Развитие наблюдательности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.

Оглавление

Методы психологии 3
Психологическая характеристика младшего школьника 6
Особенность наблюдения как метода 8
Этапы исследования методом наблюдения 11
Виды наблюдений 11
Содержание экскурсий, структура 17
Методика организации и проведения экскурсий 19
Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии 20
Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии 23
Заключение 26
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

 

Развитие наблюдательности в начальной  школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности - экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

 

Наблюдение как метод познания окружающей действительности :

играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

 

Развитие наблюдательности в начальной  школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать  наблюдательность прекрасно можно  и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности - экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

 

Особенности наблюдательности, как умения

Преимущества наблюдательности

  1. Обогащение нашего внутреннего мира
  2. Благодаря наблюдательности мы раскрываем новые интересные черты в, казалось бы, привычных и обыденных вещах.

Наблюдательность тесно связана  и проявляется совместно с  такими качествами личности, как любопытство, восприимчивость и творческое начало.

Любопытство – одно из свидетельств наблюдательности, показатель стремления узнать больше, пытливости ума. Младший  школьник является прекрасным примером : их бесконечные «почему» – прекрасное подтверждение наблюдательности и любопытности, желания познать мир.

Восприимчивость свидетельствует  о зрелости чувств, способности углубляться  в себя. Неравнодушное отношение  к миру делает душу богаче и отзывчивей.

Творчество – это проявление наших ощущений и эмоций от увиденного или услышанного. Чем больше информации мы будем воспринимать от окружающего  мира, тем более разносторонним будет  наше творчество.

Как развить наблюдательность

Наблюдательность неразрывно связана  с запоминанием. Поэтому, как уже  указывалось выше, развивая наблюдательность, необходимо обращать внимание на развитие памяти. Для этого можете использовать ряд упражнений.

Учитесь не только видеть и запоминать мелочи, но и пропускать их через себя, становясь более восприимчивым.

Будьте открыты к получению  новых знаний и новых эмоций. Анализируйте, думайте, не оставайтесь равнодушными.

Тренируйте не только целостность  восприятия, но и запоминание отдельных  черт и нюансов. Константин Паустовский советовал попробовать «месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия, как основной форма у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии:

 

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую  роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные  теоретические построения. Ведение  наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности - экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

Но на практике видим, что учителя  не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у детей. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений.

Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей  на уроках природоведения в ходе экскурсий  к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.

 

Содержание экскурсий, структура

 

Структура экскурсии:

1.вводная беседа

2.коллективное наблюдение

3.индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

4. сбор материала

5. игры детей с собранным материалом

6.заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

 

Подготовка учителя:

Заключаются, прежде всего, в определении  цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учитель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, учитель  выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё  осмотреть его. Побывав на месте  будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

 

Подготовка учащихся:

Начинается с сообщения цели экскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Ученики должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе  и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Педагог напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно  обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии учителю следует  подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Заключительный этап экскурсии:

Знания, полученные на экскурсии, расширяются  и закрепляются на занятиях, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

 

Через 2--3 дня после экскурсии  учитель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным  материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, учитель должен поставить вопросы  так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть  наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Методика организации и проведения экскурсий

 

1.Природоведческая экскурсия:

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии -- коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Учитель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, учитель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за учащихся. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для упражнений.

 

Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

 

 Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии

Наблюдательность характеризуется  у человека целенаправленным восприятием  окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.

Уровень сформированности умения наблюдать  определяется по следующим показателям:

1.Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;

2.Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);

3.Сбор информации всеми органами чувств и фиксация результатов

Планомерность (определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);

Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);

Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);

Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).

Можно применить следующие методики:

Цель:

Выявить особенности наблюдения и наблюдательности детей младшего школьного возраста.

1. Описание реального объекта :

Методика выполнения задания:

В процессе наблюдения за объектами  живой природы в ходе экскурсии  младшим школьникам можно предлагать ответить на следующие вопросы:

1. Что такое?

2. Где ты встретил ... в природе?

3. С кем связан в природе?

4. Что ты почувствовал при  встрече с ним?

5. Нуждается ли в помощи человека?

2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках

Методика выполнения задания:

Детям можно предложить внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.

3. Определение животных но контурам

Методика выполнения задания:

Детям было предложено назвать насекомых  по контурному рисунку (1. бабочка, 2. стрекоза, 3. паук, 4. муха, 5. жук, 6. комар).

На основании данных показателей  и анализа полученных результатов  выделены следующие уровни сформированности умения наблюдать:

Информация о работе Развитие наблюдательности младшего школьника