В тоже время, важно помнить, что каким бы ни был источник, делинквентные родители не исполняют перед обществом своих прямых обязанностей и функций. Ведь родители обязаны научить ребенка сохранять свое достоинство, не ущемляя прав других людей, не вмешиваясь в их личную жизнь и не навязывая им собственной, нередко аморальной модели поведения.
Выше были рассмотрены ситуации, в которых задействованы оба родителя. Однако не проще дело обстоит с неполными семьями. Они образуются в результате развода родителей или смерти одного из них. Именно отсутствие в семье одного из родителей называется патерной депривацией. В полной семье отец и мать выполняют разные функции в процессе социализации, мама дает ребенку чувство защищенности, надежности, любви и желанности, в то время как папа формирует в ребенке позитивный социальный интерес. Следовательно, в семье, где единственным родителем является мать, у детей отсутствуют собственные критерии оценки социальной значимости событий и поступков. Такие дети становятся легким объектом преступных манипуляций и махинаций. В тоже время, если в семье единственным родителем является отец, у ребенка не формируется чувство безопасности и любви, что также деформирует личность. Оби эти ситуации иллюстрируют стандартный сценарий воспитания в неполных семьях, который называется гипоопека. В своем исследовании М. А. Лебедева установила, что гипоопека не обеспечивает полного цикла социализации, поскольку в ней недопредставлены домашние условия воспитания и перепредставлены уличные36.В результате формируется дефектный тип личности, который включает в себя стремление к ранней самостоятельности, что проявляется в мелком хулиганстве, избиении младших, реакции группирования со сверстниками, реакции, связанные с проявлением сексуального чувства.
В настоящее время наиболее распространенным случаем неполных семей является тот, в котором единственным родителем выступает мать, что формирует целый ряд проблем. Влияние матери, как правило, ограничивается кругом семьи, поскольку ее функция развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать его гуманистические качества. Поэтому важной проблемой у детей, выросших без отца, как утверждает, Нарицын Н. Н, является то, что им характерен невысокий уровень притязаний и мотивации достижения в комплексе с повышенной возбудимостью и уровнем тревожности37. Например, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. В свою очередь, если нет уравновешивающего влияния отца, то значение личности матери гипертрофируется по сравнению с обычными условиями. В этом случае у ребенка есть два выхода – либо начать бунт против опеки матери, либо остаться физиологически слабым, не самостоятельным.