Развитие познавательного интереса младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:26, дипломная работа

Краткое описание

В современную эпоху существенно возрастает роль математики, матема-тическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математи-ческая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их мате-матическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа 33.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Наибольшему развитию познавательного интереса способствуют такие фор-мы внеклассной работы как праздники, вечера. Они содействуют развитию поз-навательной деятельности; аналитического восприятия; устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения. В процессе их проведения дети совершенствуют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем, все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает урочные занятия.

Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты, праздничное офор-мление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстети-ческие чувства. На вечерах и праздниках для развития познавательного интереса используются различные виды занимательности: задачи – шутки; задания в сти-хотворной форме; загадки; пословицы; поговорки; считалки; головоломки; лабиринты.

Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок, мультфильмов, теле – и радиопередач, либо организуется как встреча с литературными героями. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные «путешествие, концерты, поле чудес, звездный час и т.д.». Здесь как в мире, дети воспроизводят в ролях то, что видят в окружающей жизни. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения определяются учителем, регламентируется сценарием. В сценарий включается занимательный материал. Такие формы внеклассной работы привлекают, усиливают и развивают интерес учащегося.

Конкурсы – являются одной из форм внеклассной работы. Конкурсы разв-ивают смекалку, находчивость, расширяют кругозор учащихся и усиливают поз-навательный интерес. Участие принимают участники двух команд. Происходит соревнование между командами. Вопросы заранее подготовлены учителем.

Основными источниками побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому исполь-зуется следующие средство и способы развития интереса детей к знаниям, пред-лагаемых во внеклассной работе. Чтобы заинтересовать учащихся надо вызвать у них удивление, которое формирует острое, сосредоточенное внимание. Уча-щиеся стремятся узнать что-то новое до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством может вызвать активную мыслительную деятель-ность учащихся. Привлечь внимание и вызвать удивление детей – это лишь начало возникновения интерес, который необходимо сделать достаточно стой-ким. А для этого необходимо добиться активной деятельности каждого ученика – организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевоз-можных заданий.

Материал задания должен быть интересен для каждого ученика, в котором должны быть определенные элементы старого, известного детям. При переходе от знакомого к неизвестному полезно использовать наглядность.

«Учась в школе, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть ин-терес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обу-чения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в обучение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками, у них сформировался познавательный интерес. В игре даже иногда получается то, что не получается в учебной деятельности» [24 c.34].

В разнообразных творческих играх формируется социальное самосознание, развиваются нравственные качества, формируются взаимоотношения детей. Введение в школьную жизнь игр, вызывающих положительное формирование познавательных интересов, необходимо.

«Известно, что детей необходимо упражнять в положительных поступках. Одно из требований нравственных упражнений состоит в том, что упражнения должны быть естественными и включаться в игровую форму. Например, многие упражнения, необходимые для формирования трудовых навыков самообслу-живания, навыков культуры поведения, в начальных классах могут проходить как сюжетные игры: «Город Вежливых», «Фабрика Деда Мороза», «Книжкина больница» и др. сам процесс этих игр дает возможность детям постоянно осва-ивать и многократно повторять правильные действия, которые постепенно прев-ращаются в привычки»[24 с.54].

Как мы уже говорили, первые годы обучения в школе – это годы очень заметного развития интереса. С развитием навыков чтения быстро складывается интерес к чтению и литературе. В связи сформированием интересов и склон-ностей начинают формироваться и способности школьников. Развитию способ-ностей детей содействуют различные формы внеклассной работы, в которую следует привлекать младших школьников.

Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятель-ности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовольствия от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя.

Несмотря на свою необязательность для школьника, внеклассные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть воз-можности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по матема-тике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предус-мотренного программой.

Не высокий интерес многих учащихся к математике отрицательно влияет на качество знаний по этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития младших школь-ников и постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды  и формы внеклассной работы в начальной школе.

 Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)

 В Федеральном  государственном стандарте начального  общего обра-зования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как:  кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, кон-ференции и др.

 В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.

 Индивидуальная  работа – это самостоятельная  деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров ху-дожественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подго-товка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индиви-дуальных особенностей учащихся данной возрастной категории [1 с.45]

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию инте-ресов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, тех-нические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выс-тавки, смотра или фестиваля детского творчества и др.

 Формы массовой  работы принадлежат к числу  наиболее распространённых в  школе. Они рассчитаны на одновременный  охват многих обучающихся, им  свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие воз-можности активизации учащихся.

При организации внеклассной работы по математике центральное место принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способ-ностей учащихся, привития интереса к предмету. Возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Организационные фор-мы внеклассной работы по математике должны обеспечивать осуществление за-дач учебно-воспитательного процесса, конечной целью которых является содей-ствие во всестороннем развитии детей, и в первую очередь интеллектуальному.

 Виды и формы  внеклассной работы по математике в начальной школе могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт харак-тера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике.

Существуют следующие формы внеклассной работы:

1. Математический  кружок - одна из наиболее действенных  и эффективных форм внеклассных  занятий, объединяющая учащихся  одного или параллельных классов, проявляющих интерес к математике.

2. Факультатив –  необязательный учебный курс (предмет), изучаемый по выбору ученика.

3. Математические олимпиады - соревнование хорошо успевающих уча-щихся по решению наиболее трудных и интересных задач.

4. Школьная и классная математическая печать.

5. Изготовление математических моделей - изготовление наглядных посо-бий: таблиц, схем, диаграмм, моделей измерительных приборов для обору-дования кабинета математики, для более глубокого усвоения учащимися школь-ного курса математики.

6. Математический вечер - эпизодическое внеклассное мероприятие двух видов:

       7. Математическая газета - массовое внеклассное мероприятие,            дополнение кружковых занятий; издается математическим кружком или спе-циальной редколлегией.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива. [22 с.60]

 Итак, чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреж-дениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, сос-тязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей уча-щимся осознать самих себя.

 В современной  школе особое значение приобретают  формы учебно-воспитательной работы  предметной направленности, когда  материал, изучае-мый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе, т. е. формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встречи с увлечением, обозреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешес-твие в предмет, аукцион знаний, дидактический театр, путешествие в страну не-разгаданных тайн, предметный ринг, организацию персональных выставок учи-телей и учеников, защиту идеи, интеллектуальные марафоны, исторический кАлендарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.

 Итак, характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются раз-личные формы интеграции учебной и внеклассной работы, которая ярко пред-ставлена при проведении тематических недель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Таким образом, мы выявили, что познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Он складывается и формируется постепенно. У каждого может быть свое мнение, интерес к тому или иному делу. Также, прежде чем призвать ребенка к тому или иному виду деятельности, нужно заинтересовать его. Интерес - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младшего школьника