Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 20:30, реферат
Поступление в школу для многих детей является сложным испытанием. Ребенок входит в условия, требующие освоения новой ведущей деятельности – учебной.
1.Учение как ведущий вид деятельности.
2.Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника.
3.Особенности развития познавательных процессов.
4.Общение со сверстниками и взрослыми.
Кемеровский
Государственный Университет
Институт Культуры
Кафедра:
Управление социальной сферой
Реферат
По дисциплине «Педагогика»
На тему:
«Психическое развитие
в младшем школьном возрасте »
МСКДИГО,09Шакун О.А.
Междуреченск, 2010
Содержание
1.Учение как ведущий вид деятельности.
2.Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника.
3.Особенности развития познавательных процессов.
4.Общение со сверстниками
и взрослыми.
Учение
как ведущий вид деятельности
Поступление в школу для многих детей является сложным испытанием. Ребенок входит в условия, требующие освоения новой ведущей деятельности – учебной. Этот вид деятельности многогранен и сложен, ему будет отдано 10 – 11 лет жизни ребенка. Учебная деятельность имеет определенную структуру, следующие компоненты учебной деятельности выделены Д.Б.Элькониным:
1.Мотивация т.е. наличие комплекса учебно-познавательных мотивов, в основе которых познавательные потребности и потребность в саморазвитии (т.е. сформированность интереса к процессу учебной деятельности и к содержательной стороне деятельности «что изучается и как изучается»);
2.Учебная задача – т.е.система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия (например, вставить пропущенные буквы – это задание; задача – знать и применить правило. (подлежащий усвоению способ действия).
3. Учебные операции – формирование образца усваиваемого действия и воспроизведение этого образца (они формируют представление или предварительный образ усваиваемого действия и способствуют воспроизведению образца). Например, найти корень, приставку, суффикс, окончание в ловах. Ученик изменяет слово, сравнивает значение, выделяет слово, сравнивает значение, выделяет окончание и т.д. Т.е. каждая учебная операция должна быть отработана – сначала на этапе усвоения – это требует большего времени, затем – быстро решает в уме.
4. Контроль –это сопоставление воспроизведенного действия с образцом. (т.е. правильность и полнота выполнения учебных действий, самоконтроль собственной учебной деятельности).
5. Оценка – определение результативности работы, правильности, качественности и содержательности ее выполнения. (учить детей оценивать работу по определенным критериям, по общим для всех, не завышая собственных успехов и не занижая работу одноклассников.
Начало обучения в школе ведет
к коренному изменению
Каждый ребенок при
Первые 4 - 7 недель являются периодом
адаптации к обучению в школе
(для некоторых детей он
В работе отечественного
-
высокий уровень адаптации.
-
средний уровень адаптации.
-
низкий уровень адаптации.
Успешность адаптации зависит
от адекватности самооценки
Одной из основных задач обучения в младшем школьном возрасте является формирование умения учиться. Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение – это залог того, что учение выполнит свою ведущую функцию на данном возрастном этапе.
Полноценная учебная
От 1 к 3 классу происходят
По данным отечественных исследователей
М.Э.Боцмановой и А.В.
Для развития адекватной
- оценивать конкретную работу, а не личность;
- не сравнивать детей между собой, а сравнивать настоящие результаты с их прежними;
- не захваливать;
- поощрять малейшие достижения слабого, но старательного ученика;
-
поощрять отдельного ученика
в ряду других.
Психологические
новообразования и личностное развитие
младшего школьника
По мнению Д.Б.Эльконина, результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие, ориентация не только на возрастные нормы, но и на индивидуальные. Основные психические новообразования младшего школьника - рефлексия, анализ, внутренний план действий (планирование), произвольность регуляции, развитие нового познавательного отношения к действительности. В условиях учебной деятельности складываются те психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
В монографии В.В.Давыдова под
Если ребенок контролирует
- эмпирический, он связан с разложением целого на части;
- теоретический,
с его помощью ребенок
Выделяются 2 уровня развития внутреннего плана действий:
-
на первом уровне ребенок
-
на втором уровне планирует
свое действие в целом,
Произвольность – способность подчинять собственное поведение сознательно поставленной цели, а также способность самостоятельно ставить осознанные цели и достигать их при помощи последовательности действий, т.е. постоянное следование такому ориентиру, как «нужно», а не «хочу», способствует развитию произвольности, как особого качества психических процессов.
Развитие познавательного