Воспитания детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Не секрет то, что семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. В

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………....………………………..…..…3
Понятие и агенты семейной социализации….…….………............5
1.1Супружеская социализация………………… ………….….…....7
1.2 Родительско-детская социализация………………………......10
1.3 Социализация сиблингов…………………….…….…….…....13
2. Проблемы социализации………………… ………………………...19
Прблемы воспитания. Цели и мотивы.………………………..20
2.2Родительская диленквентность……..………………….………24
2.3.Патерная депривация………………….………..….…..………27
3. Эмоциональный компонент и его влияние на социалиазцию ребенка………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...….……….….36
Список использованных источников…………………….…….……

Файлы: 1 файл

Курсовая. Мануляк..docx

— 116.97 Кб (Скачать)

Безусловная любовь матери, считают Г. Клауд и Д. Таунсед, дает ребенку:

  • чувство защищенности;
  • безопасность;
  • убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;
  • говорит о его важности и желанности в жизни;
  • дает прочное ощущение надежности;
  • питает не только физической, но и душевной пищей;
  • дарит способность доверять людям, миру, себе;
  • вкладывает чувство принадлежности к роду, нации…
  • устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать   ответственность на себя по мере взросления;
  • помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми11.

Таким образом, материнская  любовь необходима каждому ребенку для здорового развития и является важным компонентам счастливой жизни. Важно помнить, человек не может достичь ощущения своей нужности самостоятельным интеллектуальным усилием, он может только чувствовать ее. В начале жизни ребенок должен постоянно убеждаться в том, что он любим и желанен – только так он будет в состоянии войти в общество.

С другой стороны роль отца в воспитании ребенка не менее  значима, чем роль матери. А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса12.  Это объясняется тем, что отец устанавливает правила поведения для ребенка, также и тем, что игры отца и ребенка  требуют большей активности от последнего, максимальной включенности в процесс. Однако человек может научить только тому, что умеет сам. В связи с этим формирование у ребенка социального интереса возможно только, если у отца сформирована позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. В дополнение к этому, его социальный интерес должен проявиться и в отношениях с детьми. Также важно отметить и роль отца в усвоении ребенком половой роли. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности — у сыновей. В тоже время, основная сложность роли отца в воспитании ребенка заключается в том, что любовь отца к ребенку чувство приобретенное и требует постоянной работы над эмоциональным контактом с ним, в то время как материнская любовь безусловна и контакт ребенка с мамой устанавливается еще до рождения.

Таким образом,  родители являются первыми агентами социализации своего ребенка, поэтому, в большей степени,  от их влияния зависит развитие его личности, а именно, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец — за эмоциональную независимость. Именно они закладывают установки, прививают нормы и правила поведения, а также формируют иерархию ценностей у своих детей. Поэтому очень важно, что бы и мать и отец  четко представляли то, каким они хотят видеть своего ребенка. В свою очередь, важно помнить, что дети социализируются как посредством воспитания, так и викарного научения, запоминая и воспроизводя поведение своих родителей. И в связи с этим любое воспитание должно начинаться с самовоспитания его родителей.  Еще одним ключевым моментом в родительско-детской социализации является необходимость глубокого эмоционального контакта всех членов семьи, другими словами воспитание ребенка в семье должно строится на любви его родителей к нему. Это необходимая часть родительско- детских отношений без которой невозможно гармоничное развитие личности ребенка.

 

 

1.2 Социализация сиблингов

 

Эмоциональная система любой  семьи порождает конкретные функции, которые выполняются членами семьи. Это связано с тем, что когда один член семьи берет на себя те или иные функции, другие уже не будут их выполнять. Таки образом, появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией, что не может не влиять на формирование личности. По мнению А.Адлера, порядок рождения — основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. Он утверждал, что, если у детей одни и те же родители и они растут примерно в одних и тех же условиях, у них все же нет идентичного социального окружения13.  Это объясняется тем, что опыты старшего и младшего ребенка в семье по отношению к другим детям различены и сильно влияют на формирование стиля жизни, так как с появлением последующих детей родители меняют свое поведение, а значит, меняется и воздействие на ребенка. Поэтому социальная ситуация родных братьев и сестер внешне выглядит  абсолютно одинакова, однако, внутри семьи она различна для каждого ребенка.

Согласно А.Адлеру, положение  первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно волнуются по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается»14. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей и привыкает к ней, поэтому рождение второго ребенка меняет положение первенца. Теперь ему приходится делить внимание родителей со своим братом или сестрой, что порождает соревнование между ними. При этом важную роль, как замечает Райс Ф., играет пол второго ребенка – если рождается второй ребенок другого пола, для первенца это событие не является столь драматичным, так как между ними отсутствует прямое соревнование. Если второй ребенок — того же пола, его воздействие на первенца очень сильно15. Во - втором случаи, когда оба ребенка того же пола, соревнование между детьми становится прямым и первенец, в большинстве случаев, пытается делать все, чтобы родители любили его больше, чем новорожденного. В свою очередь, родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он больше и умнее, и ожидая от него помощи. Вследствие этого старшие дети часто обладают многими родительскими качествами: они умеют быть воспитателями, способны брать на себя ответственность и играть роль лидера. Однако  такое чувство ответственности в семье может приводить к тревожности, так как первенец не смеет ошибиться, расстроить родителей. Это осложняется и тем, что, не смотря на все старания, первенцу не удастся вернуть себе всю любовь и внимание родителей. В результате первенец приучает себя к изоляции и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Кроме того, важно отметить, что для старших детей характерна нетерпимость к чужим ошибкам.

Иная ситуация складывается у среднего ребенка в семье. Ее сложность заключается в том, что средний ребенок не привык быть всегда впереди, как старший  и в то же время не может играть роль малыша. В связи с этим мнения ученых в данном вопросе разделились. Например, Адлер полагал, что средний ребенок ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто и вырвется на пару шагов вперед, он постарается его опередить. Он все время мчится на всех парах16.  Отсюда можно сделать вывод, что старший сиблинг задает темп развития среднего, так как они существуют в ситуации постоянного соревнования за родительскую любовь.  С другой стороны, Рональд  У. Ридчарсон считал, что средний ребенок в своем поведении может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, в результате он не имеет твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности17.  Важным моментом здесь является то, что среднему ребенку в семье приходится во многом сложнее других, так как он вынужден соревноваться как со старшим — более умелым, сильным, так и с младшим — более беспомощным и зависимым. Выбор линии поведения, в такой ситуации, зависит от  разнице в возрасте между детьми. Чем меньше интервал между старшим и средним ребенком, тем больше влияния на последнего оказывает первенец. Важная роль здесь отводится поведению родителей, так как сиблинги изначально находятся в борьбе за родительское внимание, то поощрение родителями тех или иных поступков ребенка оказывает огромное влияние на выбор стиля поведения.

Особенности младшего ребенка  заключаются в том, что для всей семьи он является самым маленьким, нуждающимся в особой заботе и внимании, это может сохраняться даже после достижения зрелого возраста. По отношению к младшим детям семья предъявляет меньше требований, особенно если есть сиблинг того же пола. Ему прощается гораздо больше, чем старшему, который в сходном возрасте обычно считается уже большим. Младший ребенок окружен вниманием всей семьи, но при этом не имеет ничего своего – вещи, игрушки часто передаются ему от старших детей, что может быть предпосылкой для формирования чувства неполноценности и зависимости от окружающих.

Существует два мнения на результаты воспитания младших детей. Так, Ричардсон пишет, что, поскольку  младший ребенок для родителей  не новость, у них есть уже опыт воспитания детей, они менее озабочены тем, как они справятся со своими обязанностями, и меньше требуют от него.18 Другими словами, по отношению к младшему ребенку родительские ожидания меньше, следовательно, он меньшего достигает, не может самостоятельно принимать решения и поэтому ждет этих решений от других.  Иного мнения придерживался А. Адлер, он утверждал, что у самых младших вырабатывается сильная мотивация превзойти старших сиблингов19. Такой вариант поведения приводит к более выдающимся успехам в учебе,  спорте и т.д., чем у старших детей. То есть младший ребенок пытается догнать старших через какой-либо вид деятельности, что во многом определяет его стиль жизни.

Особенная ситуация складывается и в семьях, где растут близнецы. Особенность их воспитания состоит в том, что их эмоциональная связь сформировалась еще задолго до их рождения, и часто первые годы своей жизни они считают себя одним человеком. Поэтому главная проблема близнецов заключается в процессе формирования образа «Я», осознания своей уникальности. Это затрудняется и тем, что родители стараются подчеркнуть их сходство: одинаково одевают, покупают одинаковые игрушки.  Другой проблемой воспитания близнецов является то, что братья, сестры или одноклассники мало способны влиять на них. Даже влияние родителей быстро уменьшается по мере их взросления. Это объясняется тем, что близнецы – это пара, каждый участник которой дополняет друг друга. При этом  ни один из них не чувствует недостатка в каких-либо качествах, если они есть у второго, что затрудняет процесс развития. Однако, здесь тоже может складываться ситуация «старший - младший». Это происходит, если родители сознательно подчеркивают порядок их рождения. Тогда один из близнецов может взять на себя роль старшего, т.е. стать лидером, а другой – роль младшего. В этом случае могут сформироваться очень разные черты характера: старший близнец может быть очень серьезным, организованным и в дальнейшем одиноким, а младший — легкомысленным, активным, беспечным.

И наконец, положение единственного  ребенка в семье, тоже имеет свои особенности. Так как у него нет  братьев и сестер, то он является одновременно и старшим и младшим, а значит, получает не только безраздельную любовь своих родителей, но и груз возложенных на него надежд. По мнению Адлера, особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм20. Он на протяжении всей жизни находится в центре внимания своей семьи, что может вызвать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. С другой стороны, благодаря своему особому положению в семье, единственный ребенок ожидает и легко принимает помощь от других, хорошо переносит одиночество и обладает высоким уровнем самооценки.

Таким образом, одна из причин, по которым ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается  в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность.  Мотивацией к этому служит любовь  родителей, соперничество за которую  идет всю жизнь. Позиция ребенка в семье имеет существенное значение в формировании его личности. Особенно важно восприятие ситуации самим ребенком. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности являются характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что характер социализации определяется, в первую очередь, социальными условиями существования личности и зависит от интенсивности и длительности воздействия, то есть его ближайшим окружением индивида. Таким окружением, особенно впервые годы жизни, является семья. В связи с этим именно  семейная социализация является наиболее значимой в процессе формирования личности. Семья – это микросистема, в которой каждый ее член выполняет определенные функции, оказывая непрерывное влияние на остальных членов семьи. При этом особенно важен существующий между ними эмоциональный контакт. Любовь – основная составляющая успешной социализации ребенка, она так же является и важным фактором, влияющим на прохождение супружеской социализации. Необходимо отметить, что только любовь способна научить любви, поэтому от сложившихся взаимоотношений внутри родительской семьи зависит развитие и будущее ребенка, создание его собственной семьи.   В свою очередь, важно помнить, что, не смотря на то, что воспитание ребенка является функция семьи, именно семья может нанести ему самый большой вред.

 

2. Проблемы социализации  в семье

 

Рассматривая, семейную социализацию необходимо понимать, что успешность ее прохождения зависит от благополучия самой семьи. Однако в настоящее время существует тенденция к увеличению числа неблагополучных семей, что негативно сказывается, как и на всем обществе, так и на процессе семейной социализации. Не смотря на то, что понятие семейного не благополучия еще не сформировано, его принято понимать как неустойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социализация детей, нуклеарность и малодетность семьи. Некоторые социологи, отмечает Смелзер  Н. , видят причины семейного неблагополучия в том, что супруги все более стремятся удовлетворить свои высшие потребности за пределами семьи21. Другими словами, семья и родительство становятся неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального благополучия и т. п., что и приводит к росту числа неблагополучных семей.

В благополучных семьях родители передают детям духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершенствованию и радости от этого), формируя самостоятельность, профессиональные навыки. Напротив, в неблагополучных семьях духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, а характер общения таков, что передача культурного наследия детям практически отсутствует. Однако и само неблагополучие может рассматриваться и как скрытое  отвержение, недооценка самостоятельности ребенка, так и чрезмерная привязанность, гиперопека и гиперсоциализация. В свою очередь, отклонение от нормы воспитания, как в отрицательную, так и в положительную сторону может пагубно сказаться на формирующейся и социально неокрепшей личности ребенка. Причины не успешной социализации будут рассмотрены ниже.

Информация о работе Воспитания детей в семье