Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:26, дипломная работа
В современную эпоху существенно возрастает роль математики, матема-тическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математи-ческая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их мате-матическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.
Введение
В современную эпоху существенно возрастает роль математики, матема-тическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математи-ческая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их мате-матическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.
Необходимость всемерного развития внеклассной работы подчеркивалась в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Важно охватить всех учащихся, - отмечалось в этом документе, - разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время».
Принципиальные основы организации и проведения внеклассной работы по математике были заложены в 30-е гг. Б.Н.Делоне предложил стройную проду-манную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский.
За истекшие годы школа накопила значительный опыт проведения внек-лассной работы с учащимися по математике. Наряду с кружками, математичес-кими олимпиадами развились такие формы внеклассной работы, как командные соревнования, математические вечера, КВН, экскурсии и др.
Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И.Божович, В.Г.Бондаренко, М.К.Енисеева, В.С.Ильина, А.Г.Ковалева, Н.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной.
Наиболее тщательному анализу подверглись различные формы внеклассной работы, посвященные младшему школьнику. Различные аспекты формирования познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста рассмат-риваются в диссертационных исследованиях психологов: А.К. Абдуллаева, А.С. Бахаревой, Е.Г. Кайдаш, Е.Н. Киричук, М.Ф. Морозова, Н.А. Погореловой и др. Работы указанных авторов способствуют успешным теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных дидактических и методических находок.
Особенности внеклассной работы по математике в целях формирования познавательных интересов учащихся также раскрываются в исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой. Одной из целей этих работ является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков. Значительно меньше исследователи обра-щаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности млад-шего школьника. Между тем, период начального обучения в школе особо значи-мый этап в формировании духовности человека, здесь закладываются основы многогранных интересов личности. Приобретаемые знания, умения, навыки должны становиться важным средством развития личности ребенка в 6 - 10 лет. Совершенствование педагогической работы в этом русле должно исходить из понимания познавательного интереса не только как значимого мотива учения, а более широкого - как интегрального личностного образования. Эта точка зрения все более утверждается в современной педагогике.
Мы считаем, что сформированность познавательного интереса - результат не только преподавания, но и воспитательной работы, ибо сложность проблемы состоит в создании условий для закрепления интереса к познанию в устойчивое личностное образование.
Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.
Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса.
Объект исследования: внеклассная работа.
Предмет исследования: эффективность методики организации внеклас-сной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему
2.Изучить влияние внеклассной
работы по математике на
3.Подобрать соответствующие внеклассные мероприятия по математике.
Гипотеза исследования: в основу исследования было положено предположение, что систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.
Методы исследования: изучение и анализ учебной и методической лите-ратуры; анализ положительного педагогического опыта российских учителей по развитию интереса младших школьников средствами внеклассной работы.
Практическая значимость исследования: данная работа адресована сту-дентам педагогических колледжей, а также учителям общеобразовательных учреждений для развития интереса младших школьников средствами внек-лассной работы.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы и приложение.
Глава I. Роль внеклассной работы как средства формирования познавательного интереса к математике
1.1Сущностная характеристика
познавательного интереса
Среди различных
психологических феноменов большое внимание
уделяется интересам. По противоречивости
суждений о природе и сущности интереса
это понятие не уступает другим, рассматриваемым
в качестве побуди-телей активности человека.
Во многих работах интерес определяется как потребность человека к поз-нанию мира, реализуемая чаще всего в познавательной деятельности. А.Н. Леонтьев писал, что интерес это «познавательная специфическая направ-ленность на предметы и явления действительности», приводящая к накоплению знаний об интересующем предмете [10, c.57]. В то же время существует и другой подход к понятию интереса, связанный с отношением. В словаре по этике интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общес-тва в целом к какому-либо объекту его потребности. У С.Л. Рубинштейна: интерес – это «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» [26, c.32]. С этим определением соглашается и А.Г. Ковалев, делая небольшое дополнение: обязательным признаком интереса, как полагает он, может быть только устойчивое положительное отношение личности к объекту. Ряд психологов определяют интерес через внимание.
Так, К.К. Платон пишет, что интерес – это окрашенное положительной эмо-цией сосредоточение на определенном феномене [10, c.24]. С.Л. Рубинштейн рассматривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыс-лей, помыслов [23, с.56].
Остановимся подробнее на познавательном интересе – особом виде инте-реса к познанию, фигурирующем в процессе обучения. Его область – позна-вательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содер-жанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навы-ками, при помощи которых ученик погружается в сферу образования.
Общеизвестно, что учить приятней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее обучать тех, кто не испытывает желания узнать «новое»; кто смотрит на учение, как на бремя, сопротивляясь каждому начинанию учителя.
Чаще всего в педагогической литературе выделяют три уровня познаватель-ного интереса. Низкий уровень познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. С ним связана также репродуктивная деятельность учащихся. Средним его уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес уже находится на поверхности, еще не проникает настолько в знание, чтобы обнаружить закономерности.
Данные уровни познавательного интереса (репродуктивно – фактоло-гический, опиисательно-поисковый и творческий) рисуют в общих чертах тен-денции его развития. Однако в реальности путь, проделываемый познава-тельным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимными переходами, в которых одна стадия может вырасти из другой и одновременно сопутствовать ей. [26, c.43].
Относительно устойчивости познавательный интерес может быть ситуатив-ным, ограниченный яркими вспышками эмоций. Однако, такой интерес быстро остывает, не оставляя особого следа в структуре личности, требует постоянного подкрепления извне, наслоения все новых и новых исключительных впечат-лений.
Встречается также относительно устойчивый и связный с определенным кругом предметов интерес к учению. Относительная устойчивость интересов к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения.
Познавательный интерес школьника может быть и достаточно устойчивым. В этом случае внутренняя мотивация является превалирующей, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним условиям. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Следует отметить, что прочный познавательный интерес индивидуален и формируется под влиянием мно-жества факторов (хобби, средства массовой информации, семья, друзья и т. д.).
Существенным параметром познавательного интереса является и его осознанность. Безусловно, что осознание мотива всегда сопряжено с более сильным его влиянием на деятельность. Напротив, неосознанный мотив тоже действует, но им труднее управлять.
Признавая познавательный интерес значительным фактором обучения, целеесообразно остановиться и на проблеме его проявления в ходе учебно-воспитательного процесса, выявлений признаков, по которым можно судить о наличии его у учащихся, его направленности. К таким показателям необходимо отнести интеллектуальную активность, эмоциональные и волевые проявления. Рассмотрим их подробней.
Об интеллектуальной активности как проявлении интереса к учению можно судить по многим действиям.
Во-первых, это вопросы учеников, выражающие их стремление постичь еще неясное, глубже познать предмет своего исследования. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск и активное стремление найти первопричину. Конечно, вопросы учащихся имеют различный уровень познавательной ценности, поэтому следует иметь в виду те вопросы, которые носят подлинный смысл, обнаруживают желание ученика уточнить или расширить представление о предмете или явлении. Поэтому стремление к заданию вопросов – это не только проявление, но важный шаг на пути укрепления познавательного интереса.
Во-вторых, об интеллектуальной активности свидетельствуют желание и стремление учащихся по собственной инициативе участвовать в учебной деятельности, в обсуждении сложных вопросов и дискуссиях, в дополнении ответов и исправлении ошибок своих товарищей, в высказывании субъективной точки зрения по выдвинутой теме.
Активное оперирование приобретенными знаниями и умениями – это еще одно проявление интеллектуальной активности, следовательно, и познава-тельного интереса. Познавательный интерес отсутствует при шаблонности и автоматизме деятельности, поэтому использование своих знаний в различных ситуациях свидетельствует о существовании интереса, а также способствует стремлению глубоко проникать в познание. Кроме того, активная оборачива-емость приобретенных научных знаний сигнализирует о превращении знаний в метод познания, т.е. о переходе познавательного интереса на более высокий уровень.
Показателем познавательного интереса учащихся является эмоцио-нально-благополучный фон познавательной деятельности ученика или, проще говоря, эмоциональные проявления. По наблюдениям можно установить такие эмоциональные проявления познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, радость. У младших школьников этот ясно видимый и бурно протекающий процесс находит отражение в репликах, мимике, жестах, обмене впечатлениями, а иногда – в полной тишине. Данные эмоциональные прояв-ления могут быть связаны с успехом выполнения задания, с процессом озаре-ния, с уверенностью в своих силах.
«К волевым проявлениям познавательного интереса следует отнести, преж-де всего, сосредоточенность внимания и слабую отвлекаемость. Ярким показа-телем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлением, прео-долеть свои трудности, пробовать различные пути для решения предложенной задачи. Ученики с таким интересом, в отличие от тех, у кого познавательный интерес слаб и ситуативен, не бросают решение задачи. Если же задача оста-лось нерешенной, то такой ученик обязательно заберет ее с собой, чтобы поду-мать на досуге. Показателем является и реакция на звонок с урока». [27, с. 76].
Анализ литературы показал, что существуют и другие точки зрения отно-сительно критериев (параметров) познавательного интереса. Так, А.К. Маркова все критерии развела на две большие группы: содержательные и динамические. К содержательным характеристикам исследователь относит: избирательность (направленность на определенный предмет); действенность (выражение интере-са в реальном поведении и поступках); доминирование (преобладание в струк-туре личности); активность (сосредоточение интереса многообразных усилий личности); опосредованность (преломление побуждений социальным эталонов и общественным ценностям); обобщенность (распространенность интересов на другие сферы) и самостоятельность возникновения познавательного интереса. К динамическим признакам, в свою очередь, были отнесены: устойчивость (длительность сохранения); выраженность, сила и интенсивность, эмоцииональ-ность (положительная или отрицательная модальность интереса); переключае-мость (легкость перехода от одного вида деятельности к другому); широта (количество объектов и предметов, на которые распространяется интерес) [18, c.65].
Рассматривая познавательный интерес, большинство авторов ничего не го-ворят о таком психологическом явлении, как любопытство. По С.И. Ожегову, любопытство – это «стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление инте-реса к чему-либо». В частности, любопытный факт – это интересный, возбуж-дающий интерес, содержащий какую-то интригу.
Информация о работе Развитие познавательного интереса младшего школьника