Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:58, реферат
Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования.
- мини-рассказы
-
отрывки их художественных
- имитационные игры
- ролевые ситуации.
Непременным атрибутом всех используемых приемов должны быть комментарии педагога, задающие гендерный фокус. Педагогическое резюме должно корреспондировать с детским опытом и быть стимулом для дальнейшего развития детей.
Тематический план
Название раздела
Темы занятий
Количество часов
Я – такой, я – такая
Тема 1: А вот и Я! Как устроен маленький человечек
1
Тема 2: Мои помощники внутри меня
1
Я – другой, я - другая
Тема 3: Мое любимое имя»
1
Тема 4: Дом, в котором я живу
1
Тема 5: То, о чем ты не знал/а
1
Тема 6: Маска – я тебя знаю
1
Тема 7: Винтики – конфеточки, мальчики и девочки»
1
Тема 8: Страна игрушек
1
Тема 9: Это ты, это я, а это все мои друзья
1
Тема 10: Я умею быть красивой/ым. Модники и модницы
1
Тема 11: Сила в природе, нежность в природе
1
Тема 12: Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!»
1
Тема 13: Расскажи на всю планету
1
Тема 14: Новые Мы
1
ИТОГО
14
«Гендерная мозаика» направлена на активизацию девочек и мальчиков, создание позитивно окрашенной атмосферы. Методической формой этого этапа могут быть игры-приветствия для девочек и мальчиков, игры-настрои, игры на установление контакта, игры на развитие чувства принадлежности к группе. На самом деле здесь педагог апеллирует к детскому чувству «мы», и необходимо создать условия для многостороннего проявления детского «Я». Вместе с тем, педагогу необходимо задавать гендерный фокус течению процесса.
«Гендерные ситуации» способствуют включению и погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного «Я» девочек и мальчиков. В виде раздаточного материала используются картинки–ситуации, изображающие взаимодействия (играющие мальчик и девочка, ухаживающие за животными уголка природы дети и др.). Выходной стратегией данного момента является позитивное принятие и интегрирование актуального опыта в целостную архитектонику личности дошкольников.
«Детские гендерные рассказы» побуждают детей к артикуляции/проговариванию собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы в этом контексте следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников. Гендерные рассказы следует анализировать с детьми, придавая им социальный и личностный смысл. Таким образом, следует органично встраивать в целостный контекст жизни группы сверстников предъявленный детский микроопыт, что также будет способствовать расширению практики и культуры артикулирования гендерного опыта девочек и мальчиков.
«Гендерный образ» как методический прием предлагается применять в основной части занятия. Целью использования данного приема является побуждение детей к созданию позитивного образа «Я» девочек и мальчиков художественными средствами. Процедурно это может быть организовано как символическая деятельность, выражающаяся в рисунках, аппликации и других видах продуктивной деятельности.
«Гендерная игротека» уместна в заключительной части занятия, так как ее функцией является интеграция полученных детьми знаний и пережитого опыта в символической форме. Известно, что игра в познавательной деятельности детей является формой символического моделирования действительности и разворачивания смысловой сферы дошкольников. Рекомендуется использовать игры малой подвижности, а также игровые упражнения на закрепление позитивного гендерного образа «Я».
«Творческие гендерные задания «Секреты для девочек и мальчиков» как часть работы по освоению программы вводится с целью создания атмосферы индивидуально-личностного добывания и закрепления знаний и развития гендерной идентичности девочек и мальчиков. Собственно «секреты» представляются в виде тематизированных творческих заданий к каждому занятию. Они имеют графический, конструктивный и моделирующий характер и нацелены на обогащение представлений детей о гендерных различиях. В данном блоке возможны задания, ставящие перед девочками и мальчиками задачу создания композиционного образа.
«Гендер в детской художественной литературе» - это направление в работе по присвоению программного содержания занятий, а также по развитию эмоциональной отзывчивости девочек и мальчиков. Данная работа способствует углублению, уточнению и эмоциональному обогащению дошкольников. Подбор произведений художественной литературы осуществлялся с учетом имеющегося в повседневной практике дошкольных организаций опыта работы. Этот блок предусмотрен как дополнительное чтение совместно с родителями.
Использованная литература
1. Гендерный подход в системе образования Республики Казахстан: реалии и перспективы / НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПИ, Алматы, 2004 г., 170 стр.
2. Основы гендерного образования / Учебное пособие / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др. Алматы, 2003 г., 288 стр.
3. Ускембаева М.А. Гендерные индикаторы и социальная ситуация развития дошкольника // Материалы Первого Международного Конгресса социологов Казахстана «Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи», Алматы, 17-18 мая, 2002 г.
Информация о работе Формирование гендерной идентичности у дошкольников