Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 18:24, курсовая работа
Проблема способностей — одна из самых актуальных проблем в психологии и педагогике. Она волнует ученых, родителей, учителей. В каком деле человек сможет добиться наилучших результатов? Что предпринять, чтобы он максимально раскрыл свои способности? Ответ на эти вопросы особенно важен в нынешнее время, когда развитие самых различных областей нашего бытия (экономики, техники, науки, культуры, спорта) все в большей мере зависит от человеческого фактора, от отношения человека к делу, от степени раскрытия его дарований.
Введение 3
Понятие о способностях.Виды способностей
Теории способностей
Уровни проявления способностей
Развитие способностей в онтогенезе
Особенности развития способностей у младших школьников
Связь способностей с другими индивидуальными особенностями личности
Заключение
Список источников
По-иному обстояло дело с Димой. Его деятельность в классе не оказалась столь благоприятной для раскрытия способностей и формирования личности в Целом. Заметим, что в этом, разумеется, виновата не общественная деятельность сама по себе, а определенный характер ее организации, когда существует, с одной стороны, узкая группа актива, детей, которые из года в год занимают позицию руководителей, но не имеют опыта подчинения, с другой стороны — основная масса учащихся.
В ряде исследований были получены данные о том, что среди активных школьников есть немало школьников с эгоистической направленностью личности. В этой связи важно учитывать, что общественная активность сама по себе не всегда обеспечивает формирование общественной направленности личности.
Итак, на примере Димы мы видим, что эгоистическая мотивация негативно сказывается на проявлении способностей. Но насколько закономерно подобное явление? Разве не встречаются в жизни люди способные, но действующие из эгоистических побуждений? И разве соображения карьеры, престижа, популярности не могут служить раскрытию их способностей? На эти вопросы следует ответить утвердительно: да, встречаются, действительно, могут. Но все-таки и жизненный опыт, и некоторые описанные в литературе факты позволяют утверждать, что есть условия, при которых определенная направленность личности становится фактором, тормозящим процесс развития способностей, а то и вовсе разрушающим его.
В пушкинской трагедии "Моцарт и Сальери" Сальери, родившийся с "любовью к искусству", был настолько чувствителен к музыке, что, когда в церкви звучал орган, он "слушал и заслушивался — слезы невольные и сладкие текли". Однако музыка стала для него единственным интересом в жизни:
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке...
Как подчеркивал Б.М. Теплов, именно то, что музыка стала для Сальери не окном в мир, а глухой стеной, заслоняющей этот мир, явилось источником его трагедии.
В небольшой работе, посвященной анализу образа Сальери, исследователь сформулировал чрезвычайно важное положение: "Наличие одного лишь изолированного интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух" [12].
Сказанное резонно отнести и к эгоистической мотивации. Если последняя достигает такого уровня, что "вбирает в себя всю направленность личности", это разрушающе сказывается на развитии способностей.
Показательна в этом отношении жизнь и деятельность гениального по своим способностям стратега и полководца Наполеона Бонапарта. Характеристики Наполеона и противостоявшего ему в войне 1812 г. М.И. Кутузова занимают видное место в исторической, художественной и военной литературе. Разумеется, война 1812 г., ее ход и результаты были обусловлены рядом социально-политических и экономических причин, но вместе с тем это была и борьба двух выдающихся личностей — Наполеона и Кутузова.
В период войны 1812 г. доминирующим в структуре личности Наполеона стало стремление, как он сам говорил, стать "господином всего света". Зависимость его стратегий от соображений личной славы и престижа, нежелание считаться с реальными обстоятельствами и, как результат этого, потеря власти над ними — все это выступало ярким контрастом с волевой целеустремленностью Наполеона на предыдущих этапах его полководческой деятельности, когда он одерживал множество блистательных побед. Господство эгоистического мотива сковывало его блистательный ум, заставляло действовать по ранее намеченным шаблонам.
Это было одной из причин целого ряда его стратегических и тактических ошибок. В литературе подчеркивается, что для Наполеона в этот период были характерны внутренние метания и бесперспективность действий. М.И. Кутузов писал в это время о своем, противнике: "...Бонапарте неузнаваем. Порой испытываешь соблазн поверить в то, что он уже больше не гениален".
В то же время для стратегии М.И. Кутузова были характерны гибкость, отсутствие шаблона, способность всесторонне анализировать факторы, влияющие на исход борьбы, реально учитывать как свои силы, так и возможности противника.
Эффективность стратегии Кутузова существенно определялась его "руководящей идеей", его основной жизненной позицией: Кутузов жил для России и служил России. Если главная "руководящая идея" Наполеона (стать "господином всего света") сковывала его могучий интеллект, то руководящая идея Кутузова способствовала раскрытию его таланта. Исследователи подчеркивают, что в 1812 г. требовался именно Кутузов — не только как талантливый полководец, но и как человек, умевший забыть все личное ради высших интересов России. По-видимому, нецелесообразно умножать количество примеров.
Жизненный опыт, в том числе и опыт воспитательной работы с детьми, может подтвердить, что сказанное относится не только к людям, выдающимся по своим способностям, но имеет и более широкое значение. Обобщая изложенные факты, отметим, что хотя связь между доминирующей мотивацией (направленностью личности) и способностями сложна и неоднозначна, тем не менее влияние направленности личности на проявление способностей выступает достаточно отчетливо. Можно говорить о наличии определенной тенденции: общественная направленность создает более благоприятные предпосылки для формирования способностей.()
В курсовой работе была рассмотрена проблема, которая до сих пор приводит к спорам представителей различных направлений. Способности, их природа, различия в индивидуальных проявлениях способностей.
Необходимо указать на то, что в настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного. Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу "все или ничего". С одной стороны, к способностям стало относиться все: вся сфера возможностей человеа, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала и пр. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание.
Проведя исследование, мы показали, что – природа способностей различна у каждого отдельного человека, интеллектуальные способности, творческие способности могут проявляться независимо друг от друга.
Индивидуальные различия человека приводят к формированию у каждого из них способностей к определенному виду деятельности. У многих способности находятся в зачаточном состоянии. Поэтому главная задача психологов и педагогов найти способы, методы, которые смогут помочь человеку в раскрытии их способностей, сообразуясь с их индивидуальными различиями.
Список источников
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Психологические аспекты деятельности классного руководителя / Составитель В.И. Петрушин, – М., 1998 г.
13. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. Н.В. Гамезо. М., 1982.
14. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-84.
16. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
19. Купер К. Индивидуальные различия. М., 1999.
20. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1989.
21. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 2001.
22. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).
23. Психология и педагогика /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. М., 1996.
24. Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М.,1976.
25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
Приложение № 1.
Тест на определение вида способностей
Цель: определить направление в развитии способностей личности.
Возраст: от 10 лет.
Литература: Психологические аспекты деятельности классного руководителя / Составитель В.И. Петрушин, – М., 1998 г.
Инструкция:
Опрашиваемым школьникам выдаются разграфленные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный и знак «–» при отрицательном ответе. Содержание вопросов зачитывается психологом.
1. Подолгу играть в подвижные игры?
2. Придумывать игры и верховодить в них?
3. Играть в шашки, шахматы?
4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?
5. Читать стихи или петь песни?
6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?
7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?
8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?
9. Слушать или сочинять сказки или истории?
10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции?
11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?
12. Помогать ребятам решать математические задачи?
13. Читать об известных открытиях и изобретениях?
14. Участвовать в художественной самодеятельности?
15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?
16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?
17. Заниматься в изостудии, изокружке?
18. Писать сочинения на свободную тему?
19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?
20. От своего умения расставить людей, распределить работу?
21. От решения трудных математических задач?
22. От исправления бытовых электро- или радиоприборов?
23. От игры на сцене?
24. От общения с людьми?
25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?
26. От посещения художественной выставки?
27. От пересказа какого-то события?
28. К длительным физическим упражнениям?
29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?
30. К разгадыванию математических шарад?
31. К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?
32. Участвовать в постановке спектакля?
33. Помочь людям, посочувствовать им?
34. Поиграть на музыкальном инструменте?
35. Порисовать красками или карандашами?
36.Писать стихи, прозу или просто вести дневник?
37. Заниматься спортом или физическим трудом?
38. Энергично работать вместе с другими?
39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?
40. Копаться в механизмах, приборах?
41. Заботиться о младших, слабых или больных людях?
42. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?
43. Исполнять музыкальные пьесы?
44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?
45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?
Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:
При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.
Бланк ответов
Ф. И.____________________________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
Информация о работе Развитие способностей у младших школьников