Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа
Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.
Данная цель достигается посредством решения ряда задач. В задачи работы входит рассмотрение следующих вопросов:
• история развития института приемной семьи;
• понятие и значение приемной семьи.
• состав правоотношений относительно приемной семьи.
• договор о передаче ребенка в приемную семью.
• правовое положение участников правоотношений приемной семьи.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика приемной семьи………………………………... 6
1.1 История развития института приемной семьи в России……………... 6
1.2 Правовая природа приемной семьи……………………………………. 10
1.3 Значение приемной семьи …………………........................................... 20
2. Правовое регулирование приемной семьи……………………………… 23
2.1 Субъекты правоотношений института приемной семьи……………... 23
2.2 Порядок создания приемной семьи …………………………………… 29
3.Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью ………………………………………………………………………… 36
3.1 Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью………………………………….................. 36
3.2 Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью………………………………………………………………………… 42
3.3 Правовой статус участников приемной семьи………………………... 47
Заключение...................................................................................................... 57
Глоссарий………………................................................................................. 61
Список сокращений........................................................................................ 63
Список использованных источников............................................................ 64
Приложение А................................................................................................. 73
Приложение Б................................................................................................. 74
Приложение В................................................................................................. 75
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции, сделав вывод о противоречии федеральному законодательству рассматриваемого Закона Республики Коми, не учел, что по своему содержанию данный Закон лишь воспроизводит нормы федерального законодательства, противоречий с нормами федерального законодательства не имеет, а поэтому не может расцениваться как противоречащий федеральному законодательству. При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований к удовлетворению заявления прокурора и, правильно установив фактические обстоятельства по делу, неправильно применил материальный закон, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 306 ГПК РСФСР является основанием к отмене решения суда [3.66].
С 1996 года деятельность приемных семей, помимо норм СК РФ регулировалась Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 [1.28]. Существовали и иные акты содержащие нормы о приемной семье. Например Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1.11], Распоряжение президента Российской Федерации от 13 декабря 2000 г. №565-рп «О выделении средств для социальной защиты детей» [1.13]. Однако впоследствии Федеральным законом от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [1.12] изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ, а Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. № 423 [1.14]. Законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ были признаны утратившими силу и статьи 151, 154, 155 СК РФ. Следует отметить, что нормы о приемной семья постоянно обновляются, в них вносятся соответствующие изменения и дополнения на протяжении всего существования СК РФ, например Федеральным Законом от 02.01.2000г. №32-ФЗ «О внесении дополнений в статью 123 Семейного Кодекса Российской Федерации» [1.7].
Отмена ст. 151 СК РФ, которая называлась «Образование приемной семьи» и в которой давалась общая характеристика приемной семье как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно, объясняется тем, что приемная семья более не рассматривается в качестве особой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а скорее, специфической разновидностью опеки и попечительства. Соответственно, давать общую характеристику приемной семье нет необходимости, поскольку она дана в нормах, посвященных опеке и попечительстве.
Отмена
ст. 154 СК РФ, которая содержала общие
положения, касающиеся порядка передачи
детей на воспитание в приемную семью,
также обусловлена тем, что если бы она
сохранилась, то по существу дублировала
бы как положения как СК РФ (например, ст.
145 СК РФ, в которой все эти вопросы регламентируются
в общем виде), так и Федерального закона
от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
[1.12].
1.2
Правовая природа приемной
семьи
Помещение несовершеннолетнего в приемную семью является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения.
В
ст. 152 СК РФ дается определение приемной
семьи. В частности, подчеркивается,
что приемной семьей признается опека
или попечительство над ребенком
или детьми, которые осуществляются
по договору о приемной семье, заключаемому
между органом опеки и
В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Таким образом, законодатель недвусмысленно говорит нам о том, что договор о приемной семье следует рассматривать в качестве особой разновидности договора о возмездном оказании услуг.
Приемная семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ.
Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:
Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.
Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке [2.36,С.250].
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях [2.42,С.134].
Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи [1.1].
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
И наконец, усыновление (удочерение) - это такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей [2.37,С.158].
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.
Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности [2.44,С.53].
Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание.
Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей [2.41,С.100].
Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.
В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.
В соответствии с п.8 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. № 423 положение о том, что общее число детей в приемной семье не должно превышать, как правило, восьми человек. Эта норма обусловлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору [1.14].
Законодатель закрепил в п.9 Правил положение о праве ребенка выражать свое мнение при передаче его в приемную семью. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.
В соответствии с пунктом ж) Правил подбора, учета и подготовки граждан выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных Российской Федерацией формах утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. № 423 требуется письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью [1.14].
Контроль
за условиями жизни и воспитания
ребенка (детей) в приемной семье
осуществляется в соответствии с
Правилами осуществления
На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей:
Информация о работе Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью