Формирование гендерной идентичности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования.

Файлы: 1 файл

Маргарита Ускембаева.docx

— 24.10 Кб (Скачать)

Маргарита Ускембаева,

 

НИИ социальных и гендерных исследований

 

КазГосЖенПИ

 

 

 

Особенностей гендерного самосознания детей дошкольного возраста

 

 

 

Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования. Следование данной логике позволит активизировать собственно психологический механизм конструирования гендера в раннем онтогенезе. Наряду с этим, будет решаться задача определения средства развития позитивного, эгалитаристского сознания детей, проявляющегося на поведенческом уровне, индикаторами  которого являются гендерно окрашенные поведенческие паттерны/акты. По определению Л.С. Выготского, развитие опосредствования с необходимостью предполагает развитие способов регуляции поведения, а также развитие произвольности и осознанности. Характерными средствами  развития детского сознания являются знаки и символы.

 

 

 

Одним из основных компонентов  личности является осознание «Я»- идентичности, т.е. ощущение своей целостности  и непрерывности во времени, а  также понимание, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует  именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его  жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим  именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение  «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования.

 

 

 

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием  самосознания ребенка. В норме первичная  половая идентичность формируется  у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются  правильно относить себя к определенному  полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам  возникает связанное с полом  осознанное предпочтение игрушек. В  своих повседневных контактах с  детьми взрослые постоянно увязывают  поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские  коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению  является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную  эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким  примером этого является ролевая  игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие  их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.

 

 

 

Постепенно у детей  дошкольного возраста складываются определенные представления о смене  физического облика человека, его  половых и социальных ролей в  связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного  опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности  индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности  и поведения другого человека, концептуального описания других людей  и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

 

 

 

 

Гендерные индикаторы для дошкольных организаций

 

 

 

Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особые, неповторимые отношения, складывающиеся между ребенком и окружающей средой. В нашем случае предпринята попытка исследования гендерного компонента социальной ситуации развития дошкольника в условиях детского сада.

 

 

 

Основным концептом нашего подхода к проблеме развития гендерного самосознания является констатация в качестве механизма конструирования гендера в дошкольном детстве превращение бессознательного компонента гендерного сознания в активный, преобразующий. Известно, что период развития ребенка от рождения до 7 лет является  фундаментальным, базовым в онтогенезе. Кроме того, дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного образования.

 

 

 

В последние годы стало  модным писать и говорить о гендерных индикаторах в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Как правило, гендерные  индикаторы упоминаются в связи со становлением и развитием гражданских и демократических институтов в современном обществе. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться названными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендерных индикаторов и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, подобные исследования редки, и в научных публикациях отсутствует развернутое артикулирование гендерных индикаторов в сфере образования и воспитания детей.

 

 

 

Далее приводится список индикаторов, посредством которых педагоги могут  осуществить  полноценный гендерный анализ в группах дошкольников.

Гендерные индикаторы

 

 

№ 

СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

1.         

Специально организованное обучение (занятия)

 

  

1.1. гендерное содержание занятий,  упражнений;

 

1.2. активизация мальчиков  и девочек;

 

1.3. учет опыта мальчиков  и девочек

 

  

1.1.  Дидактический анализ  занятий;

 

1.2.  видеоанализ (30 мин.)

 

 

 

2.         

Среда обучения

 

  

2.1. благоприятен ли климат  для мальчиков и девочек;

 

2.2. признание равенства  опытов мальчиков и девочек;

 

2.3. отношение педагога  к мальчикам и девочкам;

 

3.4. позитивная трансляция  гендерного опыта педагога 

2.1. наблюдения;

 

2.2. видеоанализ

 

3.         

Игровая деятельность 

3.1. распределение ролей;

 

3.2. гендерная составляющая игр;

 

3.3. % игр, ориентированных  на мальчиков и  девочек;

 

3.4. количество игрушек  для мальчиков и девочек;

 

3.5. возможность транслировать   собственный опыт  мальчиком и  девочкой    

3.1. видеоанализ (40 мин.);

 

3.2. анализ игр;

 

3.3. наблюдения;

 

3.4.  статистический анализ;

 

3.5.  видеоанализ

 

4.         

Физиологическая среда 

4.1. доступность удовлетворения  физиологических потребностей (туалеты,  гигиенические комнаты);

 

4.2. организация сна,  питания   и т.д. 

4.1. видеоанализ (30 мин.)

 

5.         

Повседневная деятельность  

5.1. возможность заниматься  собой (мальчик/девочка);

 

5.2. возможность удовлетворения  своего интереса/ хобби;

 

5.3. возможности и способность  сознательного участия  в реализации  интересов другого  (мальчик-девочка;  девочка-мальчик;  девочка-девочка;  мальчик-мальчик)   

5.1. видеоанализ

 

6.         

Взаимоотношения:

 

 

 

-ребенок ← ребенок;

 

                →       

 

 

 

-ребенок  ← воспитатель;

 

                 → 

 

 

 

-ребенок  ← родитель;

 

                 →       

 

  

 

-ребенок ← др. взрослый

 

                →     

 

    

6.1. возможности  ребенка  строить гендерно окрашенные отношения;

 

6.2. учет воспитателем гендерных составляющих  взаимоотношений с ребенком;

 

6.3.  гендерная компетентность  родителей в построении   взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);

 

6.4.  гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления) 

6.1.  видеоанализ общения  родителей с детьми;

 

6.2.  структурированное  интервью (родители, педагоги);

 

6.3.  видеоанализ

 

 

 

7.         

Позиции лидерства  девочек  и мальчиков с ориентацией  на выравнивание возможностей 

7.1. в игре;

 

7.2. в обучении;

 

7.3. в повседневной  деятельности;

 

7.4. во  взаимоотношениях (ребенок-ребенок;  девочка-мальчик; мальчик-девочка) 

7.1. бланк наблюдений

 

8.         

Влияние взрослого с позиции  гендерной компетентности 

8.1. в  семье;

 

8.2. в детском саду;

 

8.3. в социуме (улица,  публичные  места) 

8.1.  структурированное  интервью;

 

8.2.  фокус-группа;

 

8.3.  анкета половых ролей  Бем (BSRI)

 

9.         

Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность  девочек и мальчиков 

9.1. гендерное поведение мальчиков;

 

9.2. гендерное поведение девочек 

9.1. бланк регистрации гендерных поведенческих паттернов

 

10.      

Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности 

10.1. половая дифференциация;

 

10.2. выбор партнера по  играм и др. видам деятельности  с учетом пола (девочка, мальчик);

 

10.3. трансляция гендерных норм;

 

10.4.    репрезентированность позитивного смысла гендерных отношений;

 

10.5.    гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек  

10.1.    хронометрированные  наблюдения;

 

10.2. видеоанализ (40 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.      

Гендерное пространство детского сада 

11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада) 

11.1. статистический анализ

 

11.2. статистическая карта

 

12.      

 Дидактический материал   

12.1.  гендерное содержание методического материала;

 

12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников

 

12.3. иллюстрации в учебно-методическом  материале с позиций их гендерной ориентированности;

 

12.4. гендерно-сензитивная направленность методических пособий и книг

 

  

12.1. гендерный анализ методического материала;

 

12.2. гендерный анализ пособий и книг для дошкольников

 

 

 

 

 

 

Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством  данных индикаторов позволит педагогам  создать условия для  выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков. Это придаст законченность гендерной политике государства в области образования.

 

 

Программа «Я-девочка и Я-мальчик»

 

 

 

Программа «Я-девочка и Я-мальчик» предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого года жизни. Она нацелена на развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста и может быть использована педагогами и психологами дошкольных организаций.

 

 

 

Программа призвана способствовать развитию гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста в педагогически организованных условиях. Собственно процесс формирования/развития гендерной идентичности представляется в виде занятий с определенными целями, направленными на достижение задач конкретной образовательной ситуации.  Основная стратегия психолого-педагогического воздействия на детей определена как проживание заданной темы в игровой форме, что согласуется с принципом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Следующим принципиальным моментом в организации процесса гендерного образования/развития детей старшего дошкольного возраста является предъявление ситуаций для «проживания». Опорным материалом для этого могут служить неотструктурированные,  неотдифференцированные или диффузные детские впечатления и их микроопыт еждневного общения со взрослыми и сверстниками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст обучения.

 

 

 

Основной задачей данной педагогической стратегии является активизация детей, а также коллективное осознание и поддержка личного микроопыта девочек и мальчиков. Вместе с тем, следует корректно обращаться с детскими впечатлениями, чему может способствовать работа с детьми над текстами художественных произведений, проигрывание ситуаций и их анализ, а также выполнение продуктивных видов деятельности. Несомненным и ценным вкладом педагога в процесс взаимодействия с детьми и друг с другом может быть признан собственный жизненный опыт и видение гендерных отношений. Продуктивным моментом этих взаимодействий следует рассматривать углубление и утончение, а также построение гендерно-чувствительного орнамента отношений в группе детей.

 

 

 

Компоненты программы:

 

Организационный момент:

 

1.      Гендерная мозаика

 

Основная часть:

 

2.      Гендерные ситуации

 

3.      Детские  гендерные рассказы

 

4.      Гендерный образ

 

Заключительная часть:

 

5.      Гендерная игротека

 

6.      Секреты  для девочек и мальчиков

 

7.      Гендер в детской художественной литературе. «Книжная полочка»

 

    Названные компоненты  согласуются с традиционными  структурными моментами в организации  занятий с детьми дошкольного  возраста, при этом им придается  гендерная направленность.

 

 

 

Методическим инструментарием  программы выступают:

 

-         моделирование игровых ситуаций

 

-         фрагменты сюжетно-ролевых игр

 

-         эпизоды из жизни группы

Информация о работе Формирование гендерной идентичности у дошкольников