Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:26, дипломная работа
В современную эпоху существенно возрастает роль математики, матема-тическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математи-ческая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их мате-матическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.
Наибольшему развитию познавательного интереса способствуют такие фор-мы внеклассной работы как праздники, вечера. Они содействуют развитию поз-навательной деятельности; аналитического восприятия; устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения. В процессе их проведения дети совершенствуют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем, все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает урочные занятия.
Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты, праздничное офор-мление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстети-ческие чувства. На вечерах и праздниках для развития познавательного интереса используются различные виды занимательности: задачи – шутки; задания в сти-хотворной форме; загадки; пословицы; поговорки; считалки; головоломки; лабиринты.
Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок, мультфильмов, теле – и радиопередач, либо организуется как встреча с литературными героями. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные «путешествие, концерты, поле чудес, звездный час и т.д.». Здесь как в мире, дети воспроизводят в ролях то, что видят в окружающей жизни. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения определяются учителем, регламентируется сценарием. В сценарий включается занимательный материал. Такие формы внеклассной работы привлекают, усиливают и развивают интерес учащегося.
Конкурсы – являются одной из форм внеклассной работы. Конкурсы разв-ивают смекалку, находчивость, расширяют кругозор учащихся и усиливают поз-навательный интерес. Участие принимают участники двух команд. Происходит соревнование между командами. Вопросы заранее подготовлены учителем.
Основными источниками побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому исполь-зуется следующие средство и способы развития интереса детей к знаниям, пред-лагаемых во внеклассной работе. Чтобы заинтересовать учащихся надо вызвать у них удивление, которое формирует острое, сосредоточенное внимание. Уча-щиеся стремятся узнать что-то новое до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством может вызвать активную мыслительную деятель-ность учащихся. Привлечь внимание и вызвать удивление детей – это лишь начало возникновения интерес, который необходимо сделать достаточно стой-ким. А для этого необходимо добиться активной деятельности каждого ученика – организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевоз-можных заданий.
Материал задания должен быть интересен для каждого ученика, в котором должны быть определенные элементы старого, известного детям. При переходе от знакомого к неизвестному полезно использовать наглядность.
«Учась в школе, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть ин-терес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обу-чения. Интерес к знанию вообще постепенно переходит в обучение отдельными приемами учебной работы, а затем появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. Игра по-прежнему привлекательна для детей, они овладели в процессе игры многими умениями и навыками, у них сформировался познавательный интерес. В игре даже иногда получается то, что не получается в учебной деятельности» [24 c.34].
«Известно, что детей необходимо упражнять в положительных поступках. Одно из требований нравственных упражнений состоит в том, что упражнения должны быть естественными и включаться в игровую форму. Например, многие упражнения, необходимые для формирования трудовых навыков самообслу-живания, навыков культуры поведения, в начальных классах могут проходить как сюжетные игры: «Город Вежливых», «Фабрика Деда Мороза», «Книжкина больница» и др. сам процесс этих игр дает возможность детям постоянно осва-ивать и многократно повторять правильные действия, которые постепенно прев-ращаются в привычки»[24 с.54].
Как мы уже говорили, первые годы обучения в школе – это годы очень заметного развития интереса. С развитием навыков чтения быстро складывается интерес к чтению и литературе. В связи сформированием интересов и склон-ностей начинают формироваться и способности школьников. Развитию способ-ностей детей содействуют различные формы внеклассной работы, в которую следует привлекать младших школьников.
Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятель-ности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовольствия от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя.
Несмотря на свою необязательность для школьника, внеклассные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.
Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть воз-можности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по матема-тике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предус-мотренного программой.
Не высокий интерес многих учащихся к математике отрицательно влияет на качество знаний по этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития младших школь-ников и постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.
1.3. Виды и формы внеклассной работы в начальной школе.
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)
В Федеральном
государственном стандарте
В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.
Индивидуальная
работа – это самостоятельная
деятельность отдельных
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию инте-ресов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, тех-нические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выс-тавки, смотра или фестиваля детского творчества и др.
Формы массовой
работы принадлежат к числу
наиболее распространённых в
школе. Они рассчитаны на
При организации внеклассной работы по математике центральное место принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способ-ностей учащихся, привития интереса к предмету. Возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Организационные фор-мы внеклассной работы по математике должны обеспечивать осуществление за-дач учебно-воспитательного процесса, конечной целью которых является содей-ствие во всестороннем развитии детей, и в первую очередь интеллектуальному.
Виды и формы внеклассной работы по математике в начальной школе могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт харак-тера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике.
Существуют следующие формы внеклассной работы:
1. Математический
кружок - одна из наиболее действенных
и эффективных форм
2. Факультатив – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый по выбору ученика.
3. Математические олимпиады - соревнование хорошо успевающих уча-щихся по решению наиболее трудных и интересных задач.
4. Школьная и классная математическая печать.
5. Изготовление математических моделей - изготовление наглядных посо-бий: таблиц, схем, диаграмм, моделей измерительных приборов для обору-дования кабинета математики, для более глубокого усвоения учащимися школь-ного курса математики.
6. Математический вечер - эпизодическое внеклассное мероприятие двух видов:
7. Математическая газета - массовое внеклассное мероприятие, дополнение кружковых занятий; издается математическим кружком или спе-циальной редколлегией.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива. [22 с.60]
Итак, чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреж-дениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, сос-тязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей уча-щимся осознать самих себя.
В современной
школе особое значение
Итак, характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются раз-личные формы интеграции учебной и внеклассной работы, которая ярко пред-ставлена при проведении тематических недель.
Выводы по первой главе
Таким образом, мы выявили, что познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Он складывается и формируется постепенно. У каждого может быть свое мнение, интерес к тому или иному делу. Также, прежде чем призвать ребенка к тому или иному виду деятельности, нужно заинтересовать его. Интерес - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности.
Информация о работе Развитие познавательного интереса младшего школьника