Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 18:24, курсовая работа
Проблема способностей — одна из самых актуальных проблем в психологии и педагогике. Она волнует ученых, родителей, учителей. В каком деле человек сможет добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы он максимально раскрыл свои способности? Ответ на эти вопросы особенно важен в нынешнее время, когда развитие самых различных областей нашего бытия (экономики, техники, науки, культуры, спорта) все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от степени раскрытия его дарований.
Введение 3
Понятие о способностях.Виды способностей
Теории способностей
Уровни проявления способностей
Развитие способностей в онтогенезе
Особенности развития способностей у младших школьников
Связь способностей с другими индивидуальными особенностями личности
Заключение
Список источников
Курсовая работа
Тема: Развитие способностей у младших школьников
Содержание
Введение
Понятие о способностях.Виды способностей
Теории способностей
Уровни проявления способностей
Развитие способностей в онтогенезе
Особенности развития способностей у младших школьников
Связь способностей с другими индивидуальными особенностями личности
Заключение
Список источников
Приложение
Приложение №1. Методики диагностики способностей
Приложение №2.Игры и упражнения для развития способностей
Приложение № 3. Фрагменты конспектов уроков с элементами развития
разных видов способностей
Введение
Проблема способностей — одна из самых актуальных проблем в психологии и педагогике. Она волнует ученых, родителей, учителей. В каком деле человек сможет добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы он максимально раскрыл свои способности? Ответ на эти вопросы особенно важен в нынешнее время, когда развитие самых различных областей нашего бытия (экономики, техники, науки, культуры, спорта) все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от степени раскрытия его дарований.
Объект исследования; учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: общее понятие о способностях.
Цель исследования: выявление индивидуальных особенностей и развитие способностей у детей в учебно-воспитательном процессе.
В работе решались следующие задачи:
Гипотеза
Если учебно-воспитательный процесс будет носить характер творческой деятельности, то она будет развивать разные способности.
Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. (Б.М.Теплов)
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. (Б.М.Теплов)
3. Способности — это
то, что не сводится к знаниям,
умениям и навыкам, но объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение,
закрепление и эффективное
Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М, Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи, «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.(Петровский)
Потенциальные— это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения.
Общие способности —это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные —это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
Общечеловеческие способности —в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей связано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-ценностной сферы).
Общие способности — "родовые" разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.
Специальные способности — требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.
С проблемой способностей связан ряд острых вопросов, по которым до последнего времени ведутся дискуссии, и решение которых имеет существенное значение для педагогической практики.
Первый вопрос — о неравенстве людей по способностям. Можно встретить утверждения, что все люди одинаковы по способностям и что стоять на иной точке зрения — значит оправдывать социальную несправедливость. Однако и научные факты, и жизненный опыт свидетельствуют об обратном.
Неодинаковость людей по способностям особенно отчетливо проявляется в существовании так называемых специальных способностей, определяющих успешность отдельных видов деятельности. Каждый учитель знает, что одним из его воспитанников легче дается математика, другим — физика, третьим — предметы гуманитарного цикла. Есть школьники с ярко выраженными способностями к музыке, изобразительному, актерскому искусству, литературному творчеству. Некоторые школьники наиболее способны к организаторской деятельности: им присущи такие особенности, как быстрота ориентировки в ситуации, гибкость ума, общительность, такт.
Наряду со специальными принято различать общие способности. К ним относят, прежде всего, свойства ума, которые лежат основе развития различных специальных способностей. В этой связи актуальна задаче выявления и развития общих умственных способностей учащихся.
Второй очень острый и значимый вопрос — о происхождении способностей, о роли наследственности, среды и воспитания в их развитии. Существуют две крайние точки зрения на этот счет.
Одна заключается в утверждении природной обусловленности способностей. Среда и воспитание, согласно этим взглядам,— только условия, в которых проявляется то, что, заложено в человеке природой. Так, Б.М.Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков .
Другая крайность в подходе к способностям — полное отрицание роли природных предпосылок, попытка доказать, что все люди одинаково способны к любым видам деятельности. Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского и также имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях.
Здесь мы подходим к третьему, очень значимому для педагогической практики вопросу: проявляется ли у человека, как правило, отдельная изолированная способность или он имеет задатки различных способностей?
Отечественные исследователи показали, что высокий уровень общих способностей во многом обусловливает успешность выполнения человеком самых различных специальных видов деятельности. Человек, как правило, обладает предпосылками успешного выполнения не одного, а многих видов деятельности, т. е. предпосылками многих способностей.
Б.М. Теплов, рассматривая этот вопрос, обратил внимание на то, что выдающиеся музыканты, художники, писатели были широко одаренными людьми: А.С. Грибоедов обладал наряду с поэтическим музыкальным талантом и способностями к живописи; Ф. Шопен был актером, живописцем, поэтом; литературными и актерскими способностями обладал Дж. Россини. Обобщая большое количество подобных фактов, исследователь пришел к выводу: утверждения о том, что талант односторонен, не соответствуют действительности. Более правильным и обоснованным является вывод о многосторонности проявления способностей, и это относится не только к высокоталантливым людям.
Практикум по общей психологии смотри по вопросу
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Информация о работе Развитие способностей у младших школьников