Развитие наблюдательности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.

Оглавление

Методы психологии 3
Психологическая характеристика младшего школьника 6
Особенность наблюдения как метода 8
Этапы исследования методом наблюдения 11
Виды наблюдений 11
Содержание экскурсий, структура 17
Методика организации и проведения экскурсий 19
Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии 20
Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии 23
Заключение 26
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

1 уровень (очень низкий) - учащиеся  не могут следовать задаче  наблюдения, легко меняют установку  наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.

2 уровень (низкий) - учащиеся выделяют  основные черты объекта, но  часто несущественные, не могут  самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.

3 уровень (средний) -- для учащихся  характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами  чувств, учащиеся подмечают малозаметные  компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.

4 уровень (высокий) -- учащиеся самостоятельно  ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.

 

Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у  младших школьников в процессе проведения экскурсии

Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется  через организацию целенаправленного  восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие наблюдение реальной действительности - тесно связано с активной деятельностью мышления, памяти, воображения речи. Как и любой познавательный процесс, наблюдение включает в себя деятельность ребёнка в мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной областях. Для развития умения наблюдать природу родного края можно предложить детям следующую серию заданий.

1 ЭТАП:

На начальном этапе развития умения наблюдать у детей формируются  представления об отдельных фактах окружающей действительности, которые формируются на основе непосредственных наблюдений природы, при работе с различными моделями, описании и воображении. Для формирования творческой деятельности в процессе создания представлений в сознании детей, даётся установка сформировать образ, «портрет» изучаемого явления или объекта природы. Затем, в зависимости от источника знаний (реальная действительность, учебные пособия, имеющиеся в сознании чувственные образы и т. д.), учащиеся выполняют различные задания: на формирование представлений об одиночных объектах или явлениях природы, на формирование целостной картины отдельного участка, большой территории, своей области, России, планеты. В процессе выполнения данных заданий у учащихся развиваются умения формировать полные, правильные представления о реальной действительности, а затем «работать» с ними в процессе воображения. На уровне представлений включаются задания, содержащие следующие приёмы по развитию у учащихся умения наблюдать:

* активизация ощущений или их создание;

* зарисовка по памяти;

* узнавание и различение объектов  природы по тактильным ощущениям,  по запаху, цвету, по форме;

* составление описания объекта  или явления природы;

* составление рассказов по плану,  карте;

* составление картин - предупреждений экологических ситуаций и т.д. В процессе выполнения заданий в сознании младших школьников

создаются индивидуальные чувственные  образы, формируются умения пространственного  изображения.

2 ЭТАП:

Первоначальные научные понятия  и взаимосвязи впервые вводят ребенка в закономерности природы на основе его субъектного опыта. При разработке творческих заданий для учащихся учитываются особенности усвоения понятий младшими школьниками. Для развития творческой деятельности на понятийном уровне природоведческих знаний используются задания, направленные на:

* применение усвоенных понятий  в новой ситуации;

* нахождение примеров отражения  реальной действительности в  существенных признаках понятий;

* самостоятельное выделение существенных  признаков понятий на основе субъектных сведений и представлений об оригинале;

* самостоятельное установление  иерархий понятий;

* установление логической последовательности  в раскрытии содержания понятий;

* самостоятельное построение системы  понятий об объектах и явлениях реальной действительности.

Высший уровень изучаемых природоведческих знаний в начальной школе знание некоторых закономерностей окружающего  мира, то есть знание устойчивых существенных связей между явлениями, характеризующих  их развитие.

В зависимости от вида деятельности творческие задания по изучению природы делятся на:

* задания на словесное творчество;

* задания на изобразительное  творчество;

* задания на инсценирование  и драматизацию;

* задания на моделирование и  конструирование.

В экспериментальном обучении наиболее распространёнными заданиями на словесное творчество являются:

- написание сочинений

Сочинения в процессе изучения природы  пишутся на основе личных наблюдений природы учащимися. Вначале ученики  проводят наблюдение за каким-либо объектом или явлением природы, а затем пишут различные виды сочинений: сочинения-описания отдельных объектов природы по их признакам, сочинения-объяснения природного явления на основе собственных рассуждений, сочинения - загадки и др. Такие сочинения пробуждают у детей эмоции, учат оценивать и систематизировать увиденное. Они способствуют развитию наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Сочинения на основе творческого воображения включают в себя сочинения по слову, заданному началу: «Однажды на плане исчезла вся почва»; «Птицы рассердились на своего хозяина и навсегда покинули сад». С целью контроля за усвоением знаний о природе используются сочинения на заданную тему: «Луг утром, днём, вечером, ночью» (2 класс); «Чтобы ты рассказал инопланетянам о планете Земля?» (3,4 класс).

- написание рассказов

При изучении природы эффективно используются творческие рассказы экологического содержания. Например, экологические рассказы, приуроченные к определённому сезону года, в которые ученик сознательно включает несколько ошибок. Задача учащихся - найти эти ошибки и объяснить, почему-то или иное явление не может происходить в это время.

рассказов, сказок, отражающих природные  объекты и явления изучаемого понятия;

 

- создание плакатов, показывающих, какой должна быть природа;

 

- создание коллективных рисованных  фильмов о природе;- коллективное  рисование естественнонаучной картины  мира («Моя родина», «Лес в течение суток» и т. д).

Заключение

 

Наблюдательность характеризуется  у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.

 

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.

 

На практике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у младших школьников. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений в ходе экскурсий. Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.

 

В ходе экспериментальной работы нами получены данные о том, что преобладающий уровень сформированности умения наблюдать у детей первого класса начальной школы. Это может быть связано с началом формирования природоведческих знаний у детей, так как эксперимент проводился в начале первого года обучения в школе. Можно предположить, что уровень умения наблюдать у учащихся будет возрастать от класса к классу. Однако для этого необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе в ходе проведения экскурсий.

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа

 

  1. hrm.ru›nabljudenie-kak-metod-psikhodiagnostiki Наблюдение, как метод психодиагностики
  2. gos.ucoz.ru›news/2008-06-15-30 Наблюдение, как метод исследования, виды наблюдения
  1. fb.ru›article…nablyudenie-kak-metod-issledovaniya Наблюдение, как метод исследования

 

  1. fictionbook.ru› Практикум по наблюдению

 

  1. revolution.allbest.ru› Педагогика. Экскурсии

 

  1. BiblioFond.ru›view.aspx?id=466319 Уровень сформированности умения наблюдать у младших школьников

 

 

start="8"

 Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 1996

 

  1. http://referatwork.ru/refs/source/ref-6040.html Умение наблюдать в процессе проведения экскурсии.

 

 


Информация о работе Развитие наблюдательности младшего школьника