Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.

Оглавление

введение3
ГЛАВА 1. Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28
2.1. Программа опытно-педагогической работы28
2.2. Содержание опытно-педагогической работы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
ЛИТЕРАТУРА38
ПРИЛОЖЕНИЯ41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс 2012.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

При анализе образовательных  систем «Школа 2100» и «Школа России»  можно увидеть, что такие результаты как: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать им, сопереживать; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий – являются общими результатами. Это связано с тем, что духовно-нравственное воспитание и развитие являются первостепенной задачей этих систем.

Каждое их направлений  духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

По каждому из направлений  духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты, приведенные в таблице. 

Таблица 1

Основные направления

ДНР и В

Ценности

Планируемые результаты ДНР и В

Личностные результаты

Произведения

I.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • любовь к России, своему народу, своему краю;
  • служение Отечеству;
  • правовое государство;
  • гражданское общество;
  • закон и правопорядок;
  • поликультурный мир;
  • свобода личная и национальная;
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

 

 

«И повесил Олег щит  свой на вратах Царьграда»

«И вспомнил Олег коня своего»

«Ильины три поездочки»

«Житие Сергия Радонежского»

 

И. С. Никитин

«Русь»

 

С. Д. Дрожжин

«Родине»

 

А. В. Жигулин

«О, Родина! В неярком блеске»

 

Б. А. Слуцкий

«Лошади в океане»

II.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • нравственный выбор;
  • жизнь и смысл жизни;
  • справедливость;
  • милосердие;
  • честь;
  • достоинство;
  • уважение к родителям;
  • уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
  • забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
  • свобода совести и вероисповедания;
  • толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 

·начальные представления  о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том  числе об этических нормах взаимоотношений  в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями  различных социальных групп;

·нравственно-этический  опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми  нравственными нормами;

·уважительное отношение  к традиционным религиям;

·неравнодушие к жизненным  проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной  ситуации;

·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и  поступков других людей;

·уважительное отношение  к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение  к младшим;

·знание традиций своей семьи  и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

- развитие этических  чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей;

- понимание ценности  семьи, чувства уважения, благодарности,  ответственности по отношению  к своим близким;

- этические чувства совести,  вины, стыда как регуляторы морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

 

 

 

П. П. Ершов

«Конек – горбунок»

 

А. С. Пушкин 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

Л. Н. Толстой

«Как мужик убрал камень»

С. Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

 

П. П. Бажов

«Серебряное копытце»

 

В. М. Гаршин

«Сказка о жабе и розе»

 

А. П. Чехов

«Мальчики»

 

В. Ю. Драгунский

«Главные реки»

 

В. В. Голявкин

«Никакой я горчицы  не ел»

III.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • уважение к труду;
  • творчество и созидание;
  • стремление к познанию и истине;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • бережливость;
  • трудолюбие.

·ценностное отношение к  труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·элементарные представления  о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового  творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия  в различных видах общественно  полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные  умения выражать себя в различных  доступных и наиболее привлекательных  для ребёнка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

- наличие мотивации к  творческому труду и бережному  отношению к материальным и  духовным ценностям, формирование  установки безопасный, здоровый  образ жизни.

Сельма Лагерлёф

«В Назарете»

 

Л. Н. Толстой

«Как мужик убрал камень»

 

Е. Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

IV.

Воспитание ценностного  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • родная земля;
  • заповедная природа;
  • планета Земля;
  • экологическое сознание.

       ·ценностное отношение к природе;

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения  к природе;

·элементарные знания о традициях  нравственно-этического отношения  к природе в культуре народов  России, нормах экологической этики;

·первоначальный опыт участия  в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·личный опыт участия в  экологических инициативах, проектах.

- формирование средствами  литературных произведений целостного  взгляда на мир в единстве  и разнообразии природы, народов,  культур и религий;

- чувство прекрасного  – умение воспринимать красоту  природы, бережно относиться ко  всему живому; чувствовать красоту  художественного слова, стремиться  к совершенствованию собственной  речи.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Приёмыш»

А. И. Куприн

«Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин

«Выскочка»

Е. И. Чарушин

«Кабан»

В. П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»

V.

 

Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

 

  • красота;
  • гармония;
  • духовный мир человека;
  • эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках  людей;

·элементарные представления  об эстетических и художественных ценностях  отечественной культуры;

·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему  миру и самому себе;

·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности  и умения выражать себя в доступных  видах творчества;

·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

- воспитание художественно-эстетического  вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе  опыта слушания и заучивания  наизусть произведений художественной  литературы.

Ф. И. Тютчев

«Еще земли печален  вид»

А. А. Фет

«Весенний дождь»

Е. А. Баратынский

«Весна, весна! Как воздух чист!»

А. Н. Плещеев

«Дети и птичка»

И. С. Никитин

«В синем небе плывут над  полями»

Н. А. Некрасов

«В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин

«Листопад»

М. И. Цветаева

«Бежит тропинка с бугорка»

С. А. Есенин

«Бабушкины сказки»


 

1.3.Способы духовно-нравственного  воспитания на уроках литературного чтения.

В учебнике литературное чтение 4 класса образовательной системы «Школа России» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкой, М.В. Головановой особое внимание уделяется формированию таким личностным результатам, как воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного опыта; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Приведем в качестве примера работу по сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок». Главным героем сказки является Иван, - младший сын престарелого крестьянина. Окружающие зовут его Иван–дурак, - он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но в сказке он оказывается самым честным, смелым и находчивым; он просто добросовестно и без страха стоял в карауле и поймал вора, в отличие от его братьев, которые проспали всю ночь в соломе, а под утро, возвращаясь домой, сыграли уставших, замерзших, якобы не спавших всю ночь караульщиков. Иван трезво относится к окружающему, любое чудо воспринимать им как естественное явление, ведь его ничуть не смутила чудесная говорящая кобылица, которая впоследствии подарит ему двух красивых златогривых коней и верного друга Конька – Горбунка. Иван верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом. Иван всюду выступает носителем лучших черт народа: честный, прямой, не падающий духом, способный найти выход из любого положения. Смелость, отвага, самостоятельность, честность, умение ценить дружбу, помогают Ивану преодолеть все препятствия и победить.

Задания, которые выполняют  ученики после чтения, непосредственно  ориентированы на формирование вышеперечисленных  результатов:

  • Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? (умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

Герои поступают  так:

  • из жадности,
  • из скупости,
  • из желания достичь своей цели,
  • из стремления быть добрыми и честными?
  • Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался? (умение давать точную характеристику личности героя произведения);

В рассказе «Мальчики» Антон Павлович Чехов описывает историю, которая произошла в семье Королевых. На Рождественские каникулы домой приехал Володя вместе со своим товарищем Чечевицыным. Вся семья очень обрадовалась их приезду. Отец Володи почувствовал плохое влияние Чечевицына на своего сына, но старался не показывать этого. У мальчиков был план отправиться в путешествие в Америку. Накануне в Сочельник, не предупредив родителей, они сбежали из дома. Этот рассказ учит ставить перед собой реальные, выполнимые цели; беречь родителей и близких людей; не подвергать свою жизнь опасности; уметь отвечать за свои поступки.

После прочтения этого  рассказа большое внимание уделяется  формированию таких предметных способов  действий, как умение ориентироваться  в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными  нормами; давать точную характеристику личности героев; осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать  и сопереживать им.

  • Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь? Герои решились на побег, потому что:
  • были смелыми и решительными,
  • были глупыми и самонадеянными,
  • мало знали и плохо представляли трудности пути,
  • не любили своих близких,
  • хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными,
  • любили путешествовать и узнавать новое? (ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами);

Объясни.

  • Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? (осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им).

Для рассказа В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» в учебнике приведены следующие задания, направленные на формирование умения давать точную характеристику личности героев:

  • Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише:
  • осторожный,
  • воспитанный,
  • учтивый,
  • внимательный,
  • любознательный,
  • любопытный,
  • находчивый,
  • добрый,
  • безответственный,
  • равнодушный.
  • Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.

Также обучающиеся знакомятся с творчеством Всеволода Гаршина «Сказка о жабе и розе». Эта трогательная сказка проникнута светлой грустью. Здесь рассказывается история о больном мальчике и о прекрасной розе. Писатель объединил эти две истории, так как их судьбы очень похожи. Здесь для детей раскрывается понятие смерть, и то, что в жизни можно соприкоснуться с этим печальным явлением.

  • Что можно сказать о характере мальчика? Как автор  относится к герою:
  • с любовью,
  • состраданием,
  • нежностью,
  • безразличием,
  • равнодушием,
  • презрением,
  • юмором? (умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);

Объясни.

  • Каким настроением проникнуто произведение Гаршина:
  • радостью,
  • отчаянием,
  • безысходностью,
  • весельем,
  • печалью,
  • светлой грустью? (умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);

В данном учебнике очень  много приведенных заданий, такого характера, которые направлены на формирование духовно-нравственного воспитание у младших школьников.

На основе анализа заданий, приведенный в учебниках литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкой, М.В. Головановой можем сделать вывод, что все задания можно систематизировать на три группы:

  • ориентированные на нравственное содержание произведений;
  • направленные на адекватную эмоциональную реакцию произведений;
  • направленные на эстетическое понимание ценности произведений.

Выводы по первой главе.

Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

В рамках начального образования  наибольшие возможности для духовно-нравственного  воспитания имеют дисциплины гуманитарного  и художественно-эстетического цикла. Курс «Литературное чтение» в большей степени способствует приобщению к базовым национальным ценностям, становлению и развитию ценностных ориентаций, значимых личностных качеств. Это отражается как в целевых установках, так и в содержании данного учебного предмета. Так, учебная дисциплина направлена на решение таких важнейших воспитательных задач, как: воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Обозначенные задачи реализуются на основе знакомства младших школьников с художественными произведениями, имеющими высокую эстетическую и нравственную ценность.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1. Программа опытно-педагогической работы.

Для реализации опытно-педагогической работы нами была разработана программа исследования, которая включает описание этапов работы, диагностический инструментарий, в  том числе критерии, показатели, уровни сформированности исследуемого качества, а также контрольно-измерительные  материалы.

Для определения сформированности предметных способов действий были определены критерии и показатели, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Критерии и  показатели сформированности предметных результатов личностных универсальных учебных действий

Критерии

Показатели

  1. Ориентация в нравственном содержании произведении

Умения:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  1. Адекватная эмоциональная реакция на произведение

Умения:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать им, сопереживать;
  • уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • уметь осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать им, сопереживать (эмпатия);
  • уметь проявлять этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания.
  1. Понимание эстетической ценности произведения

Умения:

  • воспринимать красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении;
  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • иметь художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Информация о работе Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников