Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 19:16, реферат
Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи. В процессе становления ребенка как самостоятельной личности учитель помогает ему определиться в своих интересах.
Интересы выражаются в деятельности. Отсюда мы можем сделать вывод, что их надо искать среди явлений, которые называются активной психической работой (внимание, память, воображение).
1. Введение
2. Учебная деятельность младших школьников:
2.1 Включение ребенка в учебную деятельность - важное условие развития познавательной потребности.
2.2 Общее понятие об учебной деятельности.
2.3 Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности.
2.4 Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
2.5 Место различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников. Развитие мотивационной сферы учебной деятельности младших школьников
3. Заключение
4. Список литературы
Содержание:
1. Введение
2. Учебная деятельность младших школьников:
2.1 Включение ребенка в учебную деятельность - важное условие развития познавательной потребности.
2.2 Общее понятие об учебной деятельности.
2.3 Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности.
2.4 Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
2.5 Место различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников. Развитие мотивационной сферы учебной деятельности младших школьников
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психологического развития ребенка в разные возрасты. Младший школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного возраста к школьному очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
Ведущей деятельностью
детей после семи лет
Чем старше становится ученик, тем все большую роль в формировании личности начинает играть общественно-трудовая деятельность.
Начальный школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Повышенная внушаемость, впечатлительность детей, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики.
Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи. В процессе становления ребенка как самостоятельной личности учитель помогает ему определиться в своих интересах.
Интересы выражаются в деятельности. Отсюда мы можем сделать вывод, что их надо искать среди явлений, которые называются активной психической работой (внимание, память, воображение).
Вопрос об особенности учебной деятельности младших школьников впервые возник в начале ХХ века, когда началась история детской психологии как самостоятельной отрасли знания. Значительную роль в изучении младших школьников сыграли такие выдающиеся психологи, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, и многие другие психологи с мировыми именами.
2.1 Включение ребенка в учебную деятельность - важное условие развития познавательной потребности.
В этом возрасте мы никогда не увидим ребенка в пассивном состоянии. Он всегда чем-то занят: то он внимательно наблюдает за другими детьми, то увлечен рассматриванием новой книги, то лезет на дерево, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что возбуждает его деятельность и жизнь не иллюзорную, а самую настоящую.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению - как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и значительно холоднее относятся к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения младших школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Подобное отношение к отметке в дальнейшем исчезает; его наличие свидетельствует, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключается для детей не сколько в ее результате, сколько в самом процессе учебного труда. Это остатки еще неизжитого отношения ребенка к своей деятельности, которое было типично для него в дошкольном возрасте. Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов. Это создает психологические предпосылки возникновения у него подлинной потребности в усвоении теоретических знаний.
В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет такой потребности - она возникает на основе познавательных интересов и в процессе реального усвоения детьми элементарных теоретических знаний. При этом необходимо совместное выполнение с учителем простейших предметных учебных действий, направленных на решение соответствующих задач. Иными словами, «потребность в теоретических знаниях как психологическая основа учебной деятельности не предшествует ее реальному выполнению, а возникает в процессе ее собственного формирования». Это обстоятельство в свое время было отмечено Л.С. Выготским, который писал: «Развитие психологической основы обучения… не предшествует началу обучения, а совершается в неразрывной связи с ним, в ходе его поступательного движения».
Таким образом, поступление ребенка в школу и содержание учебной деятельности в виде теоретических знаний является важнейшим условием развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте.
2.2 Общее понятие об учебной деятельности.
В общей теории учения, основы которой, как отмечалось выше, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.
"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова учебная
деятельность - это один из видов
деятельности школьников и
Учебная деятельность - это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют:
1) учебные ситуации (или задачи) - то, что ученик должен освоить;
2) учебные действия - изменения
учебного материала, необходимые
для его освоения учеником; это
то, что ученик должен сделать,
чтобы обнаружить свойства
3) действия самоконтроля
- это указание на то, правильно
ли ученик осуществляет
4) действия самооценки - определение того, достиг ученик результата или нет.
2.3 Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностномотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д.
Изучение сенсорно перцептивных процессов, памяти, мышления, эмоционально волевой сферы и психомоторных характеристик позволило выявить ряд особенностей младших школьников. Закономерности формирования учебной деятельности и специфики ее развития, характерные для этого возраста, выявлены многими исследованиями; показаны особенности развития личности младшего школьника: мотивационной сферы, самосознания и самооценки, характера, нравственных сторон, социальных ориентаций.
Результаты изучения закономерностей психического развития, особенностей психических процессов и становления личности, а также специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников.
В то же время в этом многообразии сведений о психических процессах и психологических свойствах практически отсутствуют данные, касающиеся психических состояний младших школьников, тогда как значимость последних в деле обучения, воспитания и развития детей несомненна. Слабая изученность психических состояний, феноменологии, специфики, состава, структуры, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и свойствами, характерными для данного возраста, существенно уменьшает эффективность педагогических методов обучения и воспитания младших школьников.
Исследование психических состояний в учебном процессе, возрастных особенностей, а также влияния состояний на продуктивность учебной деятельности позволило установить ряд закономерностей. Так, были показаны особенности влияния психических состояний учителя на эффективность его труда, обнаружена специфика саморегуляции состояний учащихся и педагогов, выделены феноменологические картины психических состояний разных возрастных групп, рассмотрены изменения состояний учителя и учащихся в процессе их взаимоотношений на уроке, а также выявлены характеристики неравновесных состояний учащихся и педагогов в ходе учебного процесса. Особенности эмоциональных состояний старших школьников и студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе. А. В. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния. В исследовании были выделены коллективные эмоциональные состояния и изучены их функции. В то же время надо отметить, что в перечисленных работах внимание уделялось преимущественно только наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе.
Что же касается специального изучения психических состояний младших школьников, то в литературе встречаются только единичные работы, исследующие состояния детей этой возрастной группы. Поведение школьников III IV классов в состоянии фрустрации было описано Е. А. Даниловой. В исследовании Ю. Е. Сосновиковой дети рисовали людей в состояниях радости, восторга или печали, горя, скорби и пр. Ею было обнаружено, что дети без затруднений различают разные психические состояния человека, но эти различия детьми не осознаются. Как считает автор, общая картина психических состояний детей младшего школьного возраста связана с их быстрой сменой, повышенной выраженностью и вместе с тем непрочностью вследствие слабости и утомляемости нервной системы ребенка. Психологическое содержание состояний обусловливается, главным образом, ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой деятельностью.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о недостаточной изученности психических состояний младших школьников, тогда как без их учета, диагностики и понимания значительно снижается эффективность управления последними, уменьшается продуктивность учительского труда.
2.4 Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послушным дошколенком, а теперь - гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.
Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.
В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.
Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга - устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально - логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально - образного к абстрактно - логическому.
Информация о работе Особенности учебной деятельности младших школьников