Формирование гендерной идентичности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования.

Файлы: 1 файл

Маргарита Ускембаева.docx

— 24.10 Кб (Скачать)

 

-         мини-рассказы

 

-         отрывки их художественных произведений

 

-         имитационные игры

 

-         ролевые ситуации.

 

Непременным атрибутом всех используемых приемов должны быть комментарии  педагога, задающие гендерный фокус. Педагогическое резюме должно корреспондировать с детским опытом и быть стимулом для дальнейшего развития детей.

 

 

 

Тематический план

 

 

Название раздела 

Темы занятий 

Количество часов

 

 

 

 

 

Я – такой, я – такая 

Тема 1: А вот и Я! Как  устроен маленький человечек 

1

 

 

 

Тема 2: Мои помощники внутри меня 

1

 

 

 

Я – другой, я - другая

 

  Тема 3: Мое любимое имя»

 

  

1

Тема 4: Дом,  в котором  я живу

 

  

1

 

Тема 5: То, о чем ты не знал/а 

1

 

  Тема 6: Маска – я тебя знаю

 

  

1

 

Тема 7: Винтики – конфеточки,  мальчики и девочки» 

1

 

Тема 8: Страна игрушек 

1

 

Тема 9: Это ты,  это я, а это все мои друзья

 

  

1

 

Тема 10: Я умею быть красивой/ым. Модники и модницы 

1

Тема 11: Сила в природе, нежность в природе

 

  

1

 

Тема 12: Я думаю, что я  могу… Я знаю, что я могу!»

 

  

1

 

Тема 13: Расскажи на всю планету

 

  

1

 

Тема 14: Новые Мы 

1

 

ИТОГО 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Гендерная мозаика» направлена на активизацию девочек и мальчиков, создание  позитивно окрашенной атмосферы.  Методической формой этого этапа могут быть игры-приветствия для девочек и мальчиков, игры-настрои, игры на установление контакта, игры на развитие чувства принадлежности к группе. На самом деле здесь педагог апеллирует к детскому чувству «мы», и необходимо создать условия для многостороннего проявления детского «Я». Вместе с тем, педагогу необходимо задавать гендерный фокус течению процесса.

 

 

 

 «Гендерные ситуации» способствуют включению и погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного «Я» девочек и мальчиков. В виде раздаточного материала используются картинки–ситуации, изображающие взаимодействия (играющие мальчик и девочка, ухаживающие за животными уголка природы дети и др.). Выходной стратегией данного момента является позитивное принятие и интегрирование актуального опыта в целостную архитектонику личности дошкольников.

 

 

 

«Детские гендерные рассказы» побуждают детей к артикуляции/проговариванию собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы в этом контексте следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников. Гендерные рассказы следует анализировать с детьми, придавая им социальный и личностный смысл.  Таким образом, следует органично встраивать в целостный контекст жизни группы сверстников предъявленный детский микроопыт, что также будет способствовать расширению практики и культуры артикулирования гендерного опыта девочек и мальчиков.

 

 

 

 «Гендерный образ»  как методический прием предлагается применять в основной части занятия. Целью использования данного приема является побуждение детей к созданию позитивного образа «Я» девочек и мальчиков художественными средствами.  Процедурно это может быть организовано как символическая деятельность, выражающаяся в рисунках, аппликации и других видах продуктивной деятельности. 

 

 

 

 «Гендерная игротека» уместна в заключительной части занятия, так как ее функцией является интеграция полученных детьми знаний и пережитого опыта в символической форме. Известно, что игра в познавательной деятельности детей является формой символического моделирования действительности и разворачивания смысловой сферы дошкольников. Рекомендуется использовать игры малой подвижности, а также игровые упражнения на закрепление позитивного гендерного образа «Я».

 

 

 

«Творческие гендерные задания «Секреты для девочек и мальчиков» как часть работы по освоению программы вводится  с целью создания атмосферы индивидуально-личностного добывания и закрепления знаний и развития гендерной идентичности девочек и мальчиков. Собственно «секреты» представляются в виде тематизированных творческих заданий к каждому занятию. Они имеют графический, конструктивный и моделирующий характер и нацелены на обогащение представлений детей о гендерных различиях. В данном блоке возможны задания, ставящие перед девочками и мальчиками задачу создания композиционного образа.  

 

 

 

«Гендер в детской художественной литературе» - это направление в работе по присвоению программного содержания занятий, а также по развитию эмоциональной отзывчивости девочек и мальчиков. Данная работа способствует углублению, уточнению и эмоциональному обогащению дошкольников. Подбор произведений художественной литературы осуществлялся с учетом имеющегося в повседневной практике дошкольных организаций опыта работы.  Этот блок предусмотрен как дополнительное чтение совместно с родителями.

 

 

Использованная литература

 

 

 

1. Гендерный подход в системе образования Республики Казахстан: реалии и перспективы / НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПИ, Алматы,  2004 г., 170 стр.

 

 

 

2. Основы гендерного образования / Учебное пособие / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др.  Алматы, 2003 г., 288 стр.

 

 

 

3. Ускембаева М.А. Гендерные индикаторы и социальная ситуация развития дошкольника // Материалы Первого Международного Конгресса социологов Казахстана «Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи», Алматы, 17-18 мая, 2002 г.

 

 

 


Информация о работе Формирование гендерной идентичности у дошкольников