Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:58, реферат
Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования.
Маргарита Ускембаева,
НИИ социальных и гендерных исследований
КазГосЖенПИ
Особенностей гендерного самосознания детей дошкольного возраста
Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования. Следование данной логике позволит активизировать собственно психологический механизм конструирования гендера в раннем онтогенезе. Наряду с этим, будет решаться задача определения средства развития позитивного, эгалитаристского сознания детей, проявляющегося на поведенческом уровне, индикаторами которого являются гендерно окрашенные поведенческие паттерны/акты. По определению Л.С. Выготского, развитие опосредствования с необходимостью предполагает развитие способов регуляции поведения, а также развитие произвольности и осознанности. Характерными средствами развития детского сознания являются знаки и символы.
Одним из основных компонентов личности является осознание «Я»- идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования.
Формирование половозрастной
идентификации связано с
Постепенно у детей дошкольного возраста складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.
Гендерные индикаторы для дошкольных организаций
Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особые, неповторимые отношения, складывающиеся между ребенком и окружающей средой. В нашем случае предпринята попытка исследования гендерного компонента социальной ситуации развития дошкольника в условиях детского сада.
Основным концептом нашего подхода к проблеме развития гендерного самосознания является констатация в качестве механизма конструирования гендера в дошкольном детстве превращение бессознательного компонента гендерного сознания в активный, преобразующий. Известно, что период развития ребенка от рождения до 7 лет является фундаментальным, базовым в онтогенезе. Кроме того, дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного образования.
В последние годы стало модным писать и говорить о гендерных индикаторах в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Как правило, гендерные индикаторы упоминаются в связи со становлением и развитием гражданских и демократических институтов в современном обществе. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться названными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендерных индикаторов и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, подобные исследования редки, и в научных публикациях отсутствует развернутое артикулирование гендерных индикаторов в сфере образования и воспитания детей.
Далее приводится список индикаторов, посредством которых педагоги могут осуществить полноценный гендерный анализ в группах дошкольников.
Гендерные индикаторы
№
СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1.
Специально организованное обучение (занятия)
1.1. гендерное содержание занятий, упражнений;
1.2. активизация мальчиков и девочек;
1.3. учет опыта мальчиков и девочек
1.1. Дидактический анализ занятий;
1.2. видеоанализ (30 мин.)
2.
Среда обучения
2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;
2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек;
2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам;
3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога
2.1. наблюдения;
2.2. видеоанализ
3.
Игровая деятельность
3.1. распределение ролей;
3.2. гендерная составляющая игр;
3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек;
3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек;
3.5. возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой
3.1. видеоанализ (40 мин.);
3.2. анализ игр;
3.3. наблюдения;
3.4. статистический анализ;
3.5. видеоанализ
4.
Физиологическая среда
4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты);
4.2. организация сна, питания и т.д.
4.1. видеоанализ (30 мин.)
5.
Повседневная деятельность
5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка);
5.2. возможность удовлетворения своего интереса/ хобби;
5.3. возможности и способность
сознательного участия в
5.1. видеоанализ
6.
Взаимоотношения:
-ребенок ← ребенок;
→
-ребенок ← воспитатель;
→
-ребенок ← родитель;
→
-ребенок ← др. взрослый
→
6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения;
6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком;
6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);
6.4. гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления)
6.1. видеоанализ общения родителей с детьми;
6.2. структурированное интервью (родители, педагоги);
6.3. видеоанализ
7.
Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей
7.1. в игре;
7.2. в обучении;
7.3. в повседневной деятельности;
7.4. во взаимоотношениях (ребенок-ребенок;
девочка-мальчик; мальчик-
7.1. бланк наблюдений
8.
Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности
8.1. в семье;
8.2. в детском саду;
8.3. в социуме (улица, публичные места)
8.1. структурированное интервью;
8.2. фокус-группа;
8.3. анкета половых ролей Бем (BSRI)
9.
Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков
9.1. гендерное поведение мальчиков;
9.2. гендерное поведение девочек
9.1. бланк регистрации гендерных поведенческих паттернов
10.
Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности
10.1. половая дифференциация;
10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик);
10.3. трансляция гендерных норм;
10.4. репрезентированность позитивного смысла гендерных отношений;
10.5. гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек
10.1. хронометрированные наблюдения;
10.2. видеоанализ (40 мин.)
11.
Гендерное пространство детского сада
11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада)
11.1. статистический анализ
11.2. статистическая карта
12.
Дидактический материал
12.1. гендерное содержание методического материала;
12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников
12.3. иллюстрации в учебно-
12.4. гендерно-сензитивная направленность методических пособий и книг
12.1. гендерный анализ методического материала;
12.2. гендерный анализ пособий и книг для дошкольников
Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволит педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков. Это придаст законченность гендерной политике государства в области образования.
Программа «Я-девочка и Я-мальчик»
Программа «Я-девочка и Я-мальчик» предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого года жизни. Она нацелена на развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста и может быть использована педагогами и психологами дошкольных организаций.
Программа призвана способствовать развитию гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста в педагогически организованных условиях. Собственно процесс формирования/развития гендерной идентичности представляется в виде занятий с определенными целями, направленными на достижение задач конкретной образовательной ситуации. Основная стратегия психолого-педагогического воздействия на детей определена как проживание заданной темы в игровой форме, что согласуется с принципом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Следующим принципиальным моментом в организации процесса гендерного образования/развития детей старшего дошкольного возраста является предъявление ситуаций для «проживания». Опорным материалом для этого могут служить неотструктурированные, неотдифференцированные или диффузные детские впечатления и их микроопыт еждневного общения со взрослыми и сверстниками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст обучения.
Основной задачей данной педагогической стратегии является активизация детей, а также коллективное осознание и поддержка личного микроопыта девочек и мальчиков. Вместе с тем, следует корректно обращаться с детскими впечатлениями, чему может способствовать работа с детьми над текстами художественных произведений, проигрывание ситуаций и их анализ, а также выполнение продуктивных видов деятельности. Несомненным и ценным вкладом педагога в процесс взаимодействия с детьми и друг с другом может быть признан собственный жизненный опыт и видение гендерных отношений. Продуктивным моментом этих взаимодействий следует рассматривать углубление и утончение, а также построение гендерно-чувствительного орнамента отношений в группе детей.
Компоненты программы:
Организационный момент:
1. Гендерная мозаика
Основная часть:
2. Гендерные ситуации
3. Детские гендерные рассказы
4. Гендерный образ
Заключительная часть:
5. Гендерная игротека
6. Секреты для девочек и мальчиков
7. Гендер в детской художественной литературе. «Книжная полочка»
Названные компоненты
согласуются с традиционными
структурными моментами в
Методическим инструментарием программы выступают:
- моделирование игровых ситуаций
- фрагменты сюжетно-ролевых игр
- эпизоды из жизни группы
Информация о работе Формирование гендерной идентичности у дошкольников