Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа
Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.
Данная цель достигается посредством решения ряда задач. В задачи работы входит рассмотрение следующих вопросов:
• история развития института приемной семьи;
• понятие и значение приемной семьи.
• состав правоотношений относительно приемной семьи.
• договор о передаче ребенка в приемную семью.
• правовое положение участников правоотношений приемной семьи.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика приемной семьи………………………………... 6
1.1 История развития института приемной семьи в России……………... 6
1.2 Правовая природа приемной семьи……………………………………. 10
1.3 Значение приемной семьи …………………........................................... 20
2. Правовое регулирование приемной семьи……………………………… 23
2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи……………... 23
2.2 Порядок создания приемной семьи …………………………………… 29
3.Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью ………………………………………………………………………… 36
3.1 Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью………………………………….................. 36
3.2 Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью………………………………………………………………………… 42
3.3 Правовой статус участников приемной семьи………………………... 47
Заключение...................................................................................................... 57
Глоссарий………………................................................................................. 61
Список сокращений........................................................................................ 63
Список использованных источников............................................................ 64
Приложение А................................................................................................. 73
Приложение Б................................................................................................. 74
Приложение В................................................................................................. 75
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Общая
характеристика приемной семьи…
1.1 История развития института приемной семьи в России……………... 6
1.2 Правовая природа приемной семьи……………………………………. 10
1.3 Значение
приемной семьи ………………….......................
2. Правовое
регулирование приемной семьи……
2.1 Субъекты
правоотношений института
2.2 Порядок создания приемной семьи …………………………………… 29
3. Договор
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью…………………………………………………………………
3.1 Понятие
и правовая природа договора
о передаче ребенка (детей)
на воспитание в приемную
3.2 Содержание
договора о передаче ребенка
на воспитание в приемную семью…………………………………………………………………
3.3 Правовой
статус участников приемной
Заключение....................
Глоссарий………………...............
Список сокращений.............
Список использованных
источников....................
Приложение
А.............................
Приложение
Б.............................
Приложение В.............................
Введение
12
декабря 1993 года на всенародном
голосовании была принята
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения, государство стремится создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей.
В развитие этой статьи был принят Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее - СК РФ) [1.4], который является одним из первых кодексов, принятых в России, что говорит о важности отношений, касающихся семьи и правового положения детей.
В России всегда существовала проблема обустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Издавна считалось, что дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют меньше возможностей в дальнейшей жизни. И эти утверждения небезосновательны.
Поэтому
законодатель стремился решить проблему
обустройства детей, оставшихся без
попечения родителей таким
Одной из таких форм обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача детей в приемную семью.
Это новая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, наибольшим образом адаптированная к условиям рыночной экономики. С каждым годом все большее количество детей передается в приемные семьи. Так в приемные семьи в 2007 году передано 8554 ребенка, в 2008 - 20 864 ребенка, в 2009 - 21 388 детей. Благодаря увеличению количества детей принятых в приемные семьи к 2009 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Так количество детей оставшихся без попечения родителей в 2007 году составляло 127096 детей, в 2008 году 124384, а к 2009 уже 115627 детей [2.60].
Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.
Данная
цель достигается посредством
Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере обеспечения нормального существования детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования работы являются нормы права, регламентирующие правовой режим приемной семьи и положения науки семейного права о приемной семье.
Нормативной базой работы являются Семейный кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов федерации, регламентирующие порядок обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема приемной семьи как института семейного права является достаточно исследованной. Теоретической базой работы являются труды Антокольской М.В., Дружининой Т.И., Крашенинникова П.В., Лазаренко А.М., Михеевой Л.Ю. и др.
Методологической
основой исследования являются диалектика
как общенаучный метод
Научно-теоретической основой исследования являются труды учёных, внесших значительный вклад в общую теорию права, как в прошлый, так и в современный периоды.
Научная новизна исследования определяется тем, что исследуется правовой аспект приемной семьи, тем самым подчёркивается чрезвычайная важность правового регулирования соответствующего поведения каждого участника общественно-правовых отношений в приемной семье.
Структура
работы определяется целью и задачами
исследования- Работа состоит из введения,
трёх глав, объединяющих девять параграфов,
заключения, списка использованной литературы
и приложений.
1. Общая характеристика
приемной семьи
Приемная семья не является новеллой законодательства современной России. России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны [2.50,С.12]. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната.
В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.
После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках», в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств [2.34,С.164].
Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» [1.29] определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1.30] поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. № 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1.31] на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как СК РФ четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами.
При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье.
Письмо Минобразования РФ от 30.01.1997 № 15/438-6 «О порядке введения в действие Постановления Правительства РФ «О приемной семье» органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа «особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью» [1.26].
В различных регионах России приемные семьи распространены по-разному. Например, в республике Коми в целях наиболее полного урегулирования вопросов деятельности приемной семьи был принят Закон от от 15 ноября 2001 года № 62-РЗ «О приемной семье», определяющий порядок заключения договора, исполнения обязанностей приемными родителями, а также контроля за их действиями. По заявлению прокурора республики этот акт оспаривался как противоречащий федеральному законодательству.
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением и просил признать недействующими и не подлежащими применению из-за противоречия их федеральному законодательству статей 1 - 15 и 18 Закона Республики Коми «О приемной семье».
Решением Верховного Суда Республики Коми от 9 октября 2002 года заявление прокурора Республики Коми было удовлетворено в полном объеме.
Государственный Совет Республики Коми подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и дело производством прекратить, считая неправильным применение норм материального права судом при вынесении данного судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Информация о работе Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью