Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:51, курсовая работа
Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.
Методы психологии 3
Психологическая характеристика младшего школьника 6
Особенность наблюдения как метода 8
Этапы исследования методом наблюдения 11
Виды наблюдений 11
Содержание экскурсий, структура 17
Методика организации и проведения экскурсий 19
Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии 20
Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии 23
Заключение 26
Список литературы: 27
Российский Государственный Педагогический Университет
имени
А. И.Герцена
Курсовая работа
Тема: «Развитие наблюдательности младшего школьника»
Выполнил студент
Маринич А. Н.
Проверил
Кузнецова Е. С.
Санкт-Петербург 2011
Объективные методы, применяемые психологией, бывают различными.
Наиболее распространенными являются наблюдение, эксперимент, метод беседы, изучение продуктов деятельности человека.
Наблюдение.
Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.
Научное наблюдение отличается от обычных житейских наблюдений, которые часто носят случайный, неорганизованный, неплановый характер. В процессе научного наблюдения надо быть особо внимательным и точным, не допускать никаких искажений наблюдаемого объекта. Очень важно также умегь правильно объяснять поведение человека. Не всегда можно полагаться на внешние показатели психического состояния (например, выражение лица). Иногда ученик, имея вид внимательно слушающего человека, на самом деле думает совсем не о том, что объясняет учитель. Поэтому, интересуясь состоянием детей, надо не только смотреть на них, но и другими приемами (например, вопросами) выявлять, насколько они сосредоточенно работают.
Систематически наблюдая за ребенком на уроке, во время внеклассных занятий, в домашней обстановке, учитель узнает отношение его к учению, к товарищам, к самому себе, к окружающим взрослым. Длительные наблюдения за ребенком в различных жизненных условиях дают возможность судить об особенностях его личности (интересах, способностях, темпераменте, характере и т. д.).
Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1) выявляется проблемная
2) определяются цели и задачи,
3) определяетсяН объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение
8) проводится обработка и
Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;
в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.
Особенности метода наблюдения:
1. непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
2. данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
3. целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
4. зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
5. влияние наблюдателя на объект наблюдения;
6. влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
1. четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
2. осуществляется по заранее продуманному плану;
3. данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
4. полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.
Преимущества метода наблюдения:
1. непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
2. оперативность получения информации;
3. объективность, конкретность данных;
4. единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
5. расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
6. возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
7. возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
8. возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.
Недостатки метода наблюдения:
1. локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
2. невозможность повторения событий ситуации;
3. трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
4. искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
5. пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
6. ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
7. субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
Типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения - тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции - оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста - склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Наблюдение незаменимо в случаях, когда:
1. необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
2. нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Многие полагают, что умение наблюдать, это уже и есть наблюдательность, которую мы так ценим в любом возрасте, но это не так.
Наблюдательность является важнейшим качеством человека. Уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность в учебе и профессиональной деятельности. Особенно необходимо это качество младшим школьникам для овладения знаниями и практической деятельностью. Развитию наблюдательности учащихся младшего школьного возраста должно уделяться большое внимание. В соответствии с требованиями программы в начальных классах развитие наблюдательности включается в преподавание всех учебных предметов.
Наблюдательность человека – это
его способность подмечать
Зачем развивать наблюдательность?
Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или то , что пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в похожих вещах.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности.
Как развить наблюдательность
Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти.
Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Для развития наблюдательности, следует быть более восприимчивыми, более открытыми к новым знаниям, , думайте, анализируйте увиденное и услышанное.
Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора:
«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»
Американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:
Упражнение на развитие наблюдательности № 1
Наиболее простое и
Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.
Упражнение на развитие наблюдательности № 2
После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.
После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.
Развитие наблюдательности следует начинать еще в младшем школьном возрасте. Именно тогда вы сможете добиться в будущем успехов. Но для того, чтобы правильно и наиболее эффективно развивать наблюдательность , стоит учитывать особенности развития младшего школьника.
Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.
Наблюдательность — это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.
Наблюдательность у детей развивается постепенно. Учителя нередко ожидают, что маленький школьник уже обладает необходимой для обучения наблюдательностью, и строят работу на уроке в расчете на это. Тем не менее не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира. Наблюдательность у школьников можно и нужно развивать, организуя специальные игровые занятия.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление.
Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).
Информация о работе Развитие наблюдательности младшего школьника