2. Природа
СМИ как орудия власти не
позволяет рассматривать их не
только как ветвь государственной
власти, но и как самостоятельный
компонент политической системы
общества. СМИ могут и должны
находиться в руках различных
политических сил (общества, государства,
партий и др.). И именно эти
силы, а не сами СМИ, являются
элементами политической системы.
О СМИ можно говорить как
об общественном институте (и,
следовательно, об их институализации),
но в смысле особого общественного явления,
а не особого, самостоятельного элемента
политической системы общества. В какой-то
мере на политическую самостоятельность
могут претендовать лишь публично-правовые
СМИ. СМИ обособлены как организации (компании),
но это лишь с точки зрения их внешнего,
организационного оформления.
3. Функции
СМИ определяются их политической
и финансовой принадлежностью,
а также природой общества
в целом. СМИ являются не
создателем той или иной идеологии,
а лишь ее распространителем.
В тоталитарном обществе СМИ
пропагандируют официальную идеологию,
воспитывают массы в духе приверженности
официальной доктрине, критикуют
идеологических противников. В
демократическом обществе частные (коммерческие)
СМИ преимущественно занимаются рекламой
товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные
органы политических партий) осуществляют
агитационную и пропагандистскую функции.
Их задача состоит в распространении политических
программ, идей, лозунгов среди населения.
Общественные (публично-правовые) СМИ
должны быть "зеркалом", адекватно
отражающим процессы общественного бытия.
Государственные СМИ должны выполнять
функцию информационного посредника между
обществом и государством: с одной стороны,
информировать общественность о процессах,
происходящих в государственном механизме,
а с другой - адекватно отражать общественное
мнение. Таким образом, содержание функций
СМИ в демократическом обществе определяется
положением их учредителей в политической
системе общества.