Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:26, дипломная работа
В современную эпоху существенно возрастает роль математики, матема-тическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математи-ческая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их мате-матическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.
Третий этап исследования: итоговый эксперимент.
Эксперимент проводился в конце преддипломной практике в форме наблюдения и анкетирования.
Детям была предложена анкета «По выявлению уровня развития интереса к внеклассной работе по математике и к самой математике». Анкета включает в себя четыре вопроса. На которые ученики отвечают устно, без предложенных ответов.
Вопросы анкеты:
1.Понравились ли вам внеклассные занятия?
2.Какие из видов занятий вам понравились больше?
3.Стала ли для вас более интересной математика?
4.Хотели бы вы дальше заниматься в кружке?
Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:
Какие из видов заданий по математике вам понравились больше?
15 учащихся ответили: задачи на смекалку, ребусы, задачи – шутки, 14 КВН, 13 магические квадраты и задания на размышление.
На вопрос стала ли для вас более интересной математика?
19 учащихся ответили «да», и 3 «не знают».
Результаты и вывод анкетирования обсуждаются вместе с учащимися. После обсуждения пришли к выводу, что работу в кружке необходимо продолжать заниматься дальше всем классом.
По когнитивному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 27%;
средний уровень - 53%;
низкий уровень - 23%.
Результаты представлены в приложении 9.
По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 36%;
средний уровень - 54%;
низкий уровень - 9%.
Результаты представлены в приложении 10.
По деятельностному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 41%;
средний уровень - 54%;
низкий уровень - 5%.
Результаты представлены в приложении 11.
Все данные, которые нами были получены на констатирующем и итоговым экспериментах мы занесли в таблицу. Приложение 12.
Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному повышению познавательного интереса младших школьников к математике.
В процессе внеклассной работы повысился интерес учащихся к изучению математики. Учащиеся получили элементарные навыки использования дополнительной литературой для поиска задач на смекалку, кроссвордов, ребусов и т.д.
Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся класса до эксперимента наблюдался средний уровень познавательного интереса к математике. После проведения внеклассных мероприятий по математике с использованием занимательного материала уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.
Вывод по второй главе
Таким образом, мы выявили что задачи формирования всесторонне раз-витой личности школьника, с использование комплексного подхода к поста-новке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа по математике представляла собой стройную целенаправленную систему. А зна-чит система внеурочной воспитательной работы по математике представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Мы рассмотрим более детально форму внеклассной работы по математике – кружок.
Кружковая работа содействует развитию у детей познавательного инте-реса, краткости речи, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного, двух раз в неделю. Методы прове-дения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и пр. такие мероприятия способствуют развитию более высокого познавательного интереса младших школьников.
Мы разработали примерный план работы кружка по математике «Почемучка» - 2 класс. Всего 18 занятий за учебный год. Проводится два заня-тия в месяц.
Мы провели эксперимент по выявлению эффективности методики органи-зации внеклассной работы по математике и ее воздействия на познавательный интерес учащихся был проведен во 2 «А» классе на базе средней общеобра-зовательной школы №7 г. Бугуруслана.
Исследование проводилось в 3 этапа:
- констатирующий эксперимент;
- формирующий эксперимент;
- итоговый эксперимент.
Анализируя результаты экспериментального исследования мы сделали вывод о том, что у учащихся класса до эксперимента наблюдался средний уровень познавательного интереса к математике. После проведения внеклас-сных мероприятий по математике с использованием занимательного материала уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внек-лассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школь-ников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.
- Арутюнян, Е.В. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей: 1 – 5 класс / Е.В. Арутюнян. – М.: ВАКО, 1999. – 198с.
- Афонькин, С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления / С.Ю. Афонькин. – СПб.: Питер, 2002. – 156с.
- Баврин, И.И. Занимательные задачи по математике / И.И. Баврин. – М.: Просвещение, 1999. – 126с.
- Белкин, Е.Л. Управление познавательной деятельностью / Е.Л.Белкин. – Ярославль: ЯГПИ, 1987. – 165с.
- Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях / Л.А. Беляева. – Томск: ТГПУ, 2004. – 187с.
- Вайсберг, И.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / И.Г.Вайсберг. – М.: Просвещение, 1967. – 234с.
- Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Д.К.Гилева. – Свердловск: Шиимский гос. пед.ин-т, 1970. – 132с.
- Гребенкина, Л.К. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / Л.К. Гребенкина. – Рязань: РГПИ, 1986. – 149с.
- Зазулина, Н.П. Занимательные игры, упражнения, задания для учащихся 1 – 3 классов / Н.П. Зазулина. – М.: Просвещение, 1974. – 208с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509с.
- Королева, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П. Королева. – Свердловск: СГПИ, 1987. – 154с.
- Кравченко, М.Б. Организация внеклассной познавательной работы в школе / М.Б.Кравченко. – Тамбов: ТГПИ, 1978. – 154с.
- Кувшинов, Н.И. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся / Н.И. Кувшинов. – Омск: ОПИ, 1974. – 173с.
- Лазук, Н.Я. Внеклассная работа по математике в средней школе / Н.Я.Лазук. – Минск: Нар. асвета, 1968. – 98с.
- Левенберг, Л.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л.Ш.Левенберг. – М.: Просвещение, 1991. – 156с.
- Милованов, В.Ф. Основные формы внеклассных занятий по математике в средней школе / В.Ф. Милованов. – Туркменистан: Ашхабад, 1967. – 124с.
- Молоков,Г.Ц. Интересы школьников к учебным предметам / Г.Ц.Молоков. – Улан – Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1975. – 87с.
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова. – М.: Знание,1979. – 47с.
- Муртазин, Г.М. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г.М.Муртазин. – Уфа: БГУ, 1989. – 143с.
- Ожигов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожигов. – М.: Азбуковик, 2004. – 944с.
- Осипова, М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников/ М.П.Осипова. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 243с.
- Пальяно, М.П. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся / М.П.Пальяно. – Томск: ТГПИ, 1981. – 236с.
- Рубинштеин, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштеин. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
- Сефибеков, С.Г. Внеклассная работа по математике / С.Г.Сефибеков. – М.: Просвешение, 1988. – 135с.
- Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П.Труднев. – М.: Просвещение, 1975. – 234с.
- Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1984.- 144с.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1893. – 167с.
- http://xreferat.ru/71/5418-1-
vneklassnaya-rabota-po- matematike.html - http://nsportal.ru/shkola/
vneklassnaya-rabota/library/ vneklassnaya-rabota-po- matematike - http://www.bestreferat.ru/
referat-137091.html - http://www.eng.ru/pedagogika/
vneklassnaya_rabota_po_ matematike - http://festival.1september.ru/
articles/567213/ - festival.1september.ru›article
s/595870/
Информация о работе Развитие познавательного интереса младшего школьника