Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.

Оглавление

введение3
ГЛАВА 1. Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28
2.1. Программа опытно-педагогической работы28
2.2. Содержание опытно-педагогической работы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
ЛИТЕРАТУРА38
ПРИЛОЖЕНИЯ41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс 2012.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

 

Выбор данных критериев и  показателей обусловлен особенностями  предмета «Литературное чтение», требованиями ФГОС начального общего образования  к уровню подготовки учащихся начальной  школы.

Выделенные критерии и  показатели могут быть представлены в виде различных последовательных состояний измеряемого качества, что связано с выделением уровней  его сформированности. В ходе теоретического изучения проблемы нами было обосновано три уровня формирования предметных результатов по литературному чтению:

  1. высокий уровень
  • младший школьник ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы;
  • способен соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • способен дать точную характеристику личности героя произведения;
  • способен осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им;
  • способен адекватно осознавать и определять свои эмоции;
  • может привести примеры из своей жизни, связанные с описанными событиями в произведении;
  • способен воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении;
  • способен понять главную мысль прочитанного произведения.
  1. средний уровень 
  • младший школьник ориентируется в нравственном содержании прочитанного, способен осознать нравоучительный смысл произведения и сформулировать его с помощью учителя;
  • соотносит поступки героев с нравственными нормами, но при этом делает ошибку при соотношении поступка и ситуации;
  • способен дать характеристику личности героя произведения, описывая преимущественно качества, на которые автор указывает прямо, не демонстрируя способности судить о качествах персонажей на основе их поступков;
  • адекватно реагирует на произведение, способен чувствовать переживания персонажей, откликается на эмоционально затрагивающие события текста, однако не способен четко и полно сформулировать свои эмоции;
  • может привести примеры из своей жизни;
  • способен воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений;
  • самостоятельно при работе с текстом главную мысль текста не может определить, определяет лишь тогда когда учитель задает наводящие вопросы.
  1. низкий уровень
  • младший школьник не ориентируется в нравственном содержании прочитанного; не осознает нравоучительный смысл произведения даже с помощью учителя;
  • не может соотнести поступки героев с нравственными нормами;
  • не способен выделить характерные черты личности героя произведения;
  • не способен осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им;
  • не способен адекватно осознавать и определять свои эмоции;
  • не способен воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении;
  • не способен понять главную мысль прочитанного произведения

Итак, нами разработана программа  опытно-экспериментальной работы по реализации системы оценки предметных результатов в области начального литературного образования, выделены критерии и показатели исследуемого качества, а также описаны уровни его сформированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

2.2. Содержание опытно–педагогической работы

Организация духовно-нравственного  воспитания и развития и эффективность  использования заданий на уроках литературное чтение в практике современной  школы можно проверить в ходе опытно педагогической работы.

В качестве диагностического материала нами была разработана система заданий, ориентированные на нравственное содержание сказки; направленные на адекватную эмоциональную реакцию и на эстетическое понимание ценности произведения.

Для достижения соответствующих личностных результатов  были разработаны задания над  работой по произведению В.М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе».

ЗАДАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ

1. Какие чувства испытывала  роза, когда увидела мир? (умеет осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);

2. Как Гаршин изображает жабу? (дает точную характеристику личности героя произведения);

3. Можно ли сказать,  что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. (соотносит поступки героев с нравственными нормами);

4.Как вы думаете в чем заключается счастье для жабы и розы? (оценивает поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие);

5.Что можно сказать о характере мальчика? Как автор  относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором? Объясни. (дает точную характеристику личности героя произведения);

6.Подумай, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает? (воспринимает красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении).

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

7.Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью? Почему? (осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);

8.Как ты думаешь боялись ли умирать роза и мальчик? (оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие);

9. Какова главная мысль  сказки? (ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, понимает главную мысль произведения);

10.Что тебя затронуло в сказке? (адекватно осознает и определяет свои эмоции).

Проверяя умения у обучающихся результат показал низкий уровень. В ходе проверки работ было выявлено следующее: обучающиеся не способны ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; не осознают нравоучительный смысл произведения; не могут оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; не способны воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении.

Причиной выявленных пробелов умений учащихся является следующее:

  • плохая работа над текстом прочитанного;
  • отсутствие заданий направленные на развитие ориентации в нравственном содержании текста;
  • отсутствие работы с обучающимися, направленные  осознание и определение эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им;

На втором этапе  проводится целенаправленная работа с обучающимися, направленная на организацию духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. Нами были изучены художественные произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.П. Чехова «Мальчики»; Л.Н. Толстого «Как мужик камень убрал»; В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», А.А. Фета, турецкая сказка «Ашик-Кериб».

В ходе работы предлагались задания по трем направлениям:

  1. Ориентация в нравственном содержании произведении (умения: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения)

Обучающиеся знакомятся с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

  • Как характеризуют мальчика его поступки?
  • Почему герой попадает в нелепые ситуации?
  1. Адекватная эмоциональная реакция на произведение (умения: понимать эмоции других людей, сочувствовать им, сопереживать; уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции; уметь осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать им, сопереживать (эмпатия); уметь проявлять этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания)

Проходит работа над произведением Б.С. Житкова  «Как я ловил человечков».

  • Какие чувства испытывал герой в этот момент? Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, любознательным, завистливым, жадным?
  • Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства эти чувства его характеризуют?
  • Как ты относишься к мальчику? А что  думал о своем поступке он сам?
  • Понимание эстетической ценности произведения (умения: воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении;  чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; иметь художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы)

Обучающиеся знакомятся с замечательным рассказом Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приемыш».

  • Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приемышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?
  • Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснял свой поступок?
  • Что было правильнее: поступить так, как это сделал Тарас; подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным; силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

На третьем этапе нам  предстоит определить эффективность разработанной системы учебно-практической работы, ориентированная на формированию личностных результатов обучающихся.

Таким образом, в результате целенаправленной работы над  изучением  художественных произведении, обучающиеся могут продемонстрировать высокий уровень сформированности умений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая  наука и практика подтверждают важность формирования духовно-нравственных ценностей, идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие детской духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших  школьников. Эту же мысль высказывал В. А. Сухомлинский почти сорок лет  назад: «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о  том, что вкладываем в душу человека».

В младшем школьном возрасте начинает формироваться учебная  деятельность, в процессе которой  формируются основные новообразования, идет интенсивно психическое развитие ребенка.

Нравственным следует  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают  как его собственные взгляды  и убеждения, как привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности  свидетельствует глубина нравственного  чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, стыду  и сочувствию. Она характеризуется  зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни  с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

В системе образования  нравственное воспитание реализуется  различными институтами воспитания (семья, школа, Церковь). Реализация данного  процесса осуществляется включением нравственной компоненты в содержание учебных  предметов, введения обязательного, базового курса нравственной направленности, взаимосвязи работы школы, семьи  и учреждений дополнительного образования  в деле духовно-нравственного воспитания.

Задачи нравственного  воспитания детей младшего школьного  возраста в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного  чтения. Литература как искусство  слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.

Нравственное воспитание младших школьников является актуальным, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования нравственных качеств личности, хотя осуществляется оно в течение всей жизни человека.

Информация о работе Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников