Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.

Оглавление

введение3
ГЛАВА 1. Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28
2.1. Программа опытно-педагогической работы28
2.2. Содержание опытно-педагогической работы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
ЛИТЕРАТУРА38
ПРИЛОЖЕНИЯ41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс 2012.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

 

                               

 

Институт педагогики

Кафедра Теории и методик  Начального

образования

Направление –Педагогика

Профиль подготовки – Начальное   образование

Курс: IV БПНО

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

ЧЕРНОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА

 

 

                                                                   

 

 

 

 Научный руководитель:

Максютова Светлана Данильевна

 

 

 

Дата защиты_______________________

Оценка____________________________

 

   УФА 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

введение3

ГЛАВА 1.  Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6

    1. Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
    2. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
    3. Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28

2.1.  Программа опытно-педагогической работы28

2.2.  Содержание опытно-педагогической работы32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ36

ЛИТЕРАТУРА38

ПРИЛОЖЕНИЯ41

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Перед современным образованием возникает сложная и ответственная задача – воспитание высоконравственной личности, творческого, компетентного гражданина России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Современный национальный воспитательный идеал находит отражение в «портрете выпускника начальной школы», он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, таких как:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Именно курс «литературное чтение» в большей степени способствует приобщению к базовым национальным ценностям, становлению и развитию ценностных ориентаций, значимых личностных качеств. Это отражается как в целевых установках, так и в содержании данного учебного предмета. Учебная дисциплина направлена на решение таких важнейших воспитательных задач, как: воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Обозначенные задачи реализуются на основе знакомства младших школьников с художественными произведениями, имеющими высокую эстетическую и нравственную ценность.

Изучив современное состояние  решения проблемы,  нами было обнаружено противоречие между необходимостью духовно-нравственного воспитания  младшего школьника и недостаточностью педагогических и методических условий эффективного воспитания.

Проблема исследования: каковы педагогические и методические условия эффективного духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.

В соответствии с целью  исследования поставлены следующие задачи:

  • определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
  • проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
  • разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.

Исходя из цели и задач  исследования, была выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения будет эффектным, если:

  • реализуется нравственный потенциал художественных произведений, изучаемых в начальной школе;
  • целенаправленно включена в учебную деятельность школьников система заданий, соответствующих направлениям духовно-нравственного воспитания и развития: ориентированные на нравственное содержание произведений; направленные на адекватную эмоциональную реакцию произведений; направленные на эстетическое понимание ценности произведений.

Объект исследования – начальное литературное образование.

Предметом исследования – духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются:

  • системно-деятельностный подход (В.Д. Шадриков, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, Д. Б. Эльконин);
  • концепция формирования универсальных учебных действий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов);
  • идеи личностно ориентированного образования ( Е.В. Бондаревская, С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, В. С. Ильин);
  • идеи нравственного воспитания школьников ( .М. Болдырев, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; анализ образовательных программ, учебных пособий по проблеме исследования; обобщение и осмысление научного педагогического опыта отечественных ученых по исследуемой проблеме; моделирование образовательного процесса.

Теоретическая значимость исследования: проанализирован и обобщен теоретический и практический опыт по сформированности духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Практическая  значимость работы состоит в том, что представленные материалы и разработки могут быть использованы учителями начальных классов при разработке уроков литературного чтения.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

    1. Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников

Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [9;9].

Целью духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям  семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный  процесс на воспитание ребёнка в  духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация  процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает  согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного  развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни[17;54].

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями[15;314].

В результате реализации программы  духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень  результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень  результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень  результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

Традиционные методы нравственного  воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют  лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем  сформированности нравственных качеств  личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к  эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Информация о работе Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников