Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:29, курсовая работа

Краткое описание

В психологических исследованиях доказано исключительное влияние семьи на ребенка. Дети могут достигать потенциала своего личностного развития только при условии безопасного, предсказуемого окружения семьи, ее воспитательного потенциала, обеспечивающего нормальный уход.
Цель исследования — изучение особенностей воспитания детей в неблагополучных семьях.
Объект исследования — характеристика семей с учетом типа их неблагополучия в системе воспитания детей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологический портрет неблагополучной семьи 5
1.1. Теоретические аспекты понятия неблагополучной семьи 5
1.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 7
Глава 2. Влияние неблагополучия семьи на воспитание, развитие и поведение
ребенка 18
Глава 3. Работа с неблагополучными семьями 22
Заключение 27
Список литературы и источников 29

Файлы: 1 файл

Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 

      В психологических исследованиях  доказано исключительное влияние семьи  на ребенка. Дети могут достигать  потенциала своего личностного развития только при условии безопасного, предсказуемого окружения семьи, ее воспитательного потенциала, обеспечивающего нормальный уход. 

      Соблюдение  условий безопасного окружения  в семье служит для ребенка источником силы психического развития. По данным исследователей (Л.И.Божович, З.А.Бардышевой, Н.Н.Толстых, И.В.Дубровиной, З.А. Матейчик и др.) при обеспечении безопасности в семье у ребенка развиваются привязанности, уверенность, защищенность, умение справляться с трудностями и потерями, происходит развитие личностных качеств, способностей и возможностей. 

      Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в нашем обществе отразились на ухудшении финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту семей группы риска или неблагополучных семей. 

      Характеристики  неблагополучия семьи, негативно влияющего  на поведение детей и подростков, определяются исследователями по-разному. Многими авторами предпринимаются попытки систематизировать эти характеристики и дифференцированно подобрать способы решения проблем ранней профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. 

      Своевременное выявление и оздоровление семейной обстановки для психического развития несовершеннолетних — это два взаимосвязанных компонента, которые необходимо обеспечить применительно к данной категории семей. Основная часть функций по решению проблем защиты и поддержки детства возложена на местные органы власти, которые непосредственно связаны с семьями группы риска. Увеличение количества таких семей и отсутствие механизма работы с ними приводят местные органы власти к необходимости принимать репрессивные меры к данным категориям семей и изъятию детей и подростков из особо тяжелых неблагополучных семей. 

      Вследствие  чего, усилиями органов исполнительной власти активно создаются разнообразные  социально-педагогические учреждения — кризисные, реабилитационные, семейные центры, которые берут на себя ответственность за решение многих проблем неблагополучной семьи. Однако эти учреждения функционируют изолированно друг от друга как в рамках одного ведомства, так и на межведомственном взаимодействии. Это существенно снижает эффективность их деятельности. Одной из причин, обуславливающих недостаточную действенность функционирования новых типов учреждений, является неразработанность методических основ взаимодействия различных служб и учреждений по профилактике детской беспризорности и безнадзорности. 

      В то же время в этой области на местном, региональном уровнях накоплен богатый эмпирический материал, который требует обобщения, теоретического осмысления и использования повсеместного на территории Российской Федерации. 

      Цель  исследования — изучение особенностей воспитания детей в неблагополучных семьях. 

      Объект  исследования — характеристика семей с учетом типа их неблагополучия в системе воспитания детей. 

      Предмет исследования - психологические особенности  повышения возможности семьи в ее социализации. 

      Задачи  исследования: 

      1. Дать определение понятию неблагополучная семья в психологии; 

      2. Провести анализ факторов семейного неблагополучия, затрудняющих психическое развитие детей в семье, их воспитание и обучение; описать виды неблагополучных семей;

      4. На основе научных данных изучить фактор семейного благополучия на воспитание, развитие и поведение ребенка.

Глава 1. Психологический портрет неблагополучной семьи

1.1. Теоретические аспекты понятия неблагополучной семьи

 

     Увеличение  числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям». [16,20-30] Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

     Известный детский психиатр М. И. Буянов [2, 9] считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений  «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».[2 ,9]

     Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».[2,11]

     Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. [40, 176]

     В данной работе под неблагополучной предлагается понимать такую семью, в которой нарушены структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

     С учетом доминирующих факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи  мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

     Вторую  группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [47,31-32]

1.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе

 

     Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.[45,90-95]

     Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка

     Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь,  В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

     Жизнь детей в подобной семейной атмосфере  становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.[47, 32-35]

     Совместная  жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

     Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.[47 ,45]

     Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что

  • Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
  • Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
  • Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
  • Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
  • Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
  • Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;
  • Семья с алкоголезависемыми  родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально–аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей. [47,57-60]

     Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско–родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

     Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости [47,59 - 61].

     «Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое состояние такой семьи».[37, 225]

     Независимо  от того является ли конфликтная семья  шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.[47 ,62]

     В конфликтных семьях часто отсутствует  моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Информация о работе Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях