Особенности учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 19:16, реферат

Краткое описание

Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи. В процессе становления ребенка как самостоятельной личности учитель помогает ему определиться в своих интересах.
Интересы выражаются в деятельности. Отсюда мы можем сделать вывод, что их надо искать среди явлений, которые называются активной психической работой (внимание, память, воображение).

Оглавление

1. Введение
2. Учебная деятельность младших школьников:
2.1 Включение ребенка в учебную деятельность - важное условие развития познавательной потребности.
2.2 Общее понятие об учебной деятельности.
2.3 Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности.
2.4 Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
2.5 Место различных мотивов в системе мотивации учения младших школьников. Развитие мотивационной сферы учебной деятельности младших школьников
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат деятельность школьников.docx

— 42.20 Кб (Скачать)

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения: стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение: получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей), мотивы социального сотрудничества, престижные мотивы (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком: выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет, проявляются в следующем: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки.

Отношение к отметке у младших школьников меняется. Сначала им важно вообще получить отметку, все равно какую. Они еще не видят в ней оценки их успеваемости или усилия. Поэтому маленькие ученики даже хвастаются тем, что получили «всякие разные отметки», в том числе двойки и тройки. Но постепенно отношение к отметке меняется. Прежде всего, выделяются пятерка и двойка. Позже приобретают значение и другие оценки, в которых первоклассник долго склонен видеть проявление личного отношения к нему учителя.

Непосредственная связь между отметкой и знаниями осознаваться лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.

Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

Г. Б. Гликман подчеркивает, что отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа.

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

В течение первого года учения дети начинают все больше интересоваться отдельными предметами, явлениями природы и событиями из жизни людей. У школьников возникает множество вопросов, связанных с содержанием учебных предметов и с разнообразными событиями общественной жизни. Полет в космос, операции на сердце человека, взрыв в шахте - все вызывает у семи-, одиннадцатилетних детей живой интерес.

Направленность младших школьников определяется, конечно, не только их учебными, познавательными и общественными интересами. Все большую роль в поведении и деятельности ученика начинают играть нравственные побуждения, мотивы общественного порядка. Они проявляются в содержании и формах его активности, которая наиболее отчетливо выражена в его основной - учебной деятельности и в общении с товарищами.

Ученые выделяют также стремление семилетнего ребенка занять новое, привлекательное для него положение в обществе - положение школьника. Это значит: ходить, как все старшие ребята, в школу, носить ранец, сидеть за партой, носить форму и т. д.

Опросив первоклассников в первой четверти учебного года, Т.С. Назарова установила, что ребята хотят ходить в школу, чтобы научиться читать и писать, чтобы «обо всем узнать». Они хотят учиться в школе, а не дома, так как «с ребятами интереснее», высказываются против удлинения перемен и введения второго выходного дня на неделе. По утверждению Л.И. Божович, интерес первоклассников к самой учебной деятельности еще слит с собственно познавательными интересами.

Однако такая устремленность к внешнему положению школьника быстро угасает. Эта потребность, как и всякая другая, после ее удовлетворения исчезает. Если в первые дни маленький школьник, действительно, радостно переживает свое новое положение среди других ребят и в своей семье, то уже в течение первых недель эти переживания тускнеют и, наконец, совсем исчезают. Новое, становясь повседневным и привычным, теряет оттенок загадочной неизвестности и привлекательности. Мотив «хочу стать школьником» перестает действовать. Но устремленность к школе у первоклассников выражена и в их интересах к самой учебной деятельности.

Этот мотив при рационально организованной учебной работе детей не только не угасает, но с каждым месяцем усиливается и нарастает.

На основе интереса к учебной деятельности у детей формируются специально познавательные интересы, т. е. стремление к узнаванию нового в пределах определенного учебного предмета. Это стремление возникает только тогда, когда дети начинают изучать математику или русский язык, историю или природоведение.

Таким образом, поведение каждого младшего школьника определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими его к осуществлению определенных действий. Мотивы проявляются в виде реакции ребенка младшего школьного возраста на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый младший школьник обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессе его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов. Мотивы определяются потребностями ребенка младшего школьного возраста осознанием степени и возможностей их удовлетворения.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме - интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг. Широкие социальные мотивы развиваются от общего понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении.

Динамику мотивов учения младшего школьника можно схематично проиллюстрировать следующими последовательными его ответами на вопрос о том, зачем надо учиться: «Потому что на уроках интересно руку поднимать»; «Чтобы не огорчать маму»; «Чтобы пятерки получать»; «Чтобы узнать много интересного»; «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основным побуждающим компонентом к учебной деятельности является мотивация младшего школьника. Мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Важность создания условий возникновения интереса к учебной деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными и социальными мотивами. Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной деятельности.

Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко.

Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще мало разработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.

Важна внутренняя и внешняя мотивация учения младшего школьника. Для формирования внутренней мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.

Одной из основных задач учителя для формирования мотивации учения младшего школьника является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы именно во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и формированию в нем такой установки.

Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.

Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий. Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.

Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности. Известный психолог и педагог Ш. А. Амонашвили, который не только создал концепцию такого обучения, но и практически реализовать ее в своей педагогической работе с детьми, так характеризуется этот подход: «Суть... заключается в том, чтобы педагогически обязательную учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на положительно-мотивационной основе. Иначе говоря, дело заключается в том, чтобы при необходимости усвоения именно определенной системы знаний и именно в определенный период обучения школьник принимай педагогически обязательную учебную задачу как им же свободно выбранную».

Такое обучение, конечно же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти невозможно. Все это определяет формирование мотивации учения младшего школьника.

Информация о работе Особенности учебной деятельности младших школьников