Развитие гендерной идентичности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В российской системе образования все большее значение приобретает новая и перспективная сфера знания - гендерные исследования. Эта сфера знания часто отражает содержание получивших широкое распространение на Западе учебных программ "Women's studies" и "Gender studies", являющихся одновременно и образовательными и исследовательскими. Указанные программы ориентированы на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола. Образовательная задача таких курсов состоит в том, чтобы поднять уровень общественного сознания при осмыслении гендерных проблем в обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследование проблемы гендерной идентичности и ее
формирования в научно-психологической литературе...
1.1. Теоретические подходы к изучению половой,
полоролевой и гендерной идентичности
1.2. Гендерная социализация в детском возрасте.
1.3. Роль родителей в гендерной социализации ребенк
Выводы по главе 1
Глава 2. Становление гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста
2.1. Этапы, методы, база исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы по главе 2
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

- наследственность (консервативный  фактор, который стремится сохранить неизменными у потомства все родительские признаки)

- изменчивость (благодаря которой  возникают новые признаки)

Женское начало обеспечивает воспроизводство потомства, передачу характеристик и свойств от поколения к поколению, а мужской пол, как передовой отряд популяции, берет на себя функции столкновения с новыми условиями существования. Поэтому мужской пол более уязвим, а женский обладает большей устойчивостью и жизнестойкостью к нежелательным воздействиям среды. Суть концепция В.А. Геодакяна состоит не в противопоставлении мужского и женского начал как «лучшего» и «худшего», а в их отношениях и взаимодополнительности, позволяющих приблизиться к пониманию половых различий.

Итогом исследования половых различий в западной психологии явилось осознание факта, что наличие психологических различий между людьми разного пола – это не статичный, а процессуальный феномен.

Работы отечественных исследователей, посвященные проблеме психологии половых различий, можно разделить на две группы

К первой группе относятся те, в которых представлены результаты исследований западных психологов, посвященных половым различиям в рамках одной из сфер личности или по отдельной психологической характеристике (статьи Т.В. Виноградовой, Бендас и др.). В указанных работах представлены результаты многочисленных зарубежных исследований, посвященных половой дифференциации в детском и взрослом возрастах. Особое внимание уделяется исследованиям половых различий в интеллектуальной сфере и сфере поведения. Подробно анализируются факторы половой дифференциации.

Вторая группа работ – это статьи, основанные на результатах собственных эмпирический исследований, посвященных изучению психологических различий между полами (работы М.Ю. Арутюнян, Т.В. Бендас, И.С. Клециной. При объяснении выявляемых психологических различий между полами названные авторы принимают во внимание процессы трансформации, происходящие в современном обществе. Социальная ситуация развития детей и взрослых в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо женские и мужские (например, появились женщины – военные, женский футбол, женский хоккей, мужчины – домохозяйки). Отечественные авторы, так же как и их зарубежные коллеги, склоняются к точке зрения, что за исключением параметров обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различий между полами детерминировано влиянием социального контекста.

Второе направление развития гендерных исследований в психологии можно определить как исследования женской психологии. Данное направление развивается под влиянием западной фемининистской идеологии и отечественной фемининологии. Представители этого направления разделяют взгляды психологов-фемининисток о том, что женская психология в отличие от мужской является более совершенной. Отечественных психологических работ, выполненных в рамках данного направления, довольно мало (Д.В. Попова, О.В. Митина). Еще одна область, где изучаются психологические особенности женщин специфические и отличные от мужских, – это социологические исследования женщин в сфере предпринимательства и бизнеса. В ряде социологических работ, направленных на анализ поведения женщин в сфере профессиональной деятельности, приводят результаты исследований о более эффективном, чем у мужчин, стиле руководства женщин-менеджеров, об особых социально-психологических качеств женщин-руководителей, о специфике технологий женского менеджмента. (А.Е.Чирикова, Е.С.Гвоздева)

Третье направление гендерных исследований в психологии – это исследования, которые проводятся в рамках социально-конструктивистского направления. Указанное направление развивается учеными-психологами, разделяющими позиции социального конструктивизма. Теоретическим основанием для этих исследований является гендерный подход, который сконцентрирован на том, как специфическое поведение и роли приобретают гендерную окраску, как разделяется труд, символически подчеркивая гендерные различия, и как различные социальные структуры отражают гендерные ценности и преимущества. Гендерный подход в психологии ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами, на возможностях их личностной самореализации в семейной и профессиональной сферах. Наиболее распространенной в рамках гендерного подхода является социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах, а также способы формирования знания о них. Отечественных психологических работ, выполненных в рамках данного направления, пока мало (М.В.Бураков, Н.К. Радина, Г.В. Турецкая). К социально-конструктивистскому направлению могут быть отнесены работы Н.В. Ходыревой и Е. Ивановой. Дальнейшим шагом в изучении данной проблемы становится осознание необходимости исследования социо-гендерных отношений, пронизывающих все сферы индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, высветилась вторая сторона становления индивида в гендерном плане – полоролевая социализация личности, в результате которой усваиваются принятые обществом стандарты гендерной дифференциации.

Проблема гендерной социализации, включающая в себя формирование психологического пола ребенка, психологических половых различий и полоролевой дифференциации, лежащая на стыке наук (социологии, биологии, медицины) – одна из важнейших и актуальнейших проблем психологии. Без нее невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и обществе. Подготовка молодежи к семейной жизни наряду с формированием нравственного мира предполагает формирование особой системы представлений о себе как о человеке данного пола, включающих специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образам формы поведения. В настоящее время, когда границы между традиционными представлениями мужественности и женственности размыты, ребенку бывает трудно уяснить особенности полоролевого поведения, что может привести к рассогласованию биологического и психологического пола, либо к образованию недифференцированности психологического пола. Данные отклонения чреваты трудностью адаптации таких индивидов в обществе, сложностью установления ими межличностных контактов, в семейных отношениях. Проблемы нарушения гендерной идентификации являются проблемами нарушенной самоидентичности личности. «Самоидентичность – устойчиво переживаемая тождественность собственного «Я» во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов «Я» в единую связанную систему». В соответсвии с функциями, которые выполняет самоидентичность принято выделять несколько ее видов: гендерную, нравственно-ценностную, этническую, профессиональную и возрастную. Гендерная идентичность – частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное чувство пола, развиваются модели поведения по маскулинному или фемининному типу и реализуются желания в выборе сексуального партнера.

Именно потому, что гендерная идентификация – это неотъемлемая часть личности, влияющая на глубинные процессы ее формирования, этапы и особенности становления гендерной идентификации стали объектом научного исследования.

1.2. Гендерная социализация  в детском возрасте

Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются "гендерная идентичность" и "гендерная роль". Раскроем эти понятия, а затем обратимся к анализу основных теорий усвоения половой роли.

Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки.

Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С., 1975).

Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация - это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: "Кем бы ты предпочел быть мальчиком или девочкой?"

В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные с гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей.

Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли. Рассмотрим эти теории.

Психоаналитическая теория.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З.Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек). Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, - это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных), заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью.

Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола; появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.

Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям.

Информация о работе Развитие гендерной идентичности у младших школьников