Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 224.63 Кб (Скачать)

Итог игры.

Работа над речевыми средствами коммуникации.

Психолог. Можем ли мы понять друг друга без слов? Иногда стоит посмотреть на человека и сразу видно, какое у него настроение. Перед детьми - пиктограммы.

За нас говорит выражение лица - мимика. Движения нашего тела -жесты. Какую мимику и жесты вы использовали в игре «Достань мяч»?

Игра «Угадай эмоцию»

На столе картинками вниз раскладываются карточки с изображением эмоций людей в различных ситуациях. Каждый участник открывает карточку, не показывая ее остальным. Задача играющего узнать эмоцию и изобразить ее мимикой, жестами и интонацией.

В ходе этого упражнения выясняется, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному с разной силой, с разной интенсивностью.

Завершение.

Психолог. Давайте завершим наше занятие песней. Споем песенку про улыбку. Песня «Улыбка», музыка В.Шаинского, слова И. Пляцковского.

Дети поют и двигаются под музыку. Психолог. Подумайте для чего человеку улыбка?

Психолог задает вопросы для обратной связи.

Психолог. Большое спасибо. Всем до свидания, до новых встреч в школе.

 

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема: «Начало пути»

Цель: создание позитивного настроя, установление дружеских контактов, формировать умение принимать и понимать других людей.

Ход занятия

Психолог. Ребята вот вы и стали учениками! Наша школа пополнилась новыми первоклассниками, которые, конечно же, с удовольствием и усердием будут овладевать новыми знаниями, научаться хорошо читать, аккуратно писать, решать сложные задачи. Но мы с вами еще мало знаем друг друга. Давайте сегодня постараемся подружиться. Согласны? Тогда начинаем.

 

ЗАНЯТИЕ 6.

Упражнение «Мяч»

Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч.

Психолог. Когда вы приходите в школу, вас встречает учитель. В классе вы сидите за партами, у каждого свое место, свой портфель, в котором лежат школьные принадлежности. Итак, какие правила поведения в школе вы уже знаете?

Ребята называют правила, обсуждают с психологом. На доске появляется заранее приготовленные правила, напечатанные на листках в виде облаков: 1. Парта - это не кровать и на ней нельзя лежать.

. Ты сиди за партой стройно  и веди себя достойно.

. Учитель спросит, надо встать, когда он сесть позволит - сядь.

. Ответить хочешь - не спеши, а  только руку подними.

Ну что знакомые правила? Можно их выполнить?

А кто же зовет детей в класс? (Ответы детей)

Звонок.

Меня все знают, я звонок!

Звоню, чтоб все шли на урок,

А 40 лишь минут пройдут;

Я тут как тут, я тут как тут,

Пускай ребята отдохнут.

Со школой мы давно друзья

Там где она, найдешь меня.

Но вы же пришли в школу не с пустыми руками? (Ответы детей)

Портфель.

Со мною в дождик и в метель

Шагает в школу мой портфель.

Зимой он книжками набит,

А летом пуст и крепко спит.

А что лежит у вас в портфелях? (Ответы детей)

Учебник.

Открываешь учебник ты, шелестят его листы,

На листах за рядом ряд буквы черные стоят.

Книга все тебе расскажет, с ней беседа не наскучит

Край родной она покажет и любить тебя научит.

А чтобы книги были в порядке к ним бережно надо относиться. А как вы думаете, что такое бережное отношение? А к кому еще нужно бережно относиться? А что еще лежит у вас в портфелях?

(Дети перечисляют)

Еще мы в классе пишем на доске.

Сценка мел и тряпка

Позвольте вам представиться. Я - МЕЛ.

А я - простая тряпка. (Трет доску)

Ах, как она старается стереть все без остатку.

Я напишу…

А я сотру…

Я вновь пишу!

Я вновь сотру.

Ну хоть сегодня будь добра, прошу я не спеши…

В такой день я сговорчива, что хочешь, то пиши.

Игра «Дождик».

ряд - хлопает в ладоши;

ряд - топает ногами;

ряд - шуршит ладошками.

А теперь будем отгадывать загадки.

Если в доме заведется, до продуктов доберется:

Сахар, сыр и корку - все утащит в норку! (Мышь)

Ты не верь, сто он упрямый, и не слушается маму.

Просто любит он покой, он задумчивый такой. (Ослик)

Говорят она хитра, кур уносит со двора,

Но зато красавица, всем ребятам нравится. (Лиса)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

В лесу под щебет, звон и свист, стучит лесной телеграфист:

Здорово дрозд-приятель, и ставит подпись… (дятел)

Так важно она по болоту шагает,

И живность болотная прочь убегает,

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет! (Цапля)

А бедняжка буква ___, ходит с палочкой увы! (ы)

На доске появляются буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы!!!

( на доску вывешивается изображение  школы с пустыми окошками)

Психолог. Вам нравится эта школа? Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, и мы его подарим нашей школе. Давайте ее оживим и наполним своими рисунками. Нарисуйте себя и напишите свое имя.

(Дети размещают свои рисунки  в пустые школьные окошки.)

Психолог. Какая красивая школа у нас получилась. Я думаю, что каждому из нас в ней будет уютно и интересно учиться.

Завершение.

Психолог. А теперь мы с вами побываем в роли колокольчиков.

 

ЗАНЯТИЕ 7.

Психологическая игра.

Тема: «Заколдованное сердце»

Цель: диагностика и развитие внутригрупповых отношений, умение работать в группах, по заданию; диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми и взрослыми; диагностика статусного положения детей в группе.

Ход игры

В разгар учебного дня учитель неожиданно не приходит в класс к началу очередного урока. Дети ждут около своего кабинета.

Психолог. Подходит к ребятам. Здравствуйте, ребята. Какой урок должен начаться у вас? (Дети говорят, какой урок стоит по расписанию.)

А где же ваш учитель?

Дети ни о чем не подозревают и начинают рассказывать, где они видели в последний раз своего учителя. Внезапно подходит помощник психолога.

Помощник. Здравствуйте, а какой это класс? (Дети называют свой класс) Меня попросили передать вашему классу срочное письмо.

Ребята сами решают, кто будет читать послание вслух. Несколько раз дети зачитывают письмо: «Ваш учитель заколдован, чтобы его расколдовать, надо отправиться в Волшебную страну и пройти через суровые испытания. Если сумеете их преодолеть, то учитель сможет вернуться к вам целым и невредимым».

Психолог. Что будем делать?

Дети отвечают.

Психолог. Хорошо, сейчас мы отправимся с вами в Волшебную страну. В нее можно попасть только раз в тысячу лет, а сегодня именно тот день, когда это можно сделать и попытаться спасти вашего учителя. В Волшебную страну мы можем попасть, перемещаясь по волшебным простыням следующим образом: сначала все должны встать на одну волшебную простыню, затем положить перед собой вторую, и перебраться на нее так, чтобы все уместились и никто не сошел ни с одой простыни. Так мы будем передвигаться до тех пор, пока не дойдем до Волшебной страны. Необходимо помнить, что нельзя никому ступать на пол. Если кто-нибудь из вас нарушает это условие, то мы возвращаемся обратно и начинаем путь заново.

Психолог. Посмотрите внимательно, кто это находится в классе?

Ответы детей.

Психолог. Да это ваш учитель, и он заколдован Снежной королевой. А вы знаете, как заколдовывает людей Снежная королева?

Ученики рассказывают.

Психолог. А теперь посмотрите, какое сердце стало у вашего учителя.

Психолог показывает вырезанное из ватмана белое («ледяное») сердце - это изображение прикреплено на доске. Как вы думаете, что означает выражение «ледяное сердце»?

Дети объясняют. Большинство ответов сводится к тому, что человек с ледяным сердцем не умеет общаться с другими людьми, он их просто не понимает. Такие люди ничего не чувствуют, они ко всему относятся равнодушно.

Психолог. Сейчас никто не может подойти к учителю, а если кто-то и попытается это сделать и пересечет определенную границу (показывает границу), то сразу же его собственное сердце станет ледяным. Растопить сердце учителя можно, лишь преодолевая разные препятствия. По мере выполнения заданий сердце будет постепенно оттаивать, и приобретать свой истинный цвет.

Дети выражают готовность выполнить все задания.

Психолог. Скажите, какое сейчас время года? (Дети отвечают: «Зима».) В это время дети любят играть в разные зимние игры. Вашему классу сейчас предстоит изобразить картину под названием «Зимние забавы». Чтобы выполнить это задание, нужно сначала разбиться на пары.

Дети распределяются по парам. Во время этого процесса можно увидеть, кто из детей пользуется большим авторитетом среди одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьезные проблемы с классом.

Психолог. Сейчас вам необходимо обсудить, какую из зимних игр вы будете показывать. Затем нужно провести совместное обсуждение между парами, что они будут изображать на картине. Все пары должны представить разные зимние забавы. Нужно постараться сделать так, чтобы ваш учитель мог быстро понять, что вы изображаете.

При выполнении этого задания важно наблюдать за тем как проходит совместное обсуждение, удается ли детям договориться друг с другом, кто из ребят занимает какую позицию при обсуждении: кто руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т.д.

Психолог. Вы готовы изобразить картину?

Звучит мелодия, и пары изображают живую картину, а учитель смотрит и старается понять какие зимние забавы показывает каждая из пар. После того как учитель угадывает все игры, психолог подводит небольшой итог, прикрепляет к белому сердцу первый красный кусочек.

Дети смотрят на сердце, на котором появился кусочек красного цвета.

Психолог. Сердце вашего учителя стало понемногу оттаивать.

А теперь нужно пройти следующее испытание. Вам предлагаются карточки с разными по сложности заданиями. В карточке №1- самое простое задание, а в карточке №25(в зависимости от количества детей) - самое сложное. Решайте, кто какую карточку возьмет. За каждое правильно выполненное задание класс получает по одному баллу. Ваша задача - постараться набрать как можно больше баллов. Во время выполнения задания можно обращаться за помощью.

Ребята приступают к распределению карточек. Во всех карточках задания одинаковой степени сложности (загадки о школе); во время этого этапа можно диагностировать уровень притязаний у детей. Психолог считает, какое количество баллов сумели набрать дети. Если они набрали половину баллов от количества учащихся - значит, выполнили выполненную перед ними задачу. Если баллов недостаточно, детям предлагают три дополнительные загадки. По завершении этого испытания психолог прикрепляет еще одну красную часть сердца.

Психолог. Что меняется в человеке, когда его сердце немного начинает оттаивать?

Дети говорят, что учитель стал обращать на низ внимание.

Психолог. Сейчас я вам раздам часть картинки, к которой необходимо найти свою вторую половину. Для этого надо обойти одноклассников и посмотреть на их картинки, а затем встать рядом с тем из ребят, у кого находится недостающая часть вашего рисунка.

Во время игры могут образовываться очень интересные, неожиданные пары. Так, например, во время одной нашей игры пришлось объединиться двум мальчикам, которые испытывали чувство неприязни друг к другу. Созданная ситуация заставляет многих детей изменить свое отношение к некоторым из своих одноклассников, проявить терпение, сдержанность в общении

Психолог. Прикрепляет предпоследнюю красную часть сердца, и ребята видят, что сердце учителя стало практически красным и что им осталось преодолеть последнее испытание. Ребята, посмотрите на обратную сторону ваших открыток, там написано волшебное заклинание. Вам нужно правильно определить порядок слов в заклинании и прочитать вслух, чтобы всем было слышно и понятно.

Ребята расспрашивают друг друга у кого какой номер, и занимают в соответствии с ним место в ряду. Затем, когда будут готовы читают по очереди следующее: Потрудились мы как нужно, трудности прошли все дружно. Стоит вместе нам сплотиться - может чудо получиться

Психолог. Вывешивает последнюю часть красного сердца.

Посмотрите на сердце вашего учителя, оно расколдовано. Давайте посмотрим как ведет себя человек с оттаявшим сердцем.

Информация о работе Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест