Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа
Не секрет то, что семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. В
ВВЕДЕНИЕ……………………………....………………………..…..…3
Понятие и агенты семейной социализации….…….………............5
1.1Супружеская социализация………………… ………….….…....7
1.2 Родительско-детская социализация………………………......10
1.3 Социализация сиблингов…………………….…….…….…....13
2. Проблемы социализации………………… ………………………...19
Прблемы воспитания. Цели и мотивы.………………………..20
2.2Родительская диленквентность……..………………….………24
2.3.Патерная депривация………………….………..….…..………27
3. Эмоциональный компонент и его влияние на социалиазцию ребенка………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...….……….….36
Список использованных источников…………………….…….……
Следующей проблемой детей растущих без отца считается то, что они лишены мужского воспитательного примера, который особенно важен не только для мальчиков старшего возраста, но и для девочек, которым отец демонстрирует модель будущего партнера. Интересен тот факт, Нарицын Н. Н говорит, что если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте (когда необходима его эмоциональная поддержка), то для мальчиков разлука с отцом негативно влияет в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его мужской ролью38. Другими словами, у девочек повышается вероятность эмоциональных расстройств, а у мальчиков ¾ неуверенности в себе. Таким образом, недостаточное отцовское влияние, компенсируемое избыточным женским, создает деффект социализации, которая ведет или уже привела к патерной депривации. Важно отметить, что, возникнув, она часто передается из поколения в поколение. Например, у разведенных женщин дочери на определенном этапе жизненного цикла также разводятся со своими мужьями. В тоже время, отмечает Антонов А.И., единоличное влияние матери изменяет нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствует возникновению у них истерического невроза, что является симптомом произошедшей инверсии семейных ролей39. То есть функцию отсутствующего родителя берет на себя другой член семьи. Например, мать берет на себя функцию отца. В этом случаи в сознании ребенка происходит подмена социальных ролей и мужская роль отдается женщине.
Таким образом, отсутствие родителя ограничивает возможности ребенка для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Ребенок, предоставленный самому себе, превращается в педагогически запущенного, т. е. депривированного, лишенного родительской заботы. Побег из дома и бродяжничество являются закономерным следствием патернальной депривации.
Итак, социализация
ребенка в семье сложный
Еще одним важным моментом является то, что во всех случая описанных выше эмоциональный контакт родитель-ребенок был или гипретрафирован или имел негативный элемент, когда о материальном положении речи не шло. В связи с этим можно сделать вывод о том, что успешность социализации слабо зависит от материального положения семьи, но в большей степени зависит от отношений внутри семьи, эмоционального контакта ребенка с родителями.
3.Эмоциональный компонент и его влияние на социализацию ребенка
Для подтверждения гипотез, выдвинутых выше, а именно, о влиянии эмоционального климата семьи на успешность социализации ребенка и благополучие всей семьи, было проведено исследование отношений между родителями и детьми. В качестве испытуемых были отобраны подростки, так как в именно этот период взросления ребенка отношения между членами семьи наиболее показательны. В связи с этим было проведено тестирование среди учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы № 108 г. Красноярска. В тестировании приняли участие 40 девочек и 20 мальчиков.
Основой для тестирования стал опросник, который создал Е.Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие – эмоциональное отвержение», «психологический контроль – психологическая автономия», «скрытый контроль – открытый контроль». Под принятием здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Результаты тестирования сводятся к пяти показателям – позитивный интерес, директивность, враждебность и автономность. В свою очередь каждый из показателей ранжируется в зависимости от силы его выраженности в отношениях между подростком и его родителями. Причем у мальчиков и девочек интерпретация показателей будет различна в связи с психологическими особенностями пола. Таким образом, проведя это тестирование, можно выяснить качество эмоционального контакта между подростком и его родителями. Результаты приведены в таблице ниже.
Таблица № 1
Девочки.
Показатель |
Слабо выражен |
выражен |
Сильно выражен |
Позитивный интерес |
40% |
10% |
50% |
Директивность |
35% |
30% |
35% |
Враждебность |
55% |
25% |
20% |
Автономность |
50% |
0% |
30% |
Непоследовательность |
35% |
25% |
40% |
Таким образом, позитивный интерес родителей по отношению к детям сильно выражен у 50% девочек, что говорит о авторитарности воспитания. Так как позитивные отношения подростками-девочками описываются как отношения к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи. Причем родители в этом случаи поощряют обращение дочери за помощью, но с другой стороны ограничивают ее самостоятельность. Это потверждает то, что у 50% девочек показатель автономности слабо выражен, в то время как дерективность выражена и сильно выражена, 30 и 35 % соответственно. В тоже время родители стремиться удовлетворить любое ее желание. Возможные негативные последствия такого воспитания можно свести к несамостоятельности и иждивенческой позиции ребенка, в то время как позитивные заключаются в чувстве ответственности, доброты и низком уровне тревожности.
С другой стороны показатель непоследовательности сильно выражен у 40% девочек. Следовательно, в 40% семей имеет место резкая смена стиля, приемов, представляющая собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, пере от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отторжению. Безусловно, такое непредсказуемое поведение не способствует формированию чувства безопасности и защищенности, что препятствует полноценному развитию личности.
Иначе дело обстоит у мальчиков.
Из данных приведенных в таблице
2 видно, что у 60 % мальчиков позитивный
интерес родителей выражен
Следовательно, различия в оценках воспитательной практики в семьях мальчиков и девочек выглядит следующим образом. В позитивном интересе у девочек доминирует доверие, подчиняемость и забота со стороны родителей, а у мальчиков доверие, предоставление свободы и принятии. Безусловно, это связано с социальными ролями и психологическими особнностями подростков разного пола, однако, это объясняет то, что и стиль воспитания и стиль отношений между родителями и детьми разного пола должен быть различен.
Таблица № 2
Мальчики
Показатели |
Слабо выражен |
выражен |
Сильно выражен |
Позитивный интерес |
10% |
30% |
60% |
Директивность |
10% |
30% |
50% |
Враждебность |
80% |
10% |
10% |
Автономность |
50% |
20% |
30% |
Непоследовательность |
50% |
40% |
10% |
Таким образом, у 40 % девочек существуют трудности в общении с родителями, а значит, имеют место проблемы в эмоциональном контакте. Здесь, надо отметь, что только 7, 5 % девочек из открыто неблагополучных семей, с низким материальным положением и уровнем педагогической грамотности родителей. В свою очередь только у % мальчиков наблюдаются проблемы в отношениях с родителями, в то время как 20% проживают в неблагополучных семья.
Интересно и то, что среди орошенных детей девять живут в неполных семьях и все из них девочки. Это можно объяснить тем, что патернальная депривация, возникнув, часто передается из поколения в поколение. Другими словами, мама может бессознательно программировать дочь на свой жизненный.
Итак, подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что нет четкой связи между успешностью или не успешностью социализации ребенка и благополучии его семьи. Следовательно, проблема неудачной социализации ребенка корениться не только в педагогической грамотности родителей, но и в позитивных отношениях между родителями и детьми, их эмоциональном контакте, способности чувствовать потребности каждого члена семьи и своевременно удовлетворять их.
В связи с этим
работа социального педагога
в школах и социального
Заключение
Итак, социализация это процесс усвоение культурных норм и ценностей по средствам научения. Основной сложностью социализации является то, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Следовательно, самыми сильными агентами социализации выступают родители, а в роли первичной социализации выступает – семейная. В свою очередь семейная социлизация подразделяется на супружескую, родительско-детскую и социализацию сиблингов. Безусловно, наибольшее значение для специалиста по социальной работе имеет социализация, касающаяся напрямую детей, так как от того на сколько спешно она будет пройден зависит личность индивида, его ценности и установки, его поведение.
Можно выделить факторы влияния семьи на социализацию личности:
Однако главным фактором социализации ребенка является вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, культурных, познавательных, творческих способностей. Именно от родителей зависит то, каким вырастит их ребенок. Основным моментом здесь является и то, что человек может научить другого только тому, что умеет сам. Поэтому воспитание ребенка должно начинаться с самовоспитания родителей. Вместе с тем существуют факторы препятствующие гармоничному развитию ребенка такие как ложные цели и мотивы воспитания, патерная депривация, а также родительская деликвентность.