Развитие наблюдательности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.

Оглавление

Методы психологии 3
Психологическая характеристика младшего школьника 6
Особенность наблюдения как метода 8
Этапы исследования методом наблюдения 11
Виды наблюдений 11
Содержание экскурсий, структура 17
Методика организации и проведения экскурсий 19
Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии 20
Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии 23
Заключение 26
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие "бросающиеся в глаза" свойства - в основном цвет, форма и величина. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них, на протяжении всего обучения в начальной школе, механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания (деление текста на части).

В младшем школьном возрасте развивается  внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции, процесс  обучения невозможен. На уроке учитель  привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость. Способность к произвольному вниманию 10-15 минут. Слабость внутреннего внимания, вследствие этого больше объяснять детям их ошибки. Не затягивать выполнение упражнений - главная задача учителя ФК.

К концу младшего школьного возраста в 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Особенность наблюдения как метода

 

Особенность наблюдения как метода психологического изучения ребенка состоит в том, что исследователь фиксирует действия, высказывания, поступки, которые совершают дети в повседневной жизни. Метод наблюдения отличается следующими положительными чертами:

1. Исследователь собирает факты естественного поведения ребенка. Не зная, что за ними кто-то следит (а это является первейшим условием использования метода наблюдения), дети ведут себя свободно, и поэтому ученый получает жизненно правдивые факты.

2. Фиксируя поведение детей, исследователь видит каждого ребенка как целостную личность. Каждую реплику или действие ребенка он воспринимает не изолированно, не обособленно, но в связи с другими действиями, словами или поступками. Поэтому для исследователя каждый факт воспринимается как звено, как элемент всей системы проявлений изучаемой личности.

3. Поскольку поведение ребенка в коллективе, его действия, переживания, речь обычно вызваны действиями, словами, поведением его сверстников, наблюдение позволяет уловить отношения конкретного (наблюдаемого) ребенка с другими членами детского коллектива. Если поведение дошкольника резко различно в детском саду и в семье, перед исследователем возникает задача найти причины упрямства и капризов ребенка в особенностях его взаимоотношений с членами семьи.

4. Наблюдение позволяет с наибольшей ясностью уловить связь между поведением ребенка и действиями учителя, воспитателя. Наблюдатель может получить представление об особенностях взаимоотношений ребенка с педагогом и о степени успешности управления взрослым поступками и действиями детей.

Наряду со многими положительными чертами метод наблюдения отличается и некоторыми недостатками, ограничивающими сферу его применения.

1. Жизненность наблюдаемых фактов, их органическая связь и слитность со множеством попутных явлений социального, психологического и физического порядка затрудняют понимание каждого явления, его анализ. Что является существенным? Какие стороны, признаки, отношения надо рассматривать как главные, определяющие для объяснения зафиксированного факта? Какие следует опустить как случайные, не имеющие существенного значения?

Алла дерзко ответила бабушке, когда та пришла за ней в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем эта грубость вызвана: досадой, связанной с тем, что не была закончена интересная игра, или тем отношением к бабушке, которое сложилось в семье? Может быть, причиной грубости является нездоровье ребенка, которое еще не обнаружили взрослые? Или его перевозбуждение? А, может быть, бабушка что-то сказала внучке еще утром, что вызвало столь резкую реплику ребенка при встрече с ней вечером? Или бабушка совсем не виновата, а девочка получила днем замечание от воспитательницы и сорвала свою обиду на бабушке?

Слитность изучаемого факта, с другими обстоятельствами жизни ребенка требует от исследователя большой работы по вычленению существенных сторон наблюдаемого явления.

2. Наблюдая за поведением детей, исследователь не вмешивается в их действия, не исправляет ошибок в их рассуждениях, не помогает выйти из затруднений. Он лишь фиксирует, что и как делают сами дети. Поэтому исследователь не в состоянии установить возможности ребенка сделать лучше, скорее, успешнее то, что он делает. Это невмешательство исследователя в изучаемый процесс обрекает его на выжидательную позицию. Он фиксирует только то, что внешне отчетливо проявляется у детей, но сам не вызывает те явления, которые хочет изучать.

3. Исследователь не может обеспечить повторное наблюдение, одного и того же факта. А это часто бывает необходимо для проверки, уточнения, дополнения тех впечатлений, которые сохранились от первого наблюдения.

4. Факты, собранные методом наблюдения, обычно фиксируются в описательной форме. Лишь применение технических средств, в первую очередь звукозаписывающих приборов (магнитофонов), киносъемочных аппаратов, позволяет восстановить полностью подлинную картину того отрезка жизни детей, который подвергался наблюдению. При отсутствии фото-, кинозвукозаписей (а наличие такой аппаратуры часто нарушает естественность поведения детей) наблюдаемые факты просто описываются. Анализ, а затем обобщение таких фактов, разнохарактерных и часто запутанных, чрезвычайно сложны. Применение статистических методов обработки материала, собранного методом наблюдений, очень ограниченно. Поэтому выведение каких-либо законов на основе использования только одного метода наблюдения практически почти невозможно.

Применяя метод наблюдения в научных исследованиях, необходимо соблюдать некоторые условия. Чем более четко сформулирована задача или вопрос исследования, тем более точным и целенаправленным будет отбор, фиксация, а затем и анализ фактов.

Необходимо также умение вести наблюдение, т. е. быстро, четко и объективно достоверно фиксировать то, что подлежит изучению. Трудность тут в том, что наблюдение должно быть выборочным (соответствовать поставленному вопросу исследования) и вместе с тем выбранные факты должны фиксироваться достаточно полно. (Здесь могут применяться разные приемы сокращенной записи: специальные знаки и условные обозначения, а также фото-, киносъемка.)

Наблюдение дает ценные факты лишь тогда, когда оно ведется последовательно, систематично, например в одно и то же время, за одними и теми же детьми. Примером таких систематических наблюдений могут служить дневники, характеризующие развитие одного или нескольких детей на протяжении некоторого периода времени (например, от рождения до 3 или 5 лет). На таком «продольном» исследовании построен и монографический метод (Н. С. Лейтес, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина и др.). Исследование изменений, происходящих в психической деятельности изучаемого ребенка в разные моменты его жизни, позволяет ученому не только вскрыть этапы и особенности психического развития данного ребенка, но и проводить разнообразное сравнительное изучение развития разных детей.

 

Наблюдения как метод обучения  заключается в непосредственном планомерном восприятии младшими школьниками  окружающего действительности с  целью ее познания.

Наблюдение широко используется в  курсе окружающего мира , является одним из основным практическим методом.

 

Этапы исследования методом наблюдения

 

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Виды наблюдений

 

Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям на виды:

 

· По степени формализованности  процедуры

 

· По степени участия наблюдателя  в исследовании

 

· По месту проведения

 

· По регулярности проведения.

 

· Рассмотрим виды наблюдений более  подробно.

 

Итак, по степени формализованности  выделяют неконтролируемое (бесструктурное) и контролируемое ( структурное) наблюдения.

 

При нестандартизированном  наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

 

Стандартизированному  наблюдению, напротив, свойственны  четко формализованные процедуры  и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность  наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а  также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

 

В зависимости  от положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включённое) и  простое наблюдения. В первом исследователь  имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует  события как бы "изнутри". Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

 

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он- один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

 

В простом наблюдении наблюдатель  регистрирует события "со стороны". Идеальный наблюдатель невключенного  наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

 

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: влабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). Вполевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

 

Наблюдение как метод познания окружающей действительности :

играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений  и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические  построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает  большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Информация о работе Развитие наблюдательности младшего школьника