Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:11, курсовая работа
Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.
Введение
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности
1.1 Социальные функции семьи
1.2 Проблемы современной семьи
Глава 2. Семейное воспитание личности
2.1 Семейные взаимоотношения
2.2 Семейные стили воспитания
2.3 Особенности воспитания в различных по структуре семьях
2.4 Роль родителей в развитии ребенка
2.5 Ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы
От
условий воспитания в семье зависит
адекватное и неадекватное поведение
ребенка. Дети, у которых занижена
самооценка, недовольны собой. Это происходит
в семье, где родители постоянно
порицают ребенка, или ставят перед
ним завышенные задачи. Ребенок чувствует,
что он не соответствует требованиям
родителей. (Не говорите ребенку, что
он некрасив, от этого возникают
комплексы, от которых потом невозможно
избавиться.) Неадекватность также
может проявляться с завышенной
самооценкой. Это происходит в семье,
где ребенка часто хвалят, и
за мелочи и достижения дарят подарки
(ребенок привыкает к
Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые,
недовольные падающей продуктивностью
учебной работы ребенка, все больше
и больше сосредотачиваются на этих
вопросах в общении с ним, что
усиливает эмоциональный
Демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если
для ребенка с высокой
"Уход
от реальности". Наблюдается в
тех случаях, когда у детей
демонстративность сочетается
2.2 Стили семейного воспитания
Большое
значение в становлении самооценки
имеет стиль семейного
Наиболее
распространенных стилях семейного
воспитания, определяющего особенности
отношений подростка с
Авторитарные
родители требуют от подростка беспрекословного
подчинения и не считают, что должны
ему объяснять причины своих
указаний и запретов. Они жестко
контролируют все сферы жизни, причем
могут это делать и не вполне корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются,
и их общение с родителями нарушается.
Часть подростков идет на конфликт,
но чаще дети авторитарных родителей
приспосабливаются к стилю
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание
безразличного родительского
2.3
Особенности воспитания в
Особенности воспитания единственного ребенка в семье.
На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры.
Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут -- неопытность. Одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.
Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.
Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.
Для
развития психики каждый ребенок
требует душевного
Специфика воспитания в многодетной семье.
Воспитательный
потенциал многодетной семьи
имеет свои положительные и отрицательные
характеристики, а процесс социализации
детей - свои трудности, проблемы. С
одной стороны, здесь, как правило,
воспитываются разумные потребности
и умение считаться с нуждами
других; ни у кого из детей нет
привилегированного положения, а значит,
нет почвы для формирования эгоизма,
асоциальных черт; больше возможностей
для общения, заботы о младших, усвоения
нравственных и социальных норм и
правил общежития; успешнее могут формироваться
такие нравственные качества, как
чуткость, человечность, ответственность,
уважение к людям, а также качества
социального порядка - способность
к общению, адаптации, толерантность.
Дети из таких семей оказываются
более подготовленными к
Воспитание ребенка в неполной семье.