Развитие гендерной идентичности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В российской системе образования все большее значение приобретает новая и перспективная сфера знания - гендерные исследования. Эта сфера знания часто отражает содержание получивших широкое распространение на Западе учебных программ "Women's studies" и "Gender studies", являющихся одновременно и образовательными и исследовательскими. Указанные программы ориентированы на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола. Образовательная задача таких курсов состоит в том, чтобы поднять уровень общественного сознания при осмыслении гендерных проблем в обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследование проблемы гендерной идентичности и ее
формирования в научно-психологической литературе...
1.1. Теоретические подходы к изучению половой,
полоролевой и гендерной идентичности
1.2. Гендерная социализация в детском возрасте.
1.3. Роль родителей в гендерной социализации ребенк
Выводы по главе 1
Глава 2. Становление гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста
2.1. Этапы, методы, база исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы по главе 2
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Комитет по образованию

Администрация  Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Камышинский педагогический колледж»

 

Специальность  050709 «Преподавание в начальных классах»

 

Курсовая работа

 

 

 

Развитие гендерной идентичности у младших школьников.

 

Курсовая работа 

                                                              

 

 

                                       Исполнитель: 

                                                                 Яковенко О.С. 

                                                                                       студентка22 группы 

                                                                                         

                                                                Руководитель: 

                                                                     Белоглазова Е.И.  

                                                                                   Преподаватель высшей категории

 

                                                                  

                                       

Камышин 2012г.

Введение 
Глава 1. Исследование проблемы гендерной идентичности и ее  
формирования в научно-психологической литературе...  
1.1. Теоретические подходы к изучению половой,  
полоролевой и гендерной идентичности 
1.2. Гендерная социализация в детском возрасте. 
1.3. Роль родителей в гендерной социализации ребенк

Выводы по главе 1 
Глава 2. Становление гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста 
2.1. Этапы, методы, база исследования 
2.2.Анализ и интерпретация полученных данных  
Выводы по главе 2  
Заключение. 
Литература...  
Приложение...


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В российской системе образования все большее значение приобретает новая и перспективная сфера знания - гендерные исследования. Эта сфера знания часто отражает содержание получивших широкое распространение на Западе учебных программ "Women's studies" и "Gender studies", являющихся одновременно и образовательными и исследовательскими. Указанные программы ориентированы на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола. Образовательная задача таких курсов состоит в том, чтобы поднять уровень общественного сознания при осмыслении гендерных проблем в обществе. Основная теоретическая посылка, исходя из которой, строится содержание данных курсов, - это отрицание биодетерминизма в объяснении различии между мужчинами и женщинами в социальной жизни, в обществе. Ключевым понятием зачастую выступает "gender".

Слово "гендер" сейчас уже прочно вошло в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт. Впервые понятие "гендер" в отечественной научной литературе появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием "Женщины и социальная политика". Теоретической основой излагаемого материала является гендерный подход, который ориентирован на формирование и утверждение политики равных, не зависящих от пола возможностей самореализации в различных сферах социальной жизни.

Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествам» должны обладать мужчины и женщины. Некоторые представления окрашены традиционно и не вполне соответствуют реалиям периода социальных трансформаций. Такие устарелые представления - стереотипы иногда тормозят и/или искажают развитие личности, препятствуют ее самореализации.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность системы педагогических условий формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе.

Объект исследования: гендерная идентичность в образовательном процессе.

Предмет исследования: формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: формирование гендерной идентичности младших школьников будет эффективным при создании следующих педагогических условий:

• развитие гендерной компетентности у педагога;

• обеспечение гендерно-комфортного уклада школы;

• оказание педагогической поддержки индивидуальности детей разных тендеров;

• организация гендерного просвещения учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить генезис идей тендерного  подхода в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контексте.

2. Рассмотреть особенности образовательного  процесса, влияющие на формирование  тендерной идентичности.

3. Определить специфику формирования гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста.

4. Выявить совокупность педагогических условий формирования тендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе.

5. Осуществить опытно-экспериментальное  исследование формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- теоретические методы (теоретический  анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической, социально-философской литературы, теоретическое моделирование),

- эмпирические методы (включенное  наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов социальной деятельности).

Методы исследования:

1. Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)

2. Интервью "Волшебный мир"

3. Проективная методика «Мальчик и девочка».

Методологическая база исследования: МОУ СОШ № 4 г. Камышина Волгоградской области.

Выборка испытуемых: 17 учащихся первого класса ( мальчики и девочки).

Практическая значимость. Данное исследование направлено  на изучение гендерных установок в младшем школьном возрасте, поэтому исследование будет полезным учителям начальных классов, студентам педагогических факультетов, педагогам, психологам и все кто занимается вопросами изучения гендерных установок в младшем школьном возрасте.

 

 

 

 

 

Глава 1. Исследование проблем  гендерной идентичности и   
ее формирования в научно-психологической литературе

1.1. Теоретические  подходы к изучению половой,  
полоролевой и гендерной идентичности.

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Влияние социокультурных факторов на сложившуюся систему взаимоотношений полов вызвало новую дефиницию, отражающую это влияние – «гендер».

Введение конструкта «гендер» зафиксировало тот факт, что психологический пол не может быть достаточно адекватным объяснением развития психических качеств и личностных структур, моделей поведения, видов деятельности, социальных ролей, выбора профессий. Существующая социальная и психологическая дифференциация по половому признаку является отражением принятой в данной культуре гендерной системы и поддержанием ее практикой воспитания, внедрением в сознание детей гендерных норм, предписаний и стереотипов.

Гендер – это совокупность биологических, психологических, социальных характеристик, определяющих существующие различия между мужчинами и женщинами.

В современной интерпретации гендер обозначает пол как социальную конструкцию. Предполагается, что почти все традиционно считающееся естественными различия между полами на самом деле являются системой социальных и культурных установок. В основе существующих в обществе гендерных установок и ролей лежат гендерные стереотипы.

Гендерный стереотип – это упрощенный схематизированный эмоционально окрашенный и устойчивый образ мужчин и женщин. Все описываемые гендерные стереотипы можно выделить в три группы:

1 группа – стереотипы маскулинности – фемининности

Маскулинность-фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Согласно которым, мужчины доминантны, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически. Женщины покорны и зависимы, эмоциональны, комформны и нежны.

2 группа – стереотипы семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом

Для женщины главными социальными ролями являются семейные (мать, хозяйка), для мужчины – профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей.

3 группа – стереотипы, связанные с содержанием труда

У женщин – это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера – это область деятельности мужчин, где главным является творческий, руководящий, созидательный труд.

Идеал женственности довольно прост: женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным, энергичным и преуспевающим. Эти фемининные качества и сегодня высоко ценятся, но в женском самосознании появились также и новые черты. [1]

Стереотип маскулинности также изменился. Раньше маскулинность выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила. Подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева, страсти. Сейчас маскулинность ставит интеллект выше физической силы, допускает и даже требует проявления нежности и душевной тонкости, а также обуздания «грубых» чувств и порывов.

Стереотипы маскулинности/фемининности становятся менее жесткими и полярными. Подобно социальным ролям, далеко не все человеческие качества дифференцируются по полу. Кроме того, идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность/фемининность уже не как полюсы одного и того же свойства, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам маскулинности и фемининности позволяет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по фемининности и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок. Речь идет о независимости, заботливости и способности выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции. В результате вместо простой дихотомии «мужского» и «женского» появилось 4 психологических типа:

- маскулинные мужчины (высокие  показатели по маскулинным и  низкие по фемининным чертам);

- фемининные мужчины (много фемининных  и мало маскулинных черт);

- андрогинные мужчины (высокие  показатели по обеим шкалам);

- психологически недифференцируемые мужчины (низкие показатели по обеим шкалам);

и такие же 4 категории женщин (по типологии представленной Сандрой Бем).

Сравнение этих типов показало, что максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу, то есть высокая маскулинность у мужчин и высокая фемининность у женщин, отнюдь не гарантия психического и социального благополучия. Фемининные женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением; эти черты даже входят в набор фемининности. Маскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными и менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Фемининные женщины и маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференцировки. Дети, поведение которых более всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.

Шкалы маскулинности и фемининности соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой – с социальными определениями пола и полоролевыми предписаниями, принятыми в определенной социальной среде. Однако, это совершенно разные явления. Между тем, расхождения в определении набора маскулинных и фемининных черт или их желательности (нормативности) в значительной мере предопределяют результаты экспериментов.

Ряд исследований показывает, что женщины предпочитают андрогинные свойства фемининным, мужчины же ориентируются на более традиционные нормы полоролевой дифференцировки.

Кроме того, ориентация на андрогинию, то есть выход за пределы жесткой половой дихотомизации, чаще встречается среди более старших людей, в конце юности или у взрослых, тогда как подростки ориентируются преимущественно на полярные образы «мужского» и «женского».

Широкое распространение в научной среде имела биологическая теория полового диморфизма В.А. Геодакяна, которая психологами трактовалась как доказательство врожденности и неустранимости всех наблюдаемых половых различий. Суть указанной концепции в общих чертах сводится к тому, что процесс воспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции:

Информация о работе Развитие гендерной идентичности у младших школьников