Развитие гендерной идентичности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В российской системе образования все большее значение приобретает новая и перспективная сфера знания - гендерные исследования. Эта сфера знания часто отражает содержание получивших широкое распространение на Западе учебных программ "Women's studies" и "Gender studies", являющихся одновременно и образовательными и исследовательскими. Указанные программы ориентированы на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола. Образовательная задача таких курсов состоит в том, чтобы поднять уровень общественного сознания при осмыслении гендерных проблем в обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Исследование проблемы гендерной идентичности и ее
формирования в научно-психологической литературе...
1.1. Теоретические подходы к изучению половой,
полоролевой и гендерной идентичности
1.2. Гендерная социализация в детском возрасте.
1.3. Роль родителей в гендерной социализации ребенк
Выводы по главе 1
Глава 2. Становление гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста
2.1. Этапы, методы, база исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы по главе 2
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Ряд исследований посвящен влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка:

- Отсутствие отца сильнее сказывается  на полоролевой социализации  мальчика, чем девочки.

- В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.

- Мальчики, лишенные отца, более  зависимы и агрессивны, чем мальчики  из полных семей. Им труднее  дается усвоение мужских половых  ролей, поэтому они чаще гипертрофируют  свою маскулинность, проявляя грубость  и драчливость.

- Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.

Мальчики усваивают женские установки и женские взгляды на жизнь, а общество получает безынициативных, слабых, не способных разрешить трудности мужчин. Порицая в ребенке мужественность, приветствуя послушание, безоговорочное следование всем приказам матери, пассивность, женщины сами искажают мужскую природу. Мальчик должен обязательно иметь перед собой пример мужского поведения, мужского варианта реагирования на существующие трудности, мужского способа разрешения трудной ситуации.

Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца.

Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин пo сравнению с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям.

Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик "маменькины сынки", чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994). В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека.

С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.

Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:

- "социализация через манипуляции",

- "вербальная апелляция",

- "канализация",

- "демонстрация деятельности".

Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, родители могут постоянно вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки.

Вербальная апелляция — это усиление действия первого способа. Родители подчеркивают прекрасные физические данные ребенка, его внешность, красоту, силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и может не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, отца, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно, а для мальчика приоритетным направлением развития становится занятие спортом, боевыми искусствами.

«Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной гендерной роли в семье, например, девочкам на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкторы, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на домашнюю сферу. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу".

"Демонстрация деятельности" означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа».

Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации.

По своей сути, в настоящее время для родителей, жестко влияющих на гендерную социализацию своего малыша, на формирование его гендерной роли в семье, ребенок — материал для конструирования некоего вымышленного ими образа, из которого они лепят все, что им захочется, не учитывая реальных потребностей, способностей, возможностей и желаний самого ребенка. Но ведь для того, чтобы ребенок вырос человеком, способным бороться со всеми тяготами жизни, самостоятельным, решительным, сильным, ответственным, имеющим собственное мнение, процесс социализации в семье должен предусматривать его активность, освоение гендерной роли через его собственный анализ отношений между членами семьи. Таким образом, важнейшим условием правильного протекания процесса полоролевой идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных половых ролей. Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Необходимо также осуществлять воспитание детей не как бесполых существ, а как сыновей и дочерей, мужчин и женщин с учетом всех половых и индивидуальных особенностей личности. Так как достигнуть этих условий в жизни удается не всегда (вряд ли все семьи будут полными), то следует учитывать возможные отклонения в становлении гендерной идентичности ребенка и по возможности предупреждать их.

Выводы по 1 главе

Гендерный подход в отечественной педагогике начала XXI века содержит гуманистический потенциал для эффективного образовательного процесса, который включает: приоритет направленности образования на личность вне зависимости от типа тендера (развитие андрогинной личности; предоставление индивидуальной ситуации развития, расширение возможностей самореализации и самовыражения в различных сферах деятельности учащихся с разными типами гендера); эгалитарное основание (отказ от взаимоисключения мужского и женского в сознании субъекта и равноправие между участниками процесса обучения); чувствительность к традиционным тендерным стереотипам образования (отказ педагога от восприятия детей разного пола на основе патриархатных норм и схем); воспитание тендерной толерантности (целенаправленная деятельность педагога, содействующая развитию гармоничных партнерских отношений между и внутри половых групп); создание комфортной ситуации для формирования тендерной идентичности младших школьников в тендерном укладе школы - особом порядке тендерных отношений участников образовательного процесса между собой и к самому процессу обучения, создающимся под влиянием скрытых факторов образования.

 Специфика тендерного уклада  школы обусловливает качественную  характеристику (жесткую/гибкую) исследуемого  личностного образования учащихся  в младшем школьном возрасте. Тендерная идентичность определяется как базовый компонент социально обусловленного целостного развития личности, внутренняя динамическая структура которого детерминирует самосознание субъекта и определяет особую систему представлений о себе и своей социально-половой роли, формируемую в социокультурном контексте.

Эффективность формирования тендерной идентичности младших школьников определена созданием системы необходимых и достаточных педагогических условий в целенаправленном профессионально-организованном образовательном процессе на основе тендерного подхода в педагогике: развитие тендерной компетентности у педагога, обеспечение гендерно-комфортного уклада школы, оказание педагогической поддержки индивидуальности детей разных тендеров, организация тендерного просвещения учащихся.

 Модель формирования тендерной  идентичности младших школьников в образовательном процессе основывается на модульном проектировании педагогических условий, имеет системный характер и выполняет инструментально-ориентировочную функцию. Ее реализация должна иметь определенную последовательность, соответствующую логике двух блоков педагогических условий: базовый блок тендерной компетентности педагогов и организационно-деятельностный блок образовательного процесса. Разработанная модель обеспечивает одновременность педагогически управляемого воздействия на все структурные компоненты тендерной идентичности младших школьников.

Глава 2. Становление гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста

2.1. Этапы, методы, база исследования

В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 1А класса СОШ №4, в количестве 17 человек (8девочек и 9 мальчиков). Возраст ребят 7-8лет.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, беседы, тестирования.

Методы исследования:

1. Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)

2. Интервью "Волшебный мир"

3. Проективная методика «Мальчик и девочка».

Этапы исследования:

1 этап  — поисковый. Изучена и теоретически проанализирована философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература по проблеме, проведен анализ накопленного педагогического опыта, определены методологические и теоретические основы исследования, уточнен понятийный аппарат, конкретизированы задачи и намечены пути их решения, сформулирована гипотеза, определена логика и методы исследования.

2 этап  — подготовительно-констатирующий. Обоснована система педагогических условий и осуществлена разработка модели формирования тендерной идентичности младших школьников на основе тендерного подхода в педагогике, опубликованы материалы теоретической части диссертации, проведено пилотное исследование потенциала экспериментальной школы, проанализированы полученные данные, на основании которых был построен план опытно-экспериментальной работы.

3 этап— обобщающий. Систематизированы и теоретически обобщены материалы исследования, уточнены теоретические выводы, оформлены материалы курсовой работы.

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных

Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) (см. Приложение№1)

Мы получили следующие данные у детей:

Влад П.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. папой
  4. не может
  5. не хотел.
  6. у девочек длинные волосы, носят юбки и играют в куклы.

Максим С.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. папой
  4. не может
  5. не хотел.

у девочек длинные волосы, носят юбки и играют в куклы

Максим Р.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. дядей
  4. не может
  5. не хотел.
  6. у девочек косички, одежда девчачья, бантики.

Артем Б.

        1.    Мальчик.

  2.дядей, мужем, папой.

  3.папой

  4.не может

  5.не хотел.

6.у девочек есть юбки, косички, играют в куклы.

Данил Г.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. мужем
  4. не может
  5. не хотел.
  6. мальчики смелые, сильные, а девочки слабые, девочки играют в куклы у них другая одежда.

Максим К.

1..Мальчик.

2.дядей, мужем, папой.

3.мужем

4.не может

5.не хотел.

6.у девочек длинные волосы, носят  юбки и играют в куклы.

Михаил П.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. папой
  4. не может
  5. не хотел.
  6. у девочек длинные волосы, они красятся.

Саша К.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. дядей
  4. не может
  5. не хотел.
  6. у девочек длинные волосы, юбочки, в куклы играю

Илья Л.

  1. Мальчик.
  2. дядей, мужем, папой.
  3. мужем
  4. не может
  5. не хотел.
  6. у девочек длинные волосы, они красятся косметикой, играют в куклы

Вероника  П.

  1. Девочка
  2. тетей, женой, мамой
  3. мамой
  4. не может
  5. не хотела
  6. у мальчиков короткие волосы, нет платьев, играют в машины.

Настя П.

  1. Девочка
  2. тетей, женой, мамой
  3. мамой
  4. не может
  5. не хотела
  6. у мальчиков короткие волосы, играют в машины.

Информация о работе Развитие гендерной идентичности у младших школьников