Место и роль СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Краткое описание

В широком смысле слова под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Таким образом, СМИ это составная часть политической системы общества.

Файлы: 1 файл

Место и роль СМИ в современной политической жизни общества.docx

— 21.79 Кб (Скачать)

Место и роль СМИ в  современной политической жизни общества

В широком  смысле слова под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Таким образом, СМИ это составная часть политической системы общества.

В результате какое общество, такая и система  массовой информации. В этой связи  думается, что СМИ осуществляют серьёзное  воздействие на общество, его состояние  и развитие. В частности, они могут  содействовать прогрессу или  тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. В результате СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Посредством формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин  имеет обеспеченное законом право  знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. СМИ в  данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый  суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о  них как о власти, но и указывает  на своеобразный, специфический, непохожий  на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. Своеобразие, прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными  и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Главное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, прямо противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды.

Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса  журналистики и СМИ внутри политического  процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность  действий отдельного журналиста, редакционного  коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением  функции "подручного", но и с  участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в  любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом  и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и получателем информации. Другими  словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а  с помощью массовых форм связи. Между  журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический  канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет  право на правду, и это право  обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение  и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность  перед обществом, и злоупотребление  свободой слова законадательно наказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в оответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист  имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем  они обязаны проверять достоверность  сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано  с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист  может быть привлечён к уголовной  и другой ответственности.

Печать  и другие СМИ призваны воспитывать  политическую культуру у всех членов общества, которая предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед, кастовым, классовым.

Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического  оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов  наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также  выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать  как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты  и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё  не отстоявшиеся, не нашедшие своего места  в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей  и выступает как регулятор  их деятельности. Оно создаётся под  воздействием всех форм общественного  сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура  общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его  формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют  с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между  сознанием и практической деятельностью  людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

В результате, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, накапливают  опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается  с общественным мнением. В демократическом  обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, аинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Средства  массовой информации - это сложный  институт, который состоит из огромного  множества элементов, которые предназначены  для информирования населения о  происходящих в каждой отдельной  стране и во всем мире событиях, явлениях, процессах.

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена, прежде всего, тем, что  они являются достаточно самостоятельной  отраслью по производству политической информации, которые формируют общественное мнение, оказывают влияние на политические процессы, способствуют политическому  просвещению широких слоев населения.

В современных  условиях на облик СМИ оказывают  воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую  аудиторию они рассчитаны. Специфика, как правило, определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие  их положения в политической системе  общества обусловлено тем, что они  являются органами государственных  учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

С содержательной точки зрения СМИ иначе, чем другие сферы политического действия, реализуют  свое предназначение.

Так в  частности, развивая политические идеи применительно к широкому кругу  жизненных интересов людей, они  обеспечивают последовательность, завершенность  процесса социально-политического  управления, участвуют в выработке  и принятии законодательных, государственно-административных решений.

Власть  любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто  контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в  определенной мере направлять поведение  масс. В демократических системах СМИ действуют достаточно, автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет  резко оппозиционный по отношению  к действующим политическим силам  характер.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством  контроля над всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп  и личности.

Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и  партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении  власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений  законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные  структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе  они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с престижем власти и авторитета правительства.

В настоящее  время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную  свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако и у  власти и у бизнеса сохраняются  широкие возможности влияния  и давления на СМИ (например, отказом  от размещения рекламы).

Таким образом, средства массовой информации являются важной частью политической системы, оказывая значительное влияние  на развитие политической жизни общества.

Например, для авторитарных государств характерно существование цензуры над всеми  средствами массовой информации, которым  разрешено критиковать отдельные  недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе. В демократических странах средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать  власти на законных основаниях, но и  существующую форму государственного правления, режим, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом. 

Средства  массовой информации призваны осуществлять:

а) поиск;

б) получение;

в) передачу;

г) производство;

д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи. 

1. Американский журналист Дуглас Кейтер назвал печать, радио, телевидение "четвертой" (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти. Эта метафора получила широкое распространение, причем в немалой степени благодаря самим СМИ, которым такая оценка их статуса и роли в обществе весьма импонирует. Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только "стреляют" они информационными, идеологическими зарядами). Однако никому не приходит в голову называть артиллерию "четвертой" (или "пятой", "шестой" и т. д.) ветвью государственной власти.

Информация о работе Место и роль СМИ