Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
проанализировать учебные программы по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;
разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов.

Оглавление

введение3
ГЛАВА 1. Теоретичексие основы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя и развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
Содержание, формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников6
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения в аспекте духовно-нравственного воспитания и развития личности15
Способы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ и развития НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ28
2.1. Программа опытно-педагогической работы28
2.2. Содержание опытно-педагогической работы32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
ЛИТЕРАТУРА38
ПРИЛОЖЕНИЯ41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4 курс 2012.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

А  жаба  все  карабкалась  выше.  Но  там,  где  кончались  старые стволы и начинались  молодые  ветви,  ей  пришлось  немного  пострадать.  Темно-зеленая гладкая  кора  розового куста была вся  усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась  на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок…

— Я сказала, что я тебя слопаю! — повторила она.

Наступил  вечер;  нужно  было  подумать об ужине, и раненая  жаба поплелась подстерегать  неосторожных насекомых. Злость не помешала ей набить себе живот, как  всегда; ее царапины были не очень опасны, и она решилась, отдохнув, снова добираться до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка.

Она  отдыхала  довольно  долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла  о  своем  враге.  Она  совсем  уже  распустилась и была самым красивым созданием  в  цветнике.  Некому  было прийти полюбоваться ею: маленький хозяин неподвижно  лежал  на  своей  постельке,  сестра  не  отходила  от  него  и не показывалась  у  окна.  Только  птицы  и  бабочки сновали около розы, да пчелы, жужжа,  садились  иногда  в  ее  раскрытый  венчик  и  вылетали оттуда, совсем косматые от желтой цветочной пыли. Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел  свою  песню.  Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту  песню  и  была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а  может быть, это была и правда. Она не видела, как ее враг незаметно  взбирался на ветки. На этот  раз  жаба  уже  не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она  храбро  лезла  все  вверх  —  и вдруг, среди звонкого и нежного  рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение:

— Я сказала, что слопаю, и слопаю!

Жабьи  глаза  пристально смотрели на нее с соседней ветки. Злому животному оставалось  только  одно  движение,  чтобы  схватить  цветок. Роза поняла, что погибает…

Маленький хозяин уже давно  неподвижно лежал на постели. Сестра, сидевшая у изголовья  в  кресле, думала, что он спит. На коленях у  нее лежала развернутая книга,  но  она  не  читала ее. Понемногу  ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала.

— Маша, — вдруг прошептал  он.

Сестра  встрепенулась.  Ей приснилось, что она сидит у  окна, что маленький брат  играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет ее. Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула.

— Что милый?

— Маша, ты мне сказала, что  розы расцвели! Можно мне… одну?

— Можно,  голубчик,  можно! — Она подошла к окну и посмотрела на куст. Там

росла одна, но очень пышная роза.

— Как  раз  для тебя распустилась роза, и какая славная! Поставить тебе ее сюда на столик в  стакане? Да?

— Да, на столик. Мне хочется.

 Девушка взяла ножницы  и вышла в сад. Она давно  уже не выходила из комнаты;  солнце  ослепило ее, и от свежего  воздуха у нее слегка закружилась  голова. Она подошла к кусту  в то самое мгновение, когда  жаба хотела схватить цветок.

 — Ах, какая гадость!  — вскрикнула она.

И  схватив  ветку,  она  сильно  тряхнула  ее:  жаба  свалилась на землю и шлепнулась  брюхом.  В  ярости  она  было  прыгнула  на  девушку,  но не могла подскочить  выше  края  платья  и  тотчас  далеко отлетела, отброшенная носком башмака.  Она  не  посмела  попробовать  еще  раз  и только издали видела, как девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату.

Когда  мальчик  увидел  сестру  с  цветком  в  руке, то в первый раз после долгого  времени слабо улыбнулся и  с трудом сделал движение худенькой  рукой.

 — Дай ее мне,  — прошептал он. — Я понюхаю.

Сестра  вложила  стебелек  ему  в  руку  и помогла подвинуть  ее к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:

— Ах, как хорошо…

Потом  его  личико  сделалось  серьезным  и  неподвижным, и он замолчал…навсегда.

Роза,  хотя  и была срезана  прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее  срезали недаром. Ее поставили  в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были  целые  букеты  и  других  цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда  ставила ее на стол, поднесла к губам  и  поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это  было самым  лучшим происшествием  в жизни розы. Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже  через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Умения:

  • сформированность эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
  • овладение действиями нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений

Фамилия,имя____________________________________________________

Класс___________________________________________________________

 

ЗАДАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ

  1. Какие чувства испытывала роза, когда увидела мир? (умеет осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Как Гаршин изображает жабу? (дает точную характеристику личности героя произведения);

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Можно ли сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. (соотносит поступки героев с нравственными нормами);

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4.Как вы думаете в чем заключается счастье для жабы и розы? (оценивает поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие);

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5.Что можно сказать о характере мальчика? Как автор  относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором? Объясни. (дает точную характеристику личности героя произведения);__________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

6.Подумай, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает? (воспринимает красоту природы, животного мира, человеческих взаимоотношений, описанных в произведении).

________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

7.Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью? Почему? (осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им);_______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

8.Как ты думаешь боялись ли умирать роза и мальчик? (оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки как хорошие или плохие);

________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какова главная мысль  сказки? (ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, понимает главную мысль произведения);_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Что тебя затронуло в сказке? (адекватно осознает и определяет свои эмоции).__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Информация о работе Духовно-нравсвтенное развитие младших школьников