Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:19, курсовая работа
Существенные данные, характеризующие содержательную сторону процессов памяти, представлены в исследованиях П.И. Зинченко, он, продемонстрировал зависимость эффективности не произвольного запоминания, от места объектов в структуре деятельности (их мотивациями, целями), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти младших школьников
1.1. Определение понятия памяти. Значение памяти в познавательной
деятельности человека………………………………………………….. ..5
1.2. Виды и формы памяти……………………………………………………15
1.3. Особенности развития памяти у младших школьников……………….23
Вывод по главе 1………………………………………………………………30
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития памяти младших
школьников.
2.1. Методы и приемы развития памяти младших школьников…………...31
2.2. Формы развития памяти у младших школьников……………………...37
Вывод по главе 2………………………………………………………………39
Заключение ……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
4. Передовая воспринятое
содержание, дополняют его от
себя рядом
подробностей.
5. Могут обобщенно излагать
факты, подробности, характеристики, дополняя
воспринятое собственными рассуждениями.
Переход к смысловому запоминанию совершается
в процессе общего умственного развития
школьника.
Чем старше становятся дети, тем все большую
роль в их памяти играют смысловые связи,
тем больше и полнее функции памяти включают
в себя процессы мышления и воображения,
и тем менее продуктивным оказывается
дословное запоминание.
Непроизвольное запоминание играет большую
роль в учебной деятельности младшего
школьника. Как показывают исследования
А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А. Н. Леонтьева,
дети без особых усилий запоминают материал,
с которыми они действуют. К З классу непроизвольное
запоминание становиться более продуктивным.
Продуктивность непроизвольного запоминания
становится более осмысленным.
А.А. Смирнов провел сравнительное исследование
памяти у детей младшего школьного возраста
и пришел к выводам:
- с 6 до 14 лет у детей активно развивается
механическая память на не связанные механические
единицы информации.[26, 78]
- вопреки распространенному мнению о
существовании увеличивающегося с возрастом
преимущества запоминания осмысленного
материала, фактически обнаруживается
обратное отношение: чем старше становится
младший школьник, тем меньше у него преимуществ
запоминания осмысленного материала над
бессмысленным. Это, по видимому, связано
с тем, что упражняемость памяти под влиянием
интенсивного учения, опирающегося на
запоминания, ведут к одновременному улучшению
всех видов памяти у ребенка, и прежде
всего тех, которые относительно просты
и не связаны со сложной умственной работой.[26,
56].
Исследования отечественных психологов
показывают, что механическое заучивание
у детей менее эффективно, чем осмысленное:
запомнить бессмысленный материал в детском
возрасте труднее, чем во взрослом. Это
объясняется тем, что заучивание бессмысленного
материала требует больших волевых усилий,
а дети на это еще не способны.
При сравнении данных по возрастным группам
оказалось, что у младшего разница между
продуктивностью бессмысленного материала
и осмысленного запоминания значительно
больше, чем у взрослого. В то же время
известны факты: дети легко запоминают
понятное (объективноосмысленно) и заучивают
учебный материал нередко буквально. Так,
дети запоминают песни, которые они слышат
от взрослых, и смысл которых им не понятен,
слова и выражения, употребляемые взрослыми,
легко заучивают считалки, часто бессмысленные.
Как справедливо считает А.А. Смирнов,
основная причина легкого запоминания
непонятного и бессмысленного связано
с особым отношением к нему детей. Часто
непонятное делается особенно заманчивым
для ребенка. Оно привлекает к себе повышенное
внимание, будит любознательность, заставляет
доискиваться сначала, узнавать, что значит
услышанное, а для этого запоминать его
- запоминать даже невольно, незаметно.
К тому же непонятное слово или выражение
выступает обычно на фоне понятного, известного,
выделяется на этом фоне и тем самым особенно
привлекает к себе внимание ребенка.
Объективно бессмысленный материал иногда
заинтриговывает своей звуковой стороной:
своеобразным сочетанием звуков, четко
выраженным ритмом, который сам по себе
значительно облегчает заучивание, чувство
количественного или другое положительное
эмоциональное отношение. Очень часто
оно вплетается в игровую деятельность
детей.
К недостаткам памяти младших школьников
относятся неумение правильно организовать
процесс запоминания, неумение разбить
материал для запоминания на разделы или
подгруппы, выделить опорные пункты для
усвоения, пользоваться логическими схемами.
Следует так же отметить не критичность
детской памяти, с которой сочетается
неуверенность в заучивании материала.
Именно неуверенностью часто объясняется
случаи, когда младшие школьники предпочитают
дословное запоминание пересказу.
От класса к классу в начальном звене память
детей становится лучше. Чем больше знаний,
тем больше навыков заучивания, следовательно,
и прочая память. О качестве памяти часто
судят по скорости запоминания. Но это
неверно: о силе памяти нельзя судить только
по скорости запоминания. Необходимо учитывать
одновременно и скорость запоминания
и скорость забывания.
Первый тип - медленное запоминание и быстрое
забывание — признаки слабой памяти. Особенности
проявления памяти можно наблюдать у школьников.
Есть дети, которых по силе памяти можно
отнести к первому типу: эти ребята запоминают
материал легко, быстро. Запоминание таких
учащихся очень продуктивно. [9,102].
Второй тип — медленное запоминание и
медленное забывание. При такой памяти
заучивание достигается путем многократного
повторения и с помощью различных приемов
— чтения, слушания, записывания и т.д.
Забывание у таких учащихся происходит
медленно. Прочность запоминания у них
такая же, как у учащихся с первым типом.
Третий тип памяти — быстрое запоминание,
быстрое забывание — это память «схватывающая».
Школьники этого типа после одного, двух
чтений могут тут же воспроизвести материал
со всей полнотой. Однако, такая воспроизводимость
сохраняется только на короткий срок.
Этим детям нужно советовать повторить
заученное через некоторое время. [15, 55].
Четвертым типом памяти обладают школьники,
которые затрачивают на заучивание много
сил и времени. Но заучивание отличается
малой продуктивностью. Ребята воспроизводят
материал не полно и не точно. Быстро забывают
его.
Сила памяти у разных людей неодинаково
проявляются в различных областях знаний.
Одни лучше запоминают материал литературоведческий,
другие математический и т.д. При односторонности
интересов может развиться односторонняя
память.
Выделяют различные виды памяти в зависимости
от того, что успешно запоминает человек
и как он предпочитает запоминать материал.
Ребенок прекрасно воспринимает и запоминает
музыку, картину, лица, но имеет слабую
способность к логическому мышлению. Здесь
можно говорить о представителе наглядно-образного
вида памяти.
Ребенок хорошо запоминает мысли и словесные
формулировки, понятия, формулы, числа,
но не имеет склонности запомнить цвета,
звуки — это представитель словесно-логического
типа памяти.
Многие, однако, продуктивно запоминают
и наглядно-образный и словесно-логический
материал. Таких людей большинство. И они
принадлежат к гармоничному типу. С другой
стороны при запоминании материала разные
люди отдают предпочтение различным органам
чувств.
Наблюдая за детьми можно заметить, что
одни успешнее усваивают зрительные образы,
другие лучше воспринимают на слух, третьи
прибегают к записи. Приведенные эксперименты
показали, что категорического ответа
на вопрос, что запоминается лучше, нет.
Видимо, одни люди лучше помнят приятное,
другие — не приятное, третьи — то и другое.
Это в большей мере зависит, как от объективной
значимости так и от направленности человека.
Таким образом, индивидуальные различия
в памяти младших школьников проявляются
в соответствии ее процессов, то есть в
том, как осуществляется запоминание и
воспроизведение, что запоминается, в
особенностях содержания младших школьников.
Индивидуальные различия в процессах
памяти выражаются в скорости, точности,
прочности запоминания и готовности к
воспроизведению. В психологии различают
наглядно-образные, словесноабстрактные
и промежуточные виды памяти. Необходимо
учитывать
индивидуальные различия в памяти детей,
развивать у них всестороннюю память.
В процессе обучения в начальном звене
школы «память ребенка становиться мыслящей»
(д.Б. Эльконин) [37, 59]. Под влиянием обучения
в младшем школьном возрасте память развивается
в двух направлениях:
- усиливается роль и увеличивается удельный
вес словесно-логическое, словесного запоминания
(по сравнению с наглядно-образной);
- ребенок овладевает возможностью сознательно
управлять своей памятью, регулировать
ее проявления (запоминание, воспроизведение,
припоминание)
В целом память детей младшего школьного
возраста является достаточно хорошей,
и это в первую очередь касается механической
памяти, которая за первые три четыре года
учения в школе прогрессирует достаточно
быстро.
Несколько отстает в своем развитии опосредованная,
логическая память, так как в большинстве
случаев ребенок, будучи занят учением,
трудом, игрой и общением, вполне обходится
механической памятью. Итак, к переходу
в среднее звено у учащихся должно сформироваться
способность к запоминанию и воспроизведению
смысла, существа материала, доказательств,
аргументаций, логических схем, рассуждений.
Если с первых лет обучения в школе специально
учить методам и приемам развития памяти,
то это существенно повышает продуктивность
их логической памяти. Незнание этих приемов,
неумение ими пользоваться на практике
является, вероятно, основной причиной
слабости произвольной памяти и у многих
детей данного возраста.
Вывод но главе 1.
Память есть важнейшая определяющая
характеристика психической жизни личности.
Над памятью мы понимаем запоминание,
сохранение и последующие воспроизведение
индивидом его опыта. По современной психологической
концепции памяти выделяют следующие
основные процессы: запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание.
Среди основных видов памяти, которые
являются характерными для памяти младших
школьников, мы выделяли: смысловую, опосредованную,
зрительную, слуховую, и комбинированную.
В разном школьном возрасте память имеет
свои характеристики и
особенности. Основными характеристиками
памяти детей младшего
школьного возраста являются:
1. Преобладание механической памяти.
2. Опосредованная и логическая типы памяти
развиты в меньшей степени.
З. Младшие школьники лучше запоминают
наглядный материал.
4. Младшие школьники лучше запоминают
слова, обозначающие название
предметов, чем слова, обозначающие абстрактное
понятие
5. Конкретно - образный
характер памяти младших школьников проявляется
в том случае, если есть опора на наглядность.
Наибольшего развития у детей обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего используются.
Поэтому целесообразно развивать всестороннюю
память, применяя различные способы запоминания.
Однако важно знать, что любые способы
и приемы хороши лишь тогда, когда они
подходят данному ребенку, когда он сам
их для себя выбрал. Важно знать индивидуальные
особенности детей. Поэтому нужно учитывать
индивидуальные особенности памяти младших
школьников, и на основе этого выбирать
оптимальные способы и приемы для ее развития.
Глава 2. Психолого-педагогические
условия развития памяти младших
школьников.
2.1. Методы и приемы развития памяти младших
школьников.
Обратимся теперь к вопросу развития
памяти, т.е. о тех типичных изменениях,
которые в ней происходят по мере социализации
индивида. С раннего детства процесс развития
памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, мнемическая память постепенно
дополняется и замещается логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание
превращается в опосредованное, связанное
с активным и осознанным использованием
для запоминания и воспроизведения различных
мнемотехнических приемов и средств. В-третьих,
непроизвольное запоминание, доминирующее
в детстве превращается в произвольное.
В развитии памяти можно выделить две
генетические линии: ее совершенствование
у всех без исключения цивилизованных
людей по мере общественного прогресса
и ее постепенное улучшение у отдельно
взятого индивида в процессе его социализации,
приобщении к материальным и культурным
достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического
развития внес Л.С.Выготский. Он считал,
что совершенствование памяти человека
в филогенезе шло главным образом по линии
улучшения средств запоминания и изменения
связей мнемической функции с другими
психическими процессами и состояниями
человека. Благодаря различным формам
речи- устной, письменной, внешней, внутренней
-человек оказался способным подчинить
память своей воле, разумно контролировать
ход запоминания, управлять процессом
сохранения и воспроизведения информации.
[14,1 02].
Память представляет такую сферу деятельности,
в которой легче всего оценить продуктивность.
Память подобно любым другим задаткам,
развивается одним путем — упражнения.
Поэтому, не правы те, кто жалуется на слабость
памяти, стремятся не очень то ее обременять.
Таким людям
следует помнить: тот, кто воздерживается
открывать рот, никогда не станет оратором.[21,
91].
Механизмы памяти должны быть подвижны
и всегда в «форме». Их нужно постоянно
тренировать, ежедневно выделяя для этого
час или 20 -25 минут.
Вопрос о приемах и методах запоминания
был поставлен Л.В.Занковым и А.Н. Леонтьевым.
Выделены следующие приемы и методы, содействующие
осмысленному пониманию и запоминанию
текстов: использование смысловых связей,
сравнения, классификация, систематизация.
Специальные исследования непосредственного
и опосредованного запоминания в младшем
школьном возрасте провел А.Н Леонтьев.
Он экспериментально показал, как один
мнемический процесс — непосредственное
запоминание — с возрастом постепенно
замещается другим, опосредованным. Это
происходит благодаря усвоению ребенком
более совершенных стимулов — средств
запоминания и воспроизведения материала.
Роль мнемотехнических средств памяти,
по мнению Леонтьева, состоит в том, что
«обращаясь к употреблению вспомогательных
средств мы тем самым изменяем принципиальную
структуру нашего акта запоминания; прежде
прямое, непосредственное, затем наше
запоминание становиться опосредованным».
Само развитие стимулов — средств для
запоминания подчиняются следующим закономерностям:
сначала они выступают как внешние (например,
завязывание узелков на память и т.д.),
а затем становятся внутренними (чувства,
ассоциации, мысли).
В последние годы все больше получает
распространение групповой тренинг познавательных
процессов (мышления, воображения и памяти).
Попробуем сформулировать на основе изложенного
здесь материала некоторые практические
рекомендации по улучшению памяти
1. То, что мы можем выразить словами обычно
запоминается лучше, чем то, что может
быть воспринято только зрительно или
на слух. Чем больше мы
думаем над материалом, тем активнее стараемся
представить его зрительно, тем легче
прочнее он запоминается.
2. Если предметом запоминания является
текст, то наличие заранее продуманных
к нему вопросов, ответы на которые могут
быть найдены в процессе чтения, способствуют
его лучшему запоминанию. В этом случае
текст в памяти храниться дольше и точнее
воспроизводиться, чем тогда, когда вопросы
к нему ставятся уже после прочтения.
3. Если двум группам детей предложить
запомнить одинаковый список слов, которые
можно сгруппировать по смыслу, и если,
кроме этого, обе группы детей снабдить
разными обобщающими словами — стимулами,
с помощью которых можно облегчить припоминание,
то окажется, что каждая из них в состоянии
будет вспомнить больше именно тех слов,
которые связаны с предложенными ей словами
— стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы —
средства, которыми дети располагают для
запоминания, чем более они просты и доступны
для них в нужный момент времени, тем лучше
произвольное припоминание. два факта,
кроме того, повышают вероятность успешного
припоминания: правильная организация
запоминаемой информации и обеспечение
при ее воспроизведении таких психологических
условий, которые идентичны тем, в которых
происходило запоминание соответствующего
запоминания.
4. Чем больше умственных усилий дети прилагают
к тому, чтобы организовать информацию,
придать ей целостную, осмысленную структуру,
тем легче она потом припоминается.
5. Поскольку от внимания
к материалу непосредственно зависит
его запоминание, те любые приемы, позволяющие
улучшить внимание, могут оказаться полезными
для запоминания. На этом, в частности,
базируется один из способов улучшения
запоминания младшими школьниками учебного
материала, который стараются сделать
таким, чтобы он вызвал к себе непроизвольный
интерес со стороны учащихся, привлекал
их внимание.
6. На воспоминание материала влияют и
связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивший
в памяти яркий, эмоциональный след, люди
думают больше, чем об эмоционально —
нейтральных событиях. Связанные с ним
впечатления лучше организуются в памяти.
Положительные эмоции, как правило, способствуют
запоминанию, а отрицательные препятствуют.
Эмоциональное состояние, сопровождающее
процесс запоминания, являются частью
запечатленной в памяти ситуации, поэтому,
когда они воспроизводятся, то по ассоциации
с ними восстанавливается в представлениях
и вся ситуация, припоминание облегчается.
Опытным путем было доказано, что если
в момент запоминания человек находился
в приподнятом или подавленном настроении,
то искусственное восстановление у него
соответствующего эмоционального состояния
при припоминании улучшает память.
7. На технике улучшения восприятия материала
позируются различные приемы обучения,
например, так называемое «ускоренное
чтение». Ребенка учат быстро обнаруживать
в тексте наиболее важное и воспринимать
главным образом это, сознательно пропуская
все остальное.
8. Привычка к осмыслению восприятия материала
также связана с улучшением памяти. Особенно
большую пользу в совершенствовании памяти
учащихся оказывают упражнения и задания
по пониманию различных текстов, составлению
к ним планов. Использование записей, составление
схем различных объектов с целью их запоминания,
создание определенной обстановки — все
это примеры употребления различных мнемотехнических
средств. Их выбор обусловлен индивидуальными
особенностями и личными возможностями
ребенка.
В настоящее время разработано и на практике
используется не малое количество разнообразных
систем и методов практического влияния
на память младшего школьника с целью
его улучшения. Одни из этих методов основаны
на регуляции внимания, другие предлагают
усовершенствование восприятия материала,
третьи базируются на упражняемости воображения,
четвертые на развитие у ребенка способности
структурировать Материал, пятое — на
приобретение и активном использовании
процессов запоминания и воспроизведения
специальных мнемотехнических средств,
приемов и действий. [26,5 8]Рассмотрим некоторые
конкретные приемы улучшения памяти, которыми
мог бы воспользоваться любой ребенок
независимо от того, как развиты у него
отдельные психические функции и способности,
чтобы что-либо запомнить быстро и надолго,
рекомендуется в отношении материала
выполнить следующую последовательность
действий:
1. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо
хорошо известным и легко представляемым
в воображении предметом. Этот предмет
далее связать с каким - либо другим, который
окажется под рукой именно тогда, когда
нужно вспомнить запоминаемое.
2. Оба предмета соединить в воображении
каким-либо причудливым образом в единый
фантастический предмет.
3. Мысленно представить себе как будет
выглядеть этот предмет.
данных три действия достаточно, чтобы
в нужный момент времени вспомнить запоминаемое,
причем благодаря описанным выше действиям,
она сразу же переводиться из кратковременной
памяти в долговременную и остается там
надолго.
Важным средством улучшения памяти как
показали исследования отечественных
психологов, может стать формирование
специальных мнемических действий, в результате
усвоения которых ребенок оказывается
способным лучше запомнить предлагаемый
ему материал за счет особой сознательной
организации самого процесса его познания
с целью запоминания. Развитие подобных
действий у ребенка проходит через три
основных этапа:
1. Мнемические познавательные действия
ребенка организуются у него взрослым
человеком во всех существенных деталях.
2. Старшие дошкольники уже способны самостоятельно
классифицировать, распределять предметы
на основании общих признаков по группам.
З. Наблюдается полное овладение структурой
и выполнение познавательного мнемического
действия в уме.
Опираясь на рассмотренные теоретические
положения можно сделать следующие выводы:
1. Память младших школьников отличается
рядом возрастных особенностей, мы имеем
в виду соотношение различных видов памяти.
2. Индивидуальные особенности памяти
выражаются в различии так называемых
типов памяти: образной, зрительной, слуховой,
двигательной.
З. Разработан целый ряд систем развивающих
память, которые можно применять в практике
начальной школы.
4. Так на воспоминании материала влияют
и связанные с ним эмоции, то занятия по
развитию памяти необходимо проводить
в положительной эмоциональной атмосфере.
2.2. Формы развития памяти у младших
школьников
Обучаемость разным предметам в каждом
возрасте имеет особенности, которые связаны
с индивидуальными своеобразием познавательных
процессов и личности обучаемого. Это
должно учитываться при подготовке и организации
учебной деятельности. Часто встречающейся
причиной низкой обучаемости детей младшего
школьного возраста является их слабая
память, плохое запоминание материала.
Существенную отрицательную роль в отставании
мнемической деятельности младших школьников,
по мнению А.А. Смирнова, играет неумение
применять способы эффективного запоминания
[24, 47]. Формирование таких способов должно
осуществляться еще в дошкольном возрасте,
а в первых двух классах школы следует
обратить на них особое внимание, предприняв
максимум усилий для того, чтобы они были
как можно скорее сформированы у детей.
От знаний этих приемов и успешного овладения
ими зависит успех учебной деятельности
и общий уровень психического развития
ребенка.
Было установлено, что между орфографическими
ошибками, совершаемые учащимися III- IУ
классов, и их оперативной памятью
существует определенная зависимость;
такие ошибки чаще встречаются у учащихся
со слабо развитой оперативной памятью.
На основе был сделан вывод о том, что для
повышения орфографической грамотности
учащихся необходимо развивать их оперативную
память с помощью специальных упражнений
на уроках языка.
Важным условием, определяющем результативность
запоминания, являются особенности внутренних
когнитивных структур. Запоминание будет
стимулироваться в том случае, если ученик
не просто читает текст, но одновременно
с этим определяет его значение и смысл,
обращает внимание на логические взаимосвязи,
то есть стремится этот текст понять.
Еще на ранних стадиях изучения материала
желательно переходить от пассивного
его восприятия к активному воспроизведению.
Это позволяет ученику проверять, что
из данного текста он уже усвоил. Такая
проверка благоприятно сказывается на
процессе запоминания по двум причинам:
во- первых, она активизирует внимание
учащегося, выявляя то, что он уже знает;
во-вторых, ученик видит, что прилагаемые
им усилия подкрепляются успехами, и это
дополнительно стимулирует его к запоминанию.
Запоминание при заучивании наизусть
улучшается также в том случае, если учащийся
умеет сочетать друг с другом наглядно-образное
и словеснопонятийные операции. Но самое
главное заключается в том, чтобы активно
включать в запоминание не просто понимание,
но и осмысление материала, его когнитивную
переработку. Чем больше в процессе запоминания
задействованы интеллектуальные операции
(звуковое кодирование, выяснение внутри
текстовых логических связей, категориальное
упорядочивание и когнитивные трансформации),
тем лучше память.
Итак, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности памяти младших школьников
при систематическом ее развитии, используя
все возможные способы и приемы можно
значительным образом повлиять на повышение
уровня развития памяти у учеников в соответствии
с требованиями современного общества.
Вывод по 2 главе.
В настоящее время разработано и на практике
используется немалое количество разнообразных
систем и методов практического влияния
на память человека с целью ее улучшения.
Одни из этих методов основаны на регуляции
внимания, другие предполагают совершенствование
восприятия материала, третьи базируются
на упражняемости воображения, четвертые
— на развитии у человека способности
осмысливать и структурировать запоминаемый
материал, пятые — на приобретении и активном
использовании в процессах запоминания
и воспроизведения специальных мнемотехнических
средств и приемов и действий. Все эти
методы в конечном счете основаны на установленных
в научных исследованиях и подтвержденных
жизнью фактах связи памяти с другими
психическими процессами человека и его
практической деятельностью.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно
зависит его запоминание, то любые приемы,
позволяющие управлять вниманием, могут
оказаться полезными и для запоминания.
На этом, в частности, базируется один
из способов улучшения запоминания дошкольниками
и младшими школьниками учебного материала,
который стараются сделать таким, чтобы
он вызывал к себе непроизвольный интерес
со стороны учащихся, привлекал их внимание.
На вспоминание материала влияют и связанные
с ним эмоции, причем в зависимости от
специфики ассоциированных с памятью
эмоциональных переживаний это влияние
может проявляться по-разному. О ситуациях,
оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный
след, мы думаем больше, чем об эмоционально
нейтральных событиях. Связанные с ними
впечатления мы лучше организуем в своей
памяти, больше и чаще соотносим с другими.
Положительные эмоции, как правило, способствуют
припоминанию, а отрицательные препятствуют.
Эмоциональные состояния, сопровождающие
процесс запоминания, являются частью
запечатленной в памяти ситуации; поэтому,
когда они воспроизводятся, то по ассоциации
с ними восстанавливается в представлениях
и вся ситуация, припоминание облегчается.
Опытным путем было доказано, что если
в момент запоминания человек находится
в приподнятом или подавленном настроении,
то искусственное восстановление у него
соответствующего эмоционального состояния
при припоминании улучшает память.
Привычка к осмысленному восприятию материала
также связана с улучшением памяти. Особенно
большую пользу в совершенствовании памяти
учащихся оказывают упражнения и задания
по пониманию различных текстов, составлению
к ним планов. Использование записей (например,
стенографирование), составление схем
различных объектов с целью их запоминания,
создание определенной обстановки — все
это примеры употребления различных мнемотехнических
средств. Их выбор обусловлен индивидуальными
особенностями и личностными возможностями
человека. Лучше всего человеку опираться
при совершенствовании памяти на то, что
у него больше всего развито: зрение, слух,
осязание, движения и т. п.
Таким образом, можно сделать выводы: уровень
знаний можно повысить, используя всевозможные
способы и приемы можно значительным образом
повлиять на повышения уровня развития
памяти у учеников в соответствии с требованиями
современного общества.
Заключение.
В заключении работы можно подвести итоги.
1. Впечатление которые человек получает
об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и
возможности воспроизводятся — эти процессы
называются памятью. Память
лежит в основе способностей человека,
является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений
и навыков, без памяти
невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества.
2. При исследовании и изучении литературы
выявили следующие
особенности памяти младших школьников,
учитывая которые можно ее
развивать:
- первоначально ребенок лучше запоминает
наглядный материал, предметы,
которые его окружают и с которыми он действует;
- память приобретает произвольный характер;
- на всем протяжении младшего школьного
возраста дети лучше запоминают
тот словесный материал, слова которого
обозначают предметы, хуже
запоминаются абстрактные понятия;
- деятельность памяти становиться более
управляемой;
- увеличивается объем запоминаемого;
- преобладание механической памяти;
- опосредованная и логическая типы памяти
развиты в меньшей степени.
3. Память младших школьников различается
по многим индивидуальным
параметрам: скорости, точности и объему
запоминания. В соответствии с
тем, какие сенсорные области доминируют,
выделяют следующие типы
памяти: зрительную, слуховую, двигательную,
эмоциональную и
разнообразные их сочетания.
4. Обобщая выше сказанное, можно утверждать,
что память младших
школьников имеет возрастные и индивидуальные
особенности, и
наибольшего развития обычно достигают
те виды памяти, которые чаще всего используются.
Это может являться основанием для индивидуальной
и дифференцированной работы с ними, то
есть необходимо создать специальную
систему упражнений развивающих память,
в соответствии с особенностями детей.
5. Наиболее эффективны
игровые тренинги познавательных процессов,
так как на занятиях используется материал
хорошо знакомый детям, занятия предполагают
интеллектуальную раскованность детей
и общий положительный фон. Работа должна
быть систематической и в благоприятной
атмосфере — только так можно добиться
видимого успеха.
Таким образом, благодаря дифференцированному
и индивидуальному подходу к памяти младшего
школьника, использованию различных приемов
и способов, в соответствии с особенностями
памяти каждого ребенка, проведению систематических
занятий в благоприятной атмосфере память
будет развиваться наиболее эффективно