Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 224.63 Кб (Скачать)

Учитель должен показать детям, что любит их, протянуть руки и, улыбаясь сказать добрые слова, поблагодарить. В этот момент важно посмотреть, как класс реагирует на то, что учитель снова рядом с ними, каким образом дети выражают свои чувства к учителю.

В конце проходит небольшое обсуждение игры с классом. В нем принимают участие все взрослые, которые принимали участие в игре и наблюдали за ней. Все садятся в круг, и психолог просит поделиться своими ощущениями и впечатлениями об игре. Дети и взрослые по кругу рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось из игры, что нового они узнали о себе и о других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тема: Диалог.

Цель: - познакомить с понятием диалог, научить составлять и правильно записывать диалоги; 

        - развивать умение формулировать мысль, выбирать главное; 

        - воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок новых знаний.

МТО: учебник, схематические таблицы.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
  2. Проверка домашнего задания.

Схематический диктант.

На доске записаны схемы предложений с прямой речью. Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.

1) Вдруг с палубы кто-то  крикнул: «Акула!»  А: «П!»

2) «Нечего делать, видно  судьба такая», - подумал я.  «П», - а.

3) Маяковский написал: «Начинается  земля, как известно, от Кремля». А: «П».

4) «Какое чудо!» - воскликнул  мальчик. «П!» - а.

5) «Кто здесь?» - раздалось  в тишине. «П?» - а.

  1. Объяснение новой темы.

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «диалог» и научимся правильно записывать диалог. Скажите, как вы думаете, что такое диалог?

Диалог – это разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Реплики каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи, но без кавычек.

Послушайте  два текста и определите, где здесь диалог.

  1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»
  2. — Что ты еж такой колючий? 
    — Это я на всякий случай. 
    Знаешь кто мои соседи? 
    Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)

Записываем диалог.

  1. Закрепление.

Записываем диалог.      

Воробей и Синица      

— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие? 
      — Ружье. 
      — Э-э, не угадала! 
      — Пушка? 
      — Опять не угадала! 
      — Какое же тогда, Воробей? 
      — Рогатка...          (Н. Сладков)

Скажите, кто участвует в этом диалоге? (воробей и синица)

Ребята, приведите примеры того, где могут встретиться диалоги?  В вашей жизни, где встречаются диалоги?  (диалог между учителем и учеником, в магазине, в автобусе, между одноклассниками, с родителями и т.п.)

Запомните три важных вопроса  в диалоге:

Кто говорит?

Где?

С какой целью?

Записываем диалог:

Поймал кот воробья и говорит:

— Неплохо я сейчас позавтракаю.

— Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?

— А что мне, любоваться тобою что ли?

— Да, постыдитесь, пан кот. Ведь вы забыли умыться.

— Ой! Правда! Я сейчас умоюсь!

А воробей взмахнул крыльями и улетел.

  1. Домашнее задание.

 

 § 36. Упражнение 336, стр.104 ( упр. 343 стр.105).

  1. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тема урока:  Обобщение. Что мы знаем о глаголе. 

Цель:

    *  Обобщить и систематизировать  знания, полученные при  изучении  темы.

Задачи:

*  Закрепить и обобщить знания  о глаголе как части речи;

      - неопределённой  форме глагола;

      - времени глагола;

      - роли глагола  в предложении;

*  Развивать устную  и письменную речь. Совершенствовать  правильное каллиграфическое письмо, орфографическую зоркость, фонематический  слух. 

* Воспитывать аккуратное  отношение к  учебным принадлежностям.

Тип урока: обобщение

Методы: словесный, практический, наглядный, самостоятельный, поисковый.

Формы: фронтально - коллективные, работа по рядам, по вариантам, группам.

Оборудование: дид.материал, учебник, слайды, компьютер, карточки.

                             Ход урока.

    1. Организационный момент
    1. Проверка готовности  учащихся к уроку.
    1. Эмоциональный настрой на урок

Ну-ка дети встаньте в ряд,

Я командир, вы мой отряд

В школе прозвенел звонок,

Значит начался урок.

 

    1. Проверка домашнего задания

анализ упражнения 591

    1. Проверка знаний
    1. Фронтальный опрос
      • Что такое глагол?
      • Что обозначает глагол?
      • Как изменяется глагол?
      • Синтаксическая роль глагола.
      • Назовите морфологические признаки глагола.
    1. Сообщение темы и цели урока.

Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам...

 

Загадывание загадок на ключевое слово ГЛАГОЛ

Я – твой товарищ, капитан,                   На столе передо мной

Когда разгневан океан,                         Закрутился шар земной:

И ты скитаешься во мгле                       Арктика, Экватор, Полюс,-

На одиноком корабле,-                          Уместил всю землю…(глобус)

Зажги фонарь во тьме ночной

И посоветуйся со мной:                           Великан стоит в порту,

Я закачаюсь, задрожу –                           Освещая темноту, и сигналит кораблям:

И путь на север укажу  (компас)           «Заходите в гости к нам!»  (якорь)

На ней обозначены моря –

А плавать там нельзя,

Дороги есть, ухабы есть,

А ехать там нельзя,

Земля там есть – пахать нельзя.

Что это друзья? (географическая карта)

 

    1. Проверка понимания
    1. Оформление тетради.

- Каллиграфическая минутка  чистописания

лЛл    лЛл  мМм  мМм

составление предложения из слов

                  « Большому        плавание».    большое  кораблю –

« Большому кораблю – большое  плавание».

    1. Словарный диктант.

Попугай,  пила,  ракушка,  голубь,  слон, аквариум, телефон, бананы, индюк, светофор, кошка, кролик, якорь, кубок, салют.

 

Какие орфограммы встретились в этих словах?

 

Творческие работы:

  1. Поставь глаголы в неопределённую форму и определи спряжение.

Красил                          * играли

кричу                            * смотрю

хожу                             *  иду

дышит                          * стоял

вёз                                 * гуляешь

              

         работа по вариантам

 

  1. Игра: «Составь цепочку из слов»

Стоять  ---     стою ---      стоял ---   буду стоять

Знать

Говорить

Думать

 

  1. Изменение по числам и лицам

---- коллективно    ПЕТЬ

работа по рядам 

                                 1 ряд:    играть

                                2 ряд:    сидеть

                                3 ряд:    читать  

 

  1. Задание «Семантическая карта»

   

слово

часть речи

 род

  число

 падеж

Красивая

       

понравилась

       

детям

       

игрушка

       

 

Составить предложение и разобрать по членам предложения.

 

  1. Работа у доски

Сделать морфологический разбор глагола.

 

На зелёной ветке тополя заливался скворец.

 

  1. Игра «Угадайка»

Распредели слова по частям речи.

имя существительное        имя прилагательное          глагол

 

 Слова для справок:    пенал,  зимний,  писать, хлеб, утро, рисую, красивая, дружба, честный,      зелёное,  идут, купить.

 

  1. Работа в парах:

Играем в игру “Вопрос-ответ”

( ребята -“существительные” задают вопросы ребятам-“прилагательным”, ребята-“прилагательные» задают вопрос ребятам- «глаголам» и наоборот).

 

Например:   (кто?) котёнок

                     (какой?) пушистый;

                    (что делает?) играет

 

  1. Работа по учебнику

С.219 упражнение № 557

Записать глаголы, определить вид, время,    

                                   спряжение

    1. Обобщение

               Составление таблицы 
       «ЗУХ» ( знаю, умею, хочу узнать).

 

      Заполни  таблицу:

Что ты уже знаешь о глаголе?

Что ты уже умеешь?

Чему хотел бы научиться?

 

          Знаю 

     Умею 

   Хочу узнать

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета,

отвечает на вопросы: Что делать?

         Что сделать?

Задавать

вопросы

и определять

глагол

в тексте

Узнать 

о глаголе,

и его значении

в русском языке


 

Проверь себя: Глагол-это часть речи,которая…..

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы……..

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы……..

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы……..

 

РЕФЛЕКСИЯ:

 

                                            

                     

Если тебе понравился   урок и  ты успешно

справился со всеми заданиями – раскрась

                    флаг ЗЕЛЁНЫМ цветом;

Если тебе на уроке   было трудно, но ты смог

прийти к верному ответу,  раскрась флаг ЖЁЛТЫМ  цветом;

Если тебе было трудно на уроке справляться с

заданиями и тебе требуется    помощь учителя – раскрась

КРАСНЫМ цветом.

 

Оценки за урок с комментированием.

 

    1. Домашнее задание

Стр.  229 упражнение 583,

Творческое задание: нарисовать свой  кораблик,  написать мини-сказку о путешествии Глагола,  используя изученные  части  речи.

 


Информация о работе Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест