Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.

Оглавление

введение3
ГЛАВА 1. Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28
2.1. Программа опытно-педагогической работы28
2.2. Содержание опытно-педагогической работы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
ЛИТЕРАТУРА38
ПРИЛОЖЕНИЯ41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс 2012.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

Курс «литературное чтение» в большей степени способствует приобщению к базовым национальным ценностям, становлению и развитию ценностных ориентаций, значимых личностных качеств. Это отражается как в целевых установках, так и в содержании данного учебного предмета. Так, учебная дисциплина направлена на решение таких важнейших воспитательных задач, как: воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Обозначенные задачи реализуются на основе знакомства младших школьников с художественными произведениями, имеющими высокую эстетическую и нравственную ценность.

Таким образом, делая заключение можно сказать, что постановка проблемных заданий на уроках литературное чтение младших школьников очень эффективно помогает в сформированности духовно-нравственного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова,  И.С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2001- №4.- С.78-80
  3. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /  под ред. А.Г. Асмолова. — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. — 152с.
  4. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
  6. Бондаревская,  Е.В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2002- 361с.
  7. Бразговка, Л.П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших подростков / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007.- № 8. – С. 53-60
  8. Голубева, О.Ю. Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности. Дис. канд. психол. наук 19.00.13. / О.Ю. Голубева. Казан, гос. ун-т. Казань Б. и., 2005. – 219 с.
  9. Данилюка, А.Я., Кондакова, А.М., Тишкова, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Ковалевой, Г.С., Логиновой, О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  11. Ковалевой, Г.С., Логиновой, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]. / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  12. Козлова, В.В., Кондакова, А.М.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010, С. 59.
  13. Колдунова,  Я.И. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под  ред.  Колдунова  Я.И. – Калуга, 2010-126с.
  14. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
  15. Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева – Ленинград, 2001 -265с.
  16. Перминова, Л.М. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. - Санкт-Петербург. – Питер, 2006.- 314с.
  17. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения).
  18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
  19. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]. / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. – 31с.
  21. Яновская,  М.  Г.  Эмоциональные аспекты нравственного воспитания:  Кн.  для учителя./М.Г. Яновская  – М.: Просвещение, 1986.- 371с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ  АППАРАТУ

Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Общество —  это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.

Оценка в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 - 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.

Педагогическая  диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Педагогическое  тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Контроль — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Контро́льная рабо́та — промежуточный метод проверки знаний учащегося или студента.

Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

 Универсальные учебные действия – означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

совокупность способов действия учащегося (а также связанных  с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая организацию  этого процесса.

Федеральные государственные  образовательные стандарты (ФГОС) – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Приложение 2

Всеволод Михайлович Гаршин

"Сказка о  жабе и розе"

Розовый  куст,  на  котором  расцвела  роза,  рос  в небольшом  полукруглом цветнике перед  деревенским  домом.  Цветник  был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам  и по дорожкам, которых уже давно  никто  не  чистил  и не посыпал  песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными  в  виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой  масляной краской,  теперь  совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты  деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею  прочих собак, подходившие к дому мужики.

А  цветник  от  этого  разрушения  стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели  хмель, повилика с крупными белыми цветами  и мышиный горошек, висевший целыми   бледно-зелеными ; кучками,  с разбросанными кое-где ; бледно-лиловыми кисточками  цветов.  Колючие чертополохи на  жирной и влажной почве цветника (вокруг  него  был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались  чуть  не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше  их.  Крапива занимала  целый угол цветника; она, конечно, жглась,  но  можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она  распустилась  в  хорошее  майское  утро;  когда  она  раскрывала свои лепестки, улетавшая  утренняя роса оставила на них несколько  чистых, прозрачных слезинок.  Роза  точно плакала. Но вокруг нее все  было так хорошо, так чисто и  ясно  в  это  прекрасное  утро,  когда она в первый раз увидела  голубое небо и почувствовала  свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы  она  могла  в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.

А  внизу,  между  корнями  куста, на сырой земле, как будто  прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая  проохотилась целую ночь  за  червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко  потенистее  и посырее.  Она сидела,  закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не  радовалась  ни  утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.

Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала  его,  и  это  причиняло ей смутное  беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.

В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно  никто не ходил. Еще в прошлом  году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую  щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в  цветник в последний  раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в  нем  каждый  ясный день под  окном дома. Взрослая девушка, его  сестра, сидела у окна;  она читала книгу или шила что-нибудь и изредка  поглядывала на брата. Он был  маленький  мальчик  лет  семи,  с  большими  глазами и большой головой  на худеньком  теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме  него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке,  уцелевшей  около  самого  дома,  потому  что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.

А когда ему надоедало  читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу  цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель… один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было  не  закричал  и  не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил  дыхание и,  широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот,  фыркая,  обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи…

Потом  он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий  мальчик,  что  даже  разная звериная мелкота как  будто понимала это и скоро  привыкала  к  нему.  Какая  была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!

В  эту весну мальчик  не мог выйти в свой любимый  уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для  себя,  а  вслух  ему,  потому  что ему было трудно поднять свою исхудалую голову  с  белых  подушек  и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик,  да  и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

— Маша! — вдруг шепчет он сестре.

— Что, милый?

— Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при  этом незаметно стирает слезинку.

— Хорошо,  голубчик,  очень  хорошо. И розы расцвели. Вот в  понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти.

Мальчик не отвечает и глубоко  вздыхает. Сестра начинает снова читать.

— Уже будет. Я устал. Я  лучше посплю.

Сестра  поправила  ему  подушки и белое одеяльце, он с  трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.

Роза  ничего  этого  не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая  жизнь! Но и в эту короткую жизнь  ей довелось испытать немало страха и  горя.

Ее заметила жаба.

Когда она в первый раз  увидела цветок своими злыми и  безобразными глазами, что-то ; странное  зашевелилось  в жабьем  сердце.  Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть  поближе к такому  душистому и прекрасному созданию.  И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:

— Постой, — прохрипела она, — я тебя слопаю!

Роза  содрогнулась. Зачем  она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички,  щебетавшие  вокруг  нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда  они  уносились куда-то далеко, куда —  не знала роза. Бабочки тоже были свободны.  Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она  вспорхнула бы и улетела  от  злых  глаз, преследовавших ее своим пристальным  взглядом. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.

 — Я тебя слопаю! — повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе.

 — Я тебя слопаю! — повторила она, все глядя на цветок.

И  бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются  за ветви  куста,  на котором она  росла. Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело  могло  свободно ползать и прыгать только по ровному  месту. После каждого усилия она  глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала.

— Господи! — молилась она, — хоть бы умереть другою смертью!

Информация о работе Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников