Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.
введение3
ГЛАВА 1. Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28
2.1. Программа опытно-педагогической работы28
2.2. Содержание опытно-педагогической работы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
ЛИТЕРАТУРА38
ПРИЛОЖЕНИЯ41
Выбор данных критериев и показателей обусловлен особенностями предмета «Литературное чтение», требованиями ФГОС начального общего образования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Выделенные критерии и
показатели могут быть представлены
в виде различных последовательных
состояний измеряемого
Итак, нами разработана программа
опытно-экспериментальной
2.2. Содержание опытно–педагогической работы
Организация духовно-нравственного воспитания и развития и эффективность использования заданий на уроках литературное чтение в практике современной школы можно проверить в ходе опытно педагогической работы.
В качестве диагностического материала нами была разработана система заданий, ориентированные на нравственное содержание сказки; направленные на адекватную эмоциональную реакцию и на эстетическое понимание ценности произведения.
Для достижения соответствующих личностных результатов были разработаны задания над работой по произведению В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
ЗАДАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ
1. Какие чувства испытывала роза, когда увидела мир? (умеет осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);
2. Как Гаршин изображает жабу? (дает точную характеристику личности героя произведения);
3. Можно ли сказать,
что жаба и роза
4.Как вы думаете в чем заключается счастье для жабы и розы? (оценивает поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие);
5.Что можно сказать о характере мальчика? Как автор относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором? Объясни. (дает точную характеристику личности героя произведения);
6.Подумай, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает? (воспринимает красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении).
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ
7.Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью? Почему? (осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);
8.Как ты думаешь боялись ли умирать роза и мальчик? (оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие);
9. Какова главная мысль сказки? (ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, понимает главную мысль произведения);
10.Что тебя затронуло в сказке? (адекватно осознает и определяет свои эмоции).
Проверяя умения у обучающихся результат показал низкий уровень. В ходе проверки работ было выявлено следующее: обучающиеся не способны ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; не осознают нравоучительный смысл произведения; не могут оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; не способны воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении.
Причиной выявленных пробелов умений учащихся является следующее:
На втором этапе проводится целенаправленная работа с обучающимися, направленная на организацию духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников. Нами были изучены художественные произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.П. Чехова «Мальчики»; Л.Н. Толстого «Как мужик камень убрал»; В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», А.А. Фета, турецкая сказка «Ашик-Кериб».
В ходе работы предлагались задания по трем направлениям:
Обучающиеся знакомятся с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
Проходит работа над произведением Б.С. Житкова «Как я ловил человечков».
Обучающиеся знакомятся с замечательным рассказом Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приемыш».
На третьем этапе нам предстоит определить эффективность разработанной системы учебно-практической работы, ориентированная на формированию личностных результатов обучающихся.
Таким образом, в результате целенаправленной работы над изучением художественных произведении, обучающиеся могут продемонстрировать высокий уровень сформированности умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования духовно-нравственных ценностей, идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие детской духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших школьников. Эту же мысль высказывал В. А. Сухомлинский почти сорок лет назад: «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».
В младшем школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, в процессе которой формируются основные новообразования, идет интенсивно психическое развитие ребенка.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
О нравственной воспитанности
свидетельствует глубина
В системе образования нравственное воспитание реализуется различными институтами воспитания (семья, школа, Церковь). Реализация данного процесса осуществляется включением нравственной компоненты в содержание учебных предметов, введения обязательного, базового курса нравственной направленности, взаимосвязи работы школы, семьи и учреждений дополнительного образования в деле духовно-нравственного воспитания.
Задачи нравственного
воспитания детей младшего школьного
возраста в процессе учебной деятельности
эффективно реализуются на уроках литературного
чтения. Литература как искусство
слова формирует духовно-
Нравственное воспитание младших школьников является актуальным, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования нравственных качеств личности, хотя осуществляется оно в течение всей жизни человека.
Информация о работе Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников