Развитие гендерной идентичности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В российской системе образования все большее значение приобретает новая и перспективная сфера знания - гендерные исследования. Эта сфера знания часто отражает содержание получивших широкое распространение на Западе учебных программ "Women's studies" и "Gender studies", являющихся одновременно и образовательными и исследовательскими. Указанные программы ориентированы на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола. Образовательная задача таких курсов состоит в том, чтобы поднять уровень общественного сознания при осмыслении гендерных проблем в обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследование проблемы гендерной идентичности и ее
формирования в научно-психологической литературе...
1.1. Теоретические подходы к изучению половой,
полоролевой и гендерной идентичности
1.2. Гендерная социализация в детском возрасте.
1.3. Роль родителей в гендерной социализации ребенк
Выводы по главе 1
Глава 2. Становление гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста
2.1. Этапы, методы, база исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы по главе 2
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

ФИО нравится

Желание1 красивую игрушку

Желание 2 чтобы все были счастливы

Желание 3 чтобы я была талантлива

Дети боятся огня

Радуются  подаркам

Огорчаются, когда обидели.

 

Полина М.

Сказки нравятся

Ракета желтого цвета

В стране была бы доброй феей

В стране навела бы красоту

Для папы сделала какой-нибудь подарок

Для мамы красивое платье

Для учителя подарок

Для друзей чтобы у них были одни 5.

Для себя ничего

Хотела бы превратиться в кошку (они красивые)

Хотела бы стать взрослой (потому что можно долго гулять)

ФИО нравится

Желание 1 чтобы с мамой хорошо жили

Желание 2 красивую одежду

Желание 3 дома много животных

Дети боятся тараканов

Радуются птичкам и бабочкам

Огорчаются, когда их кусают осы

 

Саша З.

Сказки нравятся

Ракета белого цвета

В стране хотела бы быть принцессой

В стране бы ничего не сделала

Для папы ничего

Для мамы убраться помогла

Для учителя подарок

Для друзей много конфет

Для себя ни чего  для вас ничего

Превратилась бы в лягушку ( потому что царевна-лягушка превратилась в царевну)

Хотела стать взрослой (по магазинам с подружками можно ходить)

ФИО нравятся

Желание 1 хорошую игрушку

Желание 2 дружная семья

Желание 3 сестры меня всегда помнили

Дети боятся приведений

Радуются игрушкам

Огорчаются когда мама куда-то уезжает

 

Ангелина П.

Сказки нравятся

Ракета белого цвета

В стране была бы принцессой

Подарила бы всем радость

Для бабушки сделала бы сразу все дела

Для учителя подарок

Для друзей конфет

Для себя куклу

Для вас ничего

Превратилась бы в котенка (пушистый)

Не хотела бы в волка(ОН ЗЛОЙ)

Осталась бы такая какая есть (потому что маленькие глупые а с большими не поиграешь)

ФИО нравится

Желание 1много кукол

Желание 2 аквариум

Желание 3 творить добро

Дети боятся собак ( кусаются)

Радуются праздникам

Огорчаются когда ругают

 

Полина Г.

Сказки нравятся

Ракета желтого цвета

В стране хотела бы быть волшебным зайчиком

В стране бы построила дом для друзей

Для мамы новую одежду

Для папы ничего

Для учителя что-то хорошее

Для друзей  подарки

Для себя  мороженое

Для вас подарок

В супер человека (он может делать все

Превратился в зайца

Хотела бы остаться маленькой ( так веселее)

ФИО нравится

Желание 1 чтобы было лето

Желание 2 встретить НЛО

Желание 3 чтобы было много красивой одежды

Дети боятся страшилок

Радуются щекотки

Огорчаются когда обижают

 

Таня К.

Сказки не нравятся (для маленьких сказки)

Ракета красного цвета

В стране хотела быть Феей

В стране построила бы много дворцов

Для мамы подарок

Для папы пистолет (просто так)

Для учителя  подарила краску  для волос

Для друзей конфет

Для себя дом

Для вас подарок

Превратилась бы в кошку (она милая)

Хотела быть взрослой (можно гулять без родителей)

ФИО нравятся

Дети боятся плохих людей

Радуются подаркам

Огорчаются когда что- то не разрешают

 

Алиса Ш.

Сказки нравятся

Ракета розового цвета.

В волшебной стране хотела бы быть конфетной феей

В стране сделала бы конфетный торт

Дома бы ничего не делала

Для учителя испекла бы торт

Для друзей рай из конфет

Для себя  чтобы кошка родила котят

Хотела бы превратиться в кошку(она м не просто нравится)

Хотела бы быть взрослой (можно все что захочешь делать)

Имя не нравится она хотела бы быть РОУЗ

Желание 1 много сладостей

Желание 2 много красивых шмоток

Желание 3 принца на белом коне

Дети боятся собак

Радуются конфетам, чипсам.

Огорчаются когда ссорятся.

 

После обработки данных мы получили следующие результаты:

Не любят сказки – 23%

Ракеты яркого цвета  – 70%

Ракеты серого, черного цвета – 29%

Принцессы, феи – 41%

Космонавты – 11%

Солдаты – 5%

Король, главным в стране -  11%

Желания детей:

Пистолет – 5 %

Сладости – 11 %

Машины, мотоциклы –  17%

Подарки – 29%

Страхи детей

Кинг-конг – 5%

Страшилки – 29%

Собаки –17%

Вампиров – 5%

Вывод: согласно интервью выявлены страхи с которыми необходимо профессионально работать с целью их преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 2. Анализ результатов по проективной методике

«Мальчик и девочка».

24%– сотрудничество, любовь

30%-  дистанция

41%– совместная деятельность

Таким образом, младшие школьники, изобразившие на рисунках дистанцию необходима помощь в создании взаимоотношений с противоположным полом.

 

 

Выводы по 2 главе

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой проблемы, логической структурой построения исследования; использованием адекватной исследованию системы методов; подтверждены обоснованным и последовательным проведением эксперимента по созданию педагогических условий формирования тендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе, личным участием автора в разработке, непосредственной апробации и внедрении результатов исследования в практику педагогической деятельности и доказаны посредством качественного, количественного и статистического анализа экспериментальных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы формирования тендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе обусловлено ценностью рассматриваемого компонента личности для сохранения нравственного здоровья и полноценного развития человека, способного совершать моральный самоанализ, не противоречащий целям и жизни каждого индивида и всего общества. В связи данной ситуацией в педагогической науке и практике ведется активный поиск научно обоснованных возможностей влиять на обозначенный процесс с учетом требований демократического общества к школьным образовательным учреждениям.

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что новое научное направление педагогики - тендерный подход - органично вплетается в гуманистическую концепцию современного образования. Внедрение тендерного подхода создает гендерно-комфортную ситуацию в образовательном процессе и основывается на следующих принципах: гуманизма, эгалитаризма, культуросообразности, природосообразности, гармонизации, тендерной комфортности и открытости. Гендерно-комфортная ситуация предполагает освобождение профессионального видения от восприятия личности ребенка на основе тендерных стереотипов, ориентированность на индивидуальность вне зависимости от типа тендера, формирование эгалитарных ценностей, гармонизацию взаимоотношений полов на принципах равноправия ивзаимоуважения, эмоциональный тендерный комфорт в обучении, активизацию проявления идентичности в структуре полоролевого взаимодействия в школе. В данном контексте одной из главных задач педагогического взаимодействия определено целенаправленное формирование тендерной идентичности школьников на основе тендерного подхода в педагогике с ориентацией на его гуманистический потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абубикирова, Н.И. Что такое «гендер»? Текст. / Н.И. Абубикирова //Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. / Редактор-составитель Л.С. Круминг М.: Информация - XXI век, 2001.- С. 84-87 
  2. Арутюнян, М.Ю. «Тендерные отношения в семье» Текст. / М.Ю. Арутюнян/ Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-1996». М.: МЦГИ, 1997.- С. 133-134. 
  3. Божович, JI. С. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.С. Божович. М., 1968. - 212 с.
  4. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст./ под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536 е.- (Психология: Классические труды).- С.73-78. 
  5. Гендерная стратегия РФ (Проект) Текст./ М., 2004.- 25 с. 
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь Текст./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М., 2000.- 176 с.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://azps.ru/tests/3/test4.html
  2. http://www.cspu.ru/uchenomu_soiskatel_referat63.pdf
  3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473272
  4. http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4pp/51.pdf
  5. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0027.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)

Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы:

1.   Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических  ответов, когда ребенок повторяет  последнее слово, здесь и в  остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.);

2.   Когда ты вырастешь, кем  ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или  мамой?

3.   Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

4. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5.   А если бы это было  возможно, ты хотел(а) бы заснуть  мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6.   Знаешь ли ты, чем отличаются  мальчики от девочек? Если вопрос  непонятен, можно задать уточняющие  вопросы: мальчики и девочки —  это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Информация о работе Развитие гендерной идентичности у младших школьников