Развитие памяти у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Существенные данные, характеризующие содержательную сторону процессов памяти, представлены в исследованиях П.И. Зинченко, он, продемонстрировал зависимость эффективности не произвольного запоминания, от места объектов в структуре деятельности (их мотивациями, целями), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти младших школьников
1.1. Определение понятия памяти. Значение памяти в познавательной
деятельности человека………………………………………………….. ..5
1.2. Виды и формы памяти……………………………………………………15
1.3. Особенности развития памяти у младших школьников……………….23
Вывод по главе 1………………………………………………………………30
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития памяти младших
школьников.
2.1. Методы и приемы развития памяти младших школьников…………...31
2.2. Формы развития памяти у младших школьников……………………...37
Вывод по главе 2………………………………………………………………39
Заключение ……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Развитие памяти у младших школьников.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы развития памяти младших школьников

1.1. Определение понятия памяти. Значение памяти в познавательной     

       деятельности человека………………………………………………….. ..5

1.2. Виды и формы памяти……………………………………………………15

1.3. Особенности развития памяти  у младших школьников……………….23

Вывод по главе 1………………………………………………………………30

Глава 2. Психолого-педагогические условия  развития памяти младших  
               школьников.  
2.1. Методы и приемы развития памяти младших школьников…………...31

2.2. Формы развития памяти у  младших школьников……………………...37

Вывод по главе 2………………………………………………………………39

Заключение ……………………………………………………………………41

Список литературы……………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение  
В современной школе развивают мышление, воображение, фантазию, но основной функцией интеллекта памятью — занимаются не достаточно. Психологами собран огромный материал, позволяющий изучить различные виды памяти. Развитие памяти должно начинаться в раннем детстве, но поскольку это остается по сей день не решенной проблемой, то основная задача приходиться на младший школьный возраст. Поэтому так важно знать особенности памяти младших школьников и использовать все возможные способы для ее развития.  
Значительный вклад в изучение содержания памяти внесен такими отечественными ученными как: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн и другими. В своих работах они дали характеристику тех мыслительных процессов, которые служат опорой запоминания, источником его значительно высокой продуктивности.  
Существенные данные, характеризующие содержательную сторону процессов памяти, представлены в исследованиях П.И. Зинченко, он, продемонстрировал зависимость эффективности не произвольного запоминания, от места объектов в структуре деятельности (их мотивациями, целями), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала [16, 158].  
Также значительный вклад в изучение памяти внесли зарубежные ученые: д. Лапп, Ф. Лезер и другие, которые работали над важнейшими функциями памяти, разработали разнообразные тесты и упражнения, позволяющие проверить и оценить свою память и поработать над ее развитием.  
Л.С. Выготский отмечал, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы [15, 2]. Поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные. В младшем школьном возрасте преобладает образное мышление, а так как мышление напрямую связано с памятью, то в работе по развитию памяти необходимо учитывать эту возрастную особенность развития познавательных процессов. Методика работы с образами очень много дает ребенку. Дети после обучения прекрасно запоминают тексты, стихи, правила, формулы, географические названия, исторические даты, могут надежно запомнить до 100 иностранных слов в день без зубрежки.  
Если хотя бы одна сторона познавательной сферы ребенка память — получает столь необычное развитие, то личность становится намного гармоничнее и внутренне богаче, происходит комплексное развитие детского интеллекта.  
Цель исследования: изучить особенности развития памяти младших школьников.  
Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.  
Предмет исследования: педагогические условия развития памяти младших школьников.  
Гипотеза исследования: развитие памяти младших школьников будет осуществляться эффективно, если:  
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;  
- методы и приемы для развития памяти младших школьников;  
- при обучении используются различные средства, формы способствующие развитию памяти младших школьников.  
Задачи исследования:  
1. Рассмотреть теоретические основы развития памяти.  
2. Раскрыть особенности развития памяти младших школьников.  
З. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие памяти у младших школьников.  
Для осуществления поставленных задач целесообразно применение данного метода исследования:  
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития памяти младших школьников

1.1. Определение  понятия памяти. Значение памяти  в познавательной деятельности  человека.  
“Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.” [12, 54] Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.  
Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличие от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, что уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.  
Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.  
Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.  
Память — важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.  
Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.  
Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и образованиями отчетливо выявляется при различении ее видов. Связь памяти с восприятием фиксируется в выделении образной памяти или памяти на образы. Образная память в свою очередь, естественно разделяется на  
отдельные виды, связанные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.  
Фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий составляет задачу и содержание двигательной памяти. Для эмоциональной памяти характерно запоминание и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.  
Взаимозависимость памяти и мышления нашла свое выражение в различении смысловой и механической памяти. Смысловая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями, совершается обобщение зависимостей и т.д. Связь мышления и памяти фиксируется в установленном психологией положении о том, что лучше запоминается то, что понимается. Речь здесь идет о специфически человеческой смысловой памяти.  
Однако человек может запомнить содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, субъект как бы “впечатывает” запоминаемый материал в мозговых структурах. Такая процедура напоминает работу механических устройств, а потому память получила наименование механической. К механической памяти прибегают учащиеся, когда они не могут логически осмыслить материал. Некоторые психологи полагают, что механическая память своим возникновением обязана школе.[1З, 45]  
Субъект может поставить сознательную цель, задачу на запоминание, на удержание нужного содержания для последующего действия, организовать произвольные мимические действия, приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий субъекта характерны для произвольной памяти: здесь субъект обеспечивает произвольную и волевую регуляцию процессов памяти.  
Фиксация впечатлений от окружающего мира без специально на то поставленной индивидом цели реализуется при непроизвольной памяти. Это не означает, что материал запоминается по форме “сплошной записи” или естественным образом, непроизвольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, что нам интересно и т.п. Во всех этих случаях нет задачи на специальное запоминание.  
Зависимость памяти от потребностей, установок, мотивов и целей субъекта (от его мотивации) проявляется в особенностях кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение конечного результата (так, перемножение в уме двузначных чисел предполагает удержание промежуточных результатов умножения).[6, 34]  
долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, дни, годы, десятилетия) сохранение материала. Решающее значение для длительного удержания сведений имеет установка человека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане.   
Классификация видов памяти с точки зрения их генетической последовательности была предложена П. П. Блонским. Он выделял четыре основные формы памяти - двигательную, эмоциональную, образную и смысловую. В перечисленной последовательности и происходит становление видов памяти.  
Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.  
Психологические механизмы памяти. Представленность памяти во всех психологических структурах указывает на ее первый отличительный, специфический признак. Особенность памяти как психологического процесса состоит в том, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, она не имеет дела с материальными предметами и явлениями. Отражение предметного мира осуществляется в восприятии и мышлении. Память имеет дело со “вторым отражением”, с полученными образами и понятиями.  
Отличие памяти от других психологических образований предполагает четкое указание на ее функцию, на ее место в совокупной психической деятельности. Действительное определение понятия “память”, равно как и содержательное описание каждого из ее процессов, предполагает ответ на два вопроса: что? и для чего? - соответственно должно содержать в себе два предиката. С этой точки зрения память могла бы быть предельно лаконично определена как психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта).  
Согласно этой точке зрения, память всегда существует на антиномии “прошлое-будущее”. Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память и всякая память превращается во что-то другое. Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществления другого процесса (или последующего шага того же процесса). Это означает, что, превращаясь во “вторичный”   
продукт, приобретая способность осуществляться в плане представления, он может служить внутренней опорой для дальнейшего развития процесса.  
Следовательно, элементом памяти становится все, что, “удаляясь” от “вещественной” определенности психики, переходит во “вторичный” продукт, т.е. становится представлением. Можно сказать, что всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно “целевым”, актуальным элементом познавательного процесса и приобретает служебную функцию по отношению к новому элементу, занимающему место цели.[35,67]  
Можно сделать вывод, что основным механизмом работы человеческой памяти является ее ориентация на будущее. Память человека определяет не то, что “было” (прошедшее), а то, что “будет” (предстоящее). Иначе говоря, то, что “было”, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно тому, что “будет”, т.е. память определяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее. В служении будущему заключается основная функция памяти. Отражение прошлого выступает как средство достижения будущего результата.  
Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимого материала; память приобретает характер сознательного запоминания. В специальных условиях (в первую очередь в учебной деятельности) возникает необходимость использования специальных приемов, особой организации запоминания, и оно приобретает форму заучивания.  
Психологические исследования выявили зависимость запоминания от характера деятельности, от процессов целеполагания, его связь с ориентациями на будущее, предстоящее. При этом выявилась парадоксальная картина эффективности произвольного и непроизвольного запоминания.  
Исследования показали, что прямая постановка цели на запоминание не является сама по себе решающей для эффективного запоминания; непроизвольное запоминание зачастую оказывается продуктивнее произвольного. В опытах детям предлагалось классифицировать карточки в соответствии с содержанием изображенных на них предметов. В исследовании выявились две важные зависимости процесса запоминания. Во-первых, лучше запоминается то, что составляет цель действия. Во-вторых, процессы запоминания, включенные в мыслительную деятельность (классификация карточек), без требования специального запоминания оказались более эффективными, чем запоминание тех же карточек по требованию.  
Иначе говоря, непроизвольное запоминание в этих условиях оказалось более эффективным, чем произвольное запоминание. Следовательно, если материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если бы субъект ставил цель его специально запомнить.  
Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Плохую услугу оказывает студентам установка запомнить материал, чтобы ответить на семинаре; после окончания семинарского занятия материал быстро забывается. Иное дело - понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше. [27, 58]  
Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, так как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым. При этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо для субъекта, что нашло наибольший резонанс в иерархии его мотивов. Существенное влияние на запоминание оказывает также и общее состояние человека: его настроение, жизненный тонус, усталость и т.п.  
Выделены четыре мнемических действия:  
1) ориентировка в материале, связанная с отношением элементов  
запоминаемого материала к опыту субъекта;  
2) группировка материала на основе установленных свойств отдельных  
элементов;  
З) установление внутригрупповых отношений между элементами материала,  
подлежащего запоминанию;  
4) установление межгрупповых отношений (связей).  
При этом под мнемическим действием понимается “действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести”; данное положение основано на утверждении, что “центральной функцией произвольного запоминания является не закрепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого предстоящим использованием, будущим”.  
Воспроизведение - процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавания, или воспроизведения при опоре на восприятие; собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации сохраненного в памяти материала; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.  
Воспроизведение, так же как и запоминание, связано с мыслительными действиями. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. “В самом существе воспроизведения, - писал C. Л. Рубинштейн,  
- заложена реконструкция воспроизводимого - в результате мыслительной его переработки - как существенный аспект воспроизведения”. В воспроизведении смыслового содержания преобразование, реконструкция приобретают особое значение. В реконструкции обнаруживается невозможность трактовки процесса воспроизведения только как процесса  
воспоминания, в его отделенности от процессов мышления, речи, установок субъекта. Человек, по сути, никогда не воспроизводит содержание памяти в той форме, в какой оно запомнилось.  
Сохранение и забывание представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации.[З3,58]  
Сохранение - не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.  
Реконструкция содержания памяти, динамика процессов сохранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связана с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в целостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.  
Выделяется на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки.  
1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс “самоорганизации” индивидуального опыта человека.  
2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои “продукты”. Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.  
З. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.  
Память в отличие от других познавательных процессов имеет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отвечающих им представлений.[27, 65]  
Область действительного творчества памяти - это не познавательная сфера, а сфера формирования личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека - индивидуальный опыт. Однако, если бы продукты этого опыта сохранялись в человеке в таком же “элементном” и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структурироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.  
С этих позиций центральная функция памяти - приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта. Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта “широта памяти” противостоит “узости сознания”, в которой выражается “целевая” локализация всех других познавательных процессов.  
Способы организации представлений в процессах памяти не  
заложены в памяти “до опыта”. Как отмечают психологи, память в своем  
развитии всегда отстает от мышления на один шаг: новые действия и  
операции сначала становятся (формируются) как мыслительные и только в   
процессе повторения и закрепления переходят в мнемические действия, т.е. действия по преобразованию и организации представлений внутреннего опыта.  
При этом на любые подробности опыта память должна “откликаться как целое”. Это означает, что в каждый момент осуществления деятельности в нее включается весь “прошлый опыт”, каждый элемент “нового опыта” всегда соотносится со всем “прошлым опытом”. Это предполагает, что опыт должен одновременно выступать в форме интегративного целого. Непрерывное воспроизводство такого целого как необходимого условия развивающейся жизни и деятельности и составляет основную функцию памяти.  
Исходя из изложенного, память может быть содержательно определена как психологический механизм (совокупность психических процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и формы памяти  
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:  
1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;  
2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности. [34,56]  
3. По продолжительности сохранения информации;  
- По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.  
Непроизвольная память - означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, автоматический»   
Произвольная память - подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.  
В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.  
- По характеру психической деятельности

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек  запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную, и словестно-логическую.  
В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком.  
    Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.  
    Двигательная (кинетическая) память — запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.  
    Эмоциональная память - память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные, данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

     Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика  
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.  
     Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает “работать” позже других. П.П.Блонский называл ее “память-рассказ”. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

     Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными:  
человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.  
    Зрительная память — связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутая раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.   
    Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам  
    Осязательная, обонятельная и вкусовая память — это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуть), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограниченна и ее роль — это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.[12, 39]  
- По продолжительности сохранения информации;

   Мгновенная или иконическая память, данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.  
   Кратковременная память хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память “включается” когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями)  
Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимания на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.  
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше чем позволяет его объем памяти.  
Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти. [34, 67]  
    Оперативная память - память рассчитана на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная амнезия по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.   
     Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.  
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.  
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.  
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук:  
физиология, биохимия и психология.  
Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)[32, 49]  
Биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты и других биохимических структур;  
Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.  
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.  
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает  
воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.  
Теперь подробнее о каждом процессе:  
Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные словно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами:  
через механическое фиксирование, или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его.  
Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому “банк информации” постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.  
Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из “огромной” библиотеки” памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:  
Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.   
Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданной время, хотя сейчас они и не действуют.  
Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. до этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перезагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.  
Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.  
1. Теория систематической деформации следов памяти - говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.  
2. Теория ретроактивного и проективного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проективное забывание). Например: немудро мосле математики   
сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.  
3. Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание, (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).[35, 85]  
Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1.3. Особенности  развития памяти у младших  школьников  
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.  
Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, то есть психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. [14, 57]  
В психологической литературе в качестве новообразований младшего школьного возраста выделяют произвольность психических процессов (произвольной памяти, мышления, внимания).  
Подавляющее большинство всех этих исследований направленно на выяснение того, как изменяется с возрастом продуктивность запоминания, его объем, скорость и длительность удерживания заученного в памяти, то есть количественная, результативная сторона процессов.  
Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы: увеличивается объем (мощность) памяти.  
В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходят в том, что и как сохраняет память.  
Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы которые окружают ребенка и которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала. Если же говорить о запоминании словесного материала, то на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов. Хуже запоминается тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия, не связанные с картой, описания) и не является значимым при усвоении, того, что запоминается.  
Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используются.  
На протяжении всего младшего возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу. [23,56]  
Смысловая память младших школьников обладает огромными преимуществами по сравнению с механической и проявляется в особенностях воспроизведения освоенного материала. Эти особенности сводятся к следующим:  
1. Дети заменяют малознакомые трудные слова или понятия более привычными: вместо «строения» говорят «дом» и т.д.  
2. Дети пропускают некоторые детали, частности, подробности.  
3. Могут изменить порядок изложения, последовательность отдельных эпизодов или описаний, не нарушал логики излагаемого материала.

Информация о работе Развитие памяти у младших школьников