Развитие познавательного интереса младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

В современную эпоху существенно возрастает роль математики, матема-тическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математи-ческая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их мате-матическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа 33.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Мы рассмотрели варианты организации системы внеклассной работы в школе. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)

Также, мы рассмотрели три основные задачи внеклассной работы по математике:

1. Повысить уровень математического  мышления, углубить теоретические  знания и развить практические  навыки учащихся, проявивших математические  способности;

2. Способствовать возникновению  интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;

3. Организовать досуг  учащихся в свободное от учебы  время.

 В Федеральном  государственном стандарте начального  общего образования второго поколения  обозначены такие формы организации  внеклассной деятельности, как:  кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

Мы выяснили, что любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Можно сделать вывод, что познавательный интерес как элемент развивающего обучения - один из самых значимых мотивов учения, формируя который, учитель создает прочную и надежную основу личности учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

2.1 Система  организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, с исполь-зование комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа по математике представляла собой стройную целенаправленную систему.

Система внеурочной воспитательной работы по математике представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы по математике включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстети-ческого, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Система внеклассной воспитательной работы по математике имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изме-няются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеклассной работы по математике свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Мы рассмотрим более детально форму внеклассной работы по математике – кружок.

Кружковая работа содействует развитию у детей познавательного инте-реса, краткости речи, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного, двух раз в неделю. Методы проведения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и пр. такие мероприятия способствуют развитию более высокого познавательного интереса младших школьников.

При организации кружковой работы по математике рекомендуется учитывать следующие требования:

  1. Четкая формулировка темы занятия.
  2. Четкое определение цели занятия.
  3. Выбор рациональных методов и форм занятия.
  4. Подбор материала для занятия, способствующего формированию познавательного интереса учащихся к математике.

Мы разработали примерный план работы кружка по математике «Почемучка» - 2 класс. Всего 18 занятий за учебный год. Проводится два занятия в месяц. План кружка представлен в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика  уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике

Эксперимент по выявлению эффективности методики организации внеклас-сной работы по математике и ее воздействия на познавательный интерес учащихся был проведен во 2 «А» классе на базе средней общеобразовательной школы №7 г. Бугуруслана.

Во 2 «А» классе обучается 25 человек, из них 14 мальчиков и 11 девочек.

По результатам оценок за первое полугодие и по словам учителя данного класса можно сделать вывод, что некоторые учащиеся с желанием занимаются математикой. Большинство учащихся класса активно на уроках, добросовестно выполняют домашнее задание, принимают активное участие в общешкольных и классных мероприятиях по математике.

Исследование проводилось в 3 этапа:

  1. констатирующий эксперимент;
  2. формирующий эксперимент;
  3. итоговый эксперимент.

Цель исследования на констатирующем этапе эксперимента: выявить уровень познавательного интереса младших школьников к математике.

На констатирующем эксперименте нами использовались такие методы исследования как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.

Уровень познавательного интереса к математике мы выявляли по следующим критериям: когнитивный; эмоционально-мотивационный; деятель-ностный.

Критерии уровней познавательного интереса младших школьников к математике представлены в Приложении 2.

 

На констатирующем эксперименте проводилось анкетирование. Анкета «Хотели бы заниматься внеклассными занятиями?» состояла из трех вопросов. Вопросы анкеты построены таким образом, что на них нужно дать свой ответ. (Приложение 3).

Во время анкетирования в классе присутствовало 22 учащихся, из них все отвечали на вопросы. На первый вопрос 20 учащихся выразили желание заниматься в кружке, и у двух детей такое желание отсутствует. На второй вопрос 15 человек из 22 считают, что эти занятия будут способствовать их успехам в изучении математики: "Если я узнаю на кружке больше, чем на уроке, то следующее занятие для меня будет интересней."

После обсуждения этой анкеты с учащимися пришли к выводу, что в кружке стоит заниматься всем классом, но некоторые задания полезно выполнять и обсуждать в малых группах.

Также на констатирующем эксперименте с учащимися класса проводилось анкетирование на тему «Выбор любимых занятий на уроке» использовалась анкета М.В. Матюхина. Анкета содержала в себе 12 вопросов. Дается задание: «Прочитать и выбрать из предложенного списка 4 любых занятия на уроке» [32].

Анкета.

Что тебе больше нравится больше:

1.Слушать, когда учитель  приводит интересные примеры.

2.Выводить правила на  уроках математике.

3.Выполнять упражнения по математике.

4.Узнавать, откуда произошли  числа.

5.Самому составлять упражнения  по математике.

6.Реши задачи по математике.

7.Узнавать, почему предмет  называется определенным словом.

8.Самому составлять задачи.

9.Узнавать правила написания  слов.

10.Слушать, когда учитель рассказывает что-нибудь необычное.

11.Узнавать о математических  действиях.

12.Другое из не указанных  выше (указать, что именно).

Результаты анкетирования каждого ученика по выбору предпочитаемого занятия представлены в Приложении 4.

Результаты анкетирования по видам интересов представлены на гистограмме. Приложение 5.

        По результату анкетирования можно сделать вывод о том, что учащихся       привлекает:

процессуальная сторона деятельности – 45%;

фактическая сторона деятельности – 15%;

поисково-исполнительная деятельность – 22%;

творческая деятельность – 18%.

На констатирующем эксперименте проводилась беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно», она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение.

Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:

Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?

Данный вопрос бурно обсуждался большинством учащимися. Были даны такие ответы:

75 % учащихся считают: любимый  предмет – это тот, предмет, где много игр, ребусов, загадок.

25 % учащихся считают, что  любимый предмет – это тот, предмет, где можно рисовать и  разгадывать кроссворды, составлять  задачи, примеры.

Также в беседе задавался такой вопрос.

Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравилась математика?

25 % учащихся ответили  «решать задачи»,

45 % учащихся ответили  «решать примеры»,

30 % учащихся ответили  «разгадывать кроссворды и загадки».

Наиболее интересные ответы дали пять учащихся:

Саша: «Я хочу составлять кроссворды»;

Инна: «Чертить различные фигуры, вырезать их. А потом собирать из них различные поделки»;

Влад: «Решать различные примеры и задачи на компьютере»;

Дима: «Составлять задачи, примеры»;

Настя: «Проверять решенные задачи, примеры, кроссворды, ребусы. Находить в них ошибки и исправлять их».

На вопрос, какие задания вы любите выполнять больше всего: решать примеры, или разгадывать ребусы, или решать задачи на смекалку или др.?

32 % учащихся ответили  «Мне нравиться решать задачи  на смекалку, потому что мне интересно найти ответ задачи»;

28 % учащихся ответили  «Я люблю решать примеры, потому  что это у меня хорошо получается»;

15 % учащихся ответили  «Мне нравиться разгадывать и  составлять ребусы, потому что  я люблю разгадывать скрытые  слова».

25 % учащихся ответили  «Я люблю составлять задачи  и кроссворды, потому что мне  интересно это делать».

На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:

по когнитивному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:

высокий уровень - 14%;

средний уровень - 41%;

низкий уровень - 45%.

Результаты представлены в приложении 6.

По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:

высокий уровень - 32%;

средний уровень - 50%;

низкий уровень - 18%.

Результаты представлены в приложении 7.

По деятельностному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:

высокий уровень - 36%;

средний уровень - 50%;

низкий уровень - 14%.

Результаты представлены в приложении 8.педагогический игровой массный

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся класса уровень познавательного интереса к математике средний.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент, который проводился в течение практики.

Цель формирующего эксперимента: формирование познавательного интереса младших школьников к математике.

На этом этапе были использованы материалы для внеклассных мероприятий по формированию познавательного интереса младших школьников к математике разработанные в пункте 2.1.

Приведем фрагменты некоторых кружковых занятий, которые были проведены во время эксперимента в приложении.

Следовательно, из наблюдений на уроках и занятиях кружка установлено, что у пяти членов группы высокий уровень познавательного интереса. У трех учащихся это проявилось на олимпиаде. Два учащихся выполнили все задания – 100%, и пять - 84%. Средний уровень одиннадцать человек. Из них в олимпиаде участвовало два, и показали средний результат – 65%. Уровень ниже среднего у шести учащихся, но в олимпиаде принимал участие один из них, и выполнил 50% задания.

После проведения олимпиады с ее участниками был проведен анализ результатов работ и проведен опрос о качестве заданий, их сложности. В результате опроса выявлено, что дети с интересом приняли эти задания олимпиады, при выполнении которых получили новые знания. Это свидетельствует о повешении познавательного интереса учащихся.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младшего школьника