Роль семьи в воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.

Оглавление

Введение
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности
1.1 Социальные функции семьи
1.2 Проблемы современной семьи
Глава 2. Семейное воспитание личности
2.1 Семейные взаимоотношения
2.2 Семейные стили воспитания
2.3 Особенности воспитания в различных по структуре семьях
2.4 Роль родителей в развитии ребенка
2.5 Ошибки семейного воспитания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсов.работа Методика восп.работы 5к.9с..docx

— 52.04 Кб (Скачать)

От  условий воспитания в семье зависит  адекватное и неадекватное поведение  ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно  порицают ребенка, или ставят перед  ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям  родителей. (Не говорите ребенку, что  он некрасив, от этого возникают  комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также  может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и  за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному  вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное  представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала  при нем. Редко дарятся подарки  за поступки. Не используются крайние  жесткие наказания. В семьях, где  растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной  требовательностью. Здесь не прибегают  к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно  очень низкой) пользуются дома большей  свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к  другу.

Личностной  особенностью в этом возрасте может  стать тревожность. Высокая тревожность  приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх  сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается  в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают  большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к  ряду других особенностей - желанию  бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что  усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные  личностные особенности ребенка  отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию  окружающих, а эта отрицательная  реакция в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Близкие  взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая  его за отдельные недочеты, снижают  уровень его тревожности и  этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Демонстративность - особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье  заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается  достаточное внимание, а оно его  не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных  контактах. Завышенные требования к  взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными  детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как  можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно  труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

"Уход  от реальности". Наблюдается в  тех случаях, когда у детей  демонстративность сочетается с  тревожностью. Эти дети тоже имеют  сильную потребность во внимании  к себе, но реализовать ее не  могут благодаря своей тревожности.  Они мало заметны, опасаются  вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований  взрослых. Неудовлетворенная потребность  во внимании приводит к нарастанию  еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные  контакты. При поощрении взрослыми  активности детей, проявлении  внимания к результатам их  учебной деятельности и поисках  путей творческой самореализации  достигается относительно легкая  коррекция их развития.

2.2 Стили семейного воспитания

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. При  демократическом стиле прежде всего  учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".При авторитарном стиле  родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления". При  попустическом стиле ребенок  предоставляется сам себе.

Наиболее  распространенных стилях семейного  воспитания, определяющего особенности  отношений подростка с родителями и его личностное развитие. Демократичные  родители ценят в поведении подростка  и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право  быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя  его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и  стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний  и конфликтов.

Авторитарные  родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих  указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей  приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению  к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый  случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко  относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную  потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения  с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется  делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение  становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются  в родителях как в опоре, они  должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при  высоких ожиданиях родителей, оправдать  которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

2.3 Особенности воспитания в различных  по структуре семьях

Особенности воспитания единственного ребенка  в семье.

На  этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается  более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает  волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку  приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое  равновесие, потому что ему не достает  брата или сестры.

Бесспорно, родители, имеющие единственного  ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся  о нем только потому, что он у  них один, тогда как на самом  деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как  мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут -- неопытность. Одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление  детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят  ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей  имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка  холят, нежат, балуют, ласкают - одним  словом, носят на руках. Из - за столь  чрезмерного внимания психическое  развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями  и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку  и от других людей будет ожидать  внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком  серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный  кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение  с людьми будет для него гораздо  труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей  комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими  детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью  второго ребенка - скажут многие. И  это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит  родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации  первого. В любом случае нужно  всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных  условиях. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок  требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя  свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Единственному  ребенку часто отказано в таком  пространстве. Осознано или нет, ему  навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и  выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни  ведется внимательное, с затаенной  озабоченностью, наблюдение.

Специфика воспитания в многодетной семье.

Воспитательный  потенциал многодетной семьи  имеет свои положительные и отрицательные  характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С  одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности  и умение считаться с нуждами  других; ни у кого из детей нет  привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и  правил общежития; успешнее могут формироваться  такие нравственные качества, как  чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность  к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются  более подготовленными к супружеской  жизни, они легче преодолевают ролевые  конфликты, связанные с завышенными  требованиями одного из супругов к  другому и заниженными требованиями к себе. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее  сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют  к ним неодинаковую привязанность  и внимание. Обиженный ребенок  всегда остро ощущает дефицит  тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях  сопутствующим психологическим  состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность  в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные  ситуации. Для старших детей в  многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

Воспитание  ребенка в неполной семье.

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей