Воспитание ребенка в неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:15, доклад

Краткое описание

По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой.
Неполные семьи образуются по нескольким причинам:
рождения ребенка вне брака;
смерть одного из родителей;
расторжение брака;
раздельное проживание родителей.

Файлы: 1 файл

спец курс.docx

— 21.00 Кб (Скачать)

По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается  одним родителем, а среди детей  школьного возраста - каждый седьмой.

Неполные семьи  образуются по нескольким причинам:

  • рождения ребенка вне брака;
  • смерть одного из родителей;
  • расторжение брака;
  • раздельное проживание родителей.

Отсюда  выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся.

Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую  семьи. 
 
Особенности каждого типа. 
Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе.

Последствия развода отражаются на психике ребенка, обуславливая появление у него чувства  неполноценности, стыда и страха. Поэтому естественны желание  и надежда, особенно маленьких детей, на воссоединение отца и матери. Многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей, развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Отличительной особенностью неполных разведенных  семей является также то, что мать нередко после расторжения брака  возвращается вместе с детьми к своим  родителям. Характерным феноменом  в такой неполной семье будет  инверсия воспитательных ролей, когда  роль матери берет на себя бабушка  с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повешенной принципиальностью или дедушка.

Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких  случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка.

 

 

Осиротевшая семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы.

Но,как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с другими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

 Даже после вступления в повторный брак такие отношения будут продолжаться, так как общество воспринимает брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают о нем самое хорошее, возможно, даже несколько идеализируя. В этом случае все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет оставшийся родитель. Он теперь и отец, и мать. А это всегда не легко.

Внебрачная. Свои особенности имеет и такая разновидность семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

У одинокой матери чаще возникают разного  рода страхи и опасения: "как бы не избаловать", "не отбился бы от рук", "вдруг проявится плохая наследственность". Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль "строгих отцов"… и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей. 
Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни. 

Если ребенка воспитывает отец

Если  ребенка воспитывает один отец, то у него в определенном смысле положение  менее выгодное. Биологические  и психические процессы глубоко взаимообусловлены, и то, что происходит  в теле матери, обязательно имеет психический отклик. Отец не может так интимно сблизиться с ребенком, как мать во время беременности, он не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них, он не испытывает интимности кормления и т.д.

И все же современная психология считает, что отец по своей психической  приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли «материнского» воспитателя, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с  ребенком пройти путь  более длинный, более сложный и не такой самоочевидный.

Теперь обратимся к общим особенностям развития личности ребенка в неполной семье. 
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? На этот счет существуют разные, часто противоречивые точки зрения, но почти все они сводятся к мысли от том, что отсутствие не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Как  считают  психологи,   дефицит  мужского   влияния  в   неполных   семьях  проявляется   в 
следующем: 
• Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

Для полноценного развития интеллекта ребенка  очень важно, чтобы в его окружении  начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский.

В ее основе - отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Согласно исследовательским данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше  он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают  женский тип поведения, либо у  них создается    искаженное    представление   о  мужском    поведении     как    антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

У воспитанных без отцов мальчиков  труднее развивается способность  сочувствовать, управлять своим  поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения  совести. Такие мальчики часто менее  зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной  безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки.

Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности  ребенка полноценно формировать  в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье  отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся  ситуации материнскую и отцовскую  роли, в результате чего формируется  противоречивое психосексуальное развитие.

Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях.

Конечно, это не значит, что неполная семья  в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного  характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они  возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда  психологическая атмосфера в  неполной семье достаточно благоприятная  и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности.

Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим  климатом ребенок сталкивается с  серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную  и душевную привязанность друг к  другу, но живущие вместе только «ради  детей», делают это совершенно напрасно.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим  детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и  слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции  отсутствующего родителя на плечи своих  детей!

Помогайте ребенку осваивать  навыки поведения, соответствующие  его полу.

Развивайте социальные связи  своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в  новый брак и вернуться к жизни  в полной семье.

 

 

статьи: Е.П. Арнаутова «Дошкольник»,

Журнал  «дошкольное образование»,

Талантик.ру, Простомария.ру

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье