Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
56. Трубайчук, T.B. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе: монография [Текст] / JI.B. Трубайчук. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 242 с.
57. Усова, A.B. Учись самостоятельно учиться [Текст] / A.B. Усова, В.А. Беликов. М.: Просвещение, 2003. - 126 с.
58. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. - № 12.
59. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников [Текст] /Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После 2003. - № 10. - С. 99-102.
60. Хуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. [Текст] / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - №7. - Режим доступа: #"justify">. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.
61. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г.А. Цукерман. -М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - 224 с.
62. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст] / Г.А. Цукерман. М.; Рига: ПЦ «Эксперт», 1999. - 133 с.
63. Чеснокова, И.И. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / И.И. Чеснокова М.: Просвещение, 2004. - 225 с.
64. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению. [Текст] / Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.- с.25-30
65. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л.М. Семе-нюк; под ред. Д.И. Фельдштейна.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 - 31.
66. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин//Избранные психологические труды-М.:-Педагогика, 1999.- 560 с.
67. Юмашева, И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: автореф. дис. . канд. пед. Наук [Текст] / И.А. Юмашева; Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург. - 2005. - 24 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы констатирующего этапа исследования
Методика «Братья и сестры»
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Инструкция:
1. «В семье моих знакомых два брата - Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»
. «У девочки Наташи есть две сестры - Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»
. «Сколько сестер в этой семье?»
Критерии оценивания:
-понимание возможности
-координация разных точек
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень (1 балл): ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
Средний уровень (2 балла): правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
Высокий уровень (3 балла): правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
-продуктивность совместной
-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
-взаимный контроль по ходу
выполнения деятельности: замечают
ли дети друг у друга
-взаимопомощь по ходу
-эмоциональное отношение к
Показатели уровня выполнения задания:
низкий уровень (1 балл) - в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
средний уровень (2 балла) - сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
высокий уровень (3 балла) - рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Методика «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
. «[Ребенок сидит напротив
Критерии оценивания:
-понимание возможности
-соотнесение характеристик
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень (1 балл): ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень (2 балла): правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень (3 балла): на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Программа психологических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных УУД
ЗАНЯТИЕ 1.
Тема: «Начало пути»
Цель: создание позитивного настроя, установление дружеских контактов, формировать умение принимать и понимать других людей.
Ход занятия
Психолог. Ребята вот вы и стали учениками! Наша школа пополнилась новыми первоклассниками, которые, конечно же, с удовольствием и усердием будут овладевать новыми знаниями, научаться хорошо читать, аккуратно писать, решать сложные задачи. Но мы с вами еще мало знаем друг друга. Давайте сегодня постараемся подружиться. Согласны? Тогда начинаем.
Упражнение «Мяч»
Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч.
Психолог. Когда вы приходите в школу, вас встречает учитель. В классе вы сидите за партами, у каждого свое место, свой портфель, в котором лежат школьные принадлежности. Итак, какие правила поведения в школе вы уже знаете?
Ребята называют правила, обсуждают с психологом. На доске появляется заранее приготовленные правила, напечатанные на листках в виде облаков: 1. Парта - это не кровать и на ней нельзя лежать.
. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
. Учитель спросит, надо встать, когда он сесть позволит - сядь.
. Ответить хочешь - не спеши, а только руку подними.
Ну что знакомые правила? Можно их выполнить?
А кто же зовет детей в класс? (Ответы детей)
Звонок.
Меня все знают, я звонок!
Звоню, чтоб все шли на урок,
А 40 лишь минут пройдут;
Я тут как тут, я тут как тут,
Пускай ребята отдохнут.
Со школой мы давно друзья
Там где она, найдешь меня.
Но вы же пришли в школу не с пустыми руками? (Ответы детей)
Портфель.
Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой портфель.
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.
А что лежит у вас в портфелях? (Ответы детей)
Учебник.
Открываешь учебник ты, шелестят его листы,
На листах за рядом ряд буквы черные стоят.
Книга все тебе расскажет, с ней беседа не наскучит
Край родной она покажет и любить тебя научит.
А чтобы книги были в порядке к ним бережно надо относиться. А как вы думаете, что такое бережное отношение? А к кому еще нужно бережно относиться? А что еще лежит у вас в портфелях?
(Дети перечисляют)
Еще мы в классе пишем на доске.
Сценка мел и тряпка
Позвольте вам представиться. Я - МЕЛ.
А я - простая тряпка. (Трет доску)
Ах, как она старается стереть все без остатку.
Я напишу…
А я сотру…
Я вновь пишу!
Я вновь сотру.
Ну хоть сегодня будь добра, прошу я не спеши…
В такой день я сговорчива, что хочешь, то пиши.
Игра «Дождик».
ряд - хлопает в ладоши;
ряд - топает ногами;
ряд - шуршит ладошками.
А теперь будем отгадывать загадки.
Если в доме заведется, до продуктов доберется:
Сахар, сыр и корку - все утащит в норку! (Мышь)
Ты не верь, сто он упрямый, и не слушается маму.
Просто любит он покой, он задумчивый такой. (Ослик)
Говорят она хитра, кур уносит со двора,
Но зато красавица, всем ребятам нравится. (Лиса)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
В лесу под щебет, звон и свист, стучит лесной телеграфист:
Здорово дрозд-приятель, и ставит подпись… (дятел)
Так важно она по болоту шагает,
И живность болотная прочь убегает,
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет! (Цапля)
А бедняжка буква ___, ходит с палочкой увы! (ы)
На доске появляются буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы!!!