Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 224.63 Кб (Скачать)
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[24, c. 267].

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять деятельность, совместно со своими партнерами, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, распределять роли, уметь договариваться, эффективно сотрудничать как с учителем  и со сверстниками. Среди наиболее важных коммуникативных умений, которые должны осваивать обучающиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [24, c.344].

Коммуникативные универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к деятельности, познанию мира, определяют образа  «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

При формировании коммуникативных УУД младших школьников  важно обратить внимание на значимость роли учителя. Учитель является образцом для подражания, ролевой моделью для ученика. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать положительное взаимодействие, при котором:

- учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;

- учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;

- учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию[28, c. 532].

Исходя из того что в младшем школьном  возрасте ведущей становится деятельность общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы - «учить ученика учиться» .

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Существенное значение для развития коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

В методической литературе выделяются следующие преимущества совместной работы:

  • возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
  • на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);
  • снижается школьная тревожность;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • возрастает сплоченность класса;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  • дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

Учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

Основным критерием сформированности коммуникативных универсальных учебных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении   с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать.

Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к деятельности, познанию мира, определяют образа  «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

 

 

1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

 на уроках русского языка

 

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Способы деятельности, которые ребенок постигает с взрослыми, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей.

 Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей). Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:

  • нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать(позднее нужно выяснить причину отказа);
  • совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.[12, 88].

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.

2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4) Рефлексия – обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования[2, c. 198].

 Выделяют несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Обучение в малых группах возможно использовать на любом учебном предмете и на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока:
  • Объяснение учителя.
  • Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.
  • Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.
  • Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одинаковые оценки.

Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, с каким - нибудь фактом культуры, с любым умелым и знающим человеком. Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем, который не только хранит искомое знание, но и специально обучен его передавать, – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который может и должен быть, достигнут младшими школьниками. О полноценном сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия с взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество[2, c. 56].

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии – совместная, групповая работа детей. В непосредственном взаимодействии с учителем ребенку трудно освоить взрослые приемы, необходимые для того чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого ему нужно общение с равными себе, т.е. с детьми. Начинать организацию такого сотрудничества можно, и даже необходимо, с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах по 2-4 человека. Обучение необходимо начать с показа, с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает одного из учеников к доске и просит составить предложение по схеме. И показывает вместе с ним как надо помогать друг другу, чтобы задание было выполнено правильно.

 Для организации совместной  работы детей на уроке необходимо  учителю учитывать определенные  правила:

  1. Каждому ребенку дать эмоциональную и содержательную поддержку. Это необходимо для того, чтобы у робких и слабо подготовленных детей не развилась школьная тревожность, а у лидеров не проявились неприятные черты характера.
  2. Каждому ребенку дать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
  3. Каждому ребенку дать опыт выполнения учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Это могут быть функции контроля и оценки, постановки задач и планирование деятельности.
  4. Групповая работа на уроке дает учителю не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание - строить человеческие и деловые отношения детей[5,c. 341].

Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться только при определенной организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка таких учебных задач, которые требуют поиска новых способов решения. Но это не значит, что учебное сотрудничество может претендовать на универсальность, все прежние формы сотрудничества ребенка с взрослым, которыми он владел до школы остаются.

Учебное сотрудничество должно занять свое место в ряду других форм сотрудничества для того, чтобы ученики смогли вступать с учителями в полноценные учебные отношения, выросли критичными, самостоятельными.

Как показывает педагогический опыт, для организации учебного сотрудничества учителя начальных классов используют групповую работу.

Информация о работе Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест