Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 224.63 Кб (Скачать)

Фрагмент 2.Тема урока: Диалог(Приложение 5).

 Задачи: содействовать ознакомлению  детей с текстом (диалогом); способствовать развитию устной речи учащихся, коммуникативных универсальных учебных действий, научить детей работать в парах.

4. Закрепление

Работа в учебнике упр. 192

- Прочитайте задание (чтение текста)

- Давайте, почитаем по ролям.

- Как вы думаете, мама пришьёт  Мише пуговицу?

- Почему? (он попросил её вежливо)

- А как вы просите мама  о чем-либо? Приведите примеры.

- А теперь давайте сами придумаем  и разыграем диалог. Мама будет…., сын (дочь) … .

Объяснение новой темы.

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «диалог» и научимся правильно записывать диалог. Скажите, как вы думаете, что такое диалог?

Диалог – это разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Реплики каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи, но без кавычек.

Послушайте  два текста и определите, где здесь диалог.

  1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»

— Что ты еж такой колючий? 
— Это я на всякий случай. 
Знаешь кто мои соседи? 
Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)

Записываем диалог.

Фрагмент 3.Тема урока: Глагол.(Приложение 6)

Задачи: содействовать знакомству с новой частью речи, которая обозначает действие предмета; способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных умений.

- Рассмотрите картинку на стр. 7. Что вы видите?

- Из какой это сказки? Кто  автор?

- Как вы думаете, о чем говорят  девочка и волк?

- Составьте три предложения, в  которых глагол отвечает на  вопрос что делает?, а имя существительное – на вопрос кто?

- Можно ли по данной картинке составить диалог? (уточняется, что такое диалог)

- Давайте разыграем диалог между  волком и Красной шапочкой.

  1. Работа в парах:

Играем в игру “Вопрос-ответ”

( ребята -“существительные” задают вопросы ребятам-“прилагательным”, ребята-“прилагательные» задают вопрос ребятам- «глаголам» и наоборот).

 

Например:   (кто?) котёнок

                     (какой?) пушистый;

                    (что делает?) играет

 

  1. Работа по учебнику

С.219 упражнение № 557

Записать глаголы, определить вид, время,   спряжение.

Работая в парах и используя форму диалога на уроке у школьников формируются коммуникативные УУД.

  1. Работа в парах:

Играем в игру “Вопрос-ответ”

( ребята -“существительные” задают вопросы ребятам-“прилагательным”, ребята-“прилагательные» задают вопрос ребятам- «глаголам» и наоборот).

Например:   (кто?) котёнок 

                    (какой?) пушистый; 

                   (что делает?) играет

  1. Работа по учебнику

С.219 упражнение № 557

Записать глаголы, определить вид, время,    

  1. Работа в парах:

Играем в игру “Вопрос-ответ”

( ребята -“существительные” задают вопросы ребятам-“прилагательным”, ребята-“прилагательные» задают вопрос ребятам- «глаголам» и наоборот).

Например:   (кто?) котёнок 

                    (какой?) пушистый; 

                   (что делает?) играет

  1. Работа по учебнику

С.219 упражнение № 557

Записать глаголы, определить вид, время,    

  1. Работа в парах:

Играем в игру “Вопрос-ответ”

( ребята -“существительные” задают вопросы ребятам-“прилагательным”, ребята-“прилагательные» задают вопрос ребятам- «глаголам» и наоборот).

Например:   (кто?) котёнок 

                    (какой?) пушистый; 

                   (что делает?) играет

  1. Работа по учебнику

С.219 упражнение № 557

Записать глаголы, определить вид, время,    

Методический комментарий: на данных уроках учащиеся познакомились с новым материалом на основе организации проблемной ситуации, пытались самостоятельно сформулировать тему урока, работая в парах. В ходе урока было отмечено, что у некоторых учащихся работа в паре вызвала затруднения, в малой степени сформировано умение слушать и принимать предложение партнёра.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся в группах по учебнику на уроке способствовала закреплению ранее пройденного материала, а также позволила усовершенствовать навык работы в группе.

Исследование на формирующем этапе эксперимента позволило нам проверить предположения, выдвинутые нами в гипотезе и апробировать их на практике. Мы убедились в том, учебное сотрудничество, работа в парах и группах способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка,  процесс обучения является более эффективным, если в работе учителя  применяются различные средства организации учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.

 

2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса

 

На контрольном этапе исследования мы ставили следующие задачи исследования:

1) установить динамику  в формировании коммуникативных  универсальных учебных действий  у учащихся экспериментального  класса на уроках русского  языка в условиях учебного  сотрудничества;

2) подвести итоги экспериментальной  работы и сделать методические  выводы.

Для установления динамики в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса мы пользовались теми же методиками, которые использовали на констатирующем этапе. Для выявления результатов диагностики на контрольном этапе исследования были использованы следующие методики: методика «Рукавички», методика «Кто прав?», разработанные Г.А. Цукерман и методика «Дорога к дому», являющаяся вариантом методики «Архитектор-строитель». Содержание заданий данных методик представлено в приложениях 1, 2, 3.

Результаты методики «Братья и сестры», показали следующее: низкий уровень развития коммуникации как взаимодействия 70,8%(5) учащихся в экспериментальной группе. Средний уровень 16,6%(2) учащихся в экспериментальной группе. Высокий уровень 12,5%(1) учащихся ориентируются на позицию других людей, отличную от собственной.

Результаты методики «Рукавичка», показали следующее: низкий уровень развития коммуникации как кооперации 58,3% (4) учащихся не пытались договориться или не смогли придти к согласию, настаивая на своем. Средний уровень 16,6% (2) учащихся. Высокий уровень 25%(2) учащихся активно обсуждали совместное действие; приходили к согласию, следили за реализацией принятого замысла.

Таблица 2.5.

Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся контрольного класса на контрольном этапе исследования

Список класса

Методика «Рукавички»

(умение  работать в паре)

Методика

 «Кто  прав?»

(умение  учитывать позицию собеседника)

Методика

«Дорога к дому»

(умение  передавать информацию)

Итоговый уровень коммуникативных универсальных учебных действий

1.Миша  С.

высокий

средний

средний

средний

2.Дима  Ч.

высокий

средний

высокий

средний

3.Ваня  А.

средний

средний

средний

средний

4.Артем  С.

средний

высокий

высокий

средний

5.Рита  Ш.

средний

средний

высокий

высокий

6.Сергей  Ш.

средний

средний

средний

высокий

7.Аня  Ч.

высокий

средний

средний

средний

8. Вика  З.

средний

высокий

высокий

средний


 

 

 

Таблица 2.6.

Результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе исследования

Список класса

Методика «Рукавички»

(умение  работать в паре)

Методика

 «Кто  прав?»

(умение  учитывать позицию собеседника)

Методика

«Дорога к дому»

(умение  передавать информацию)

Общий уровень коммуникативных универсальных учебных действий

1.Алеша  Б.

низкий

средний

низкий

низкий

2.Аня  Л.

высокий

средний

высокий

высокий

3.Даша  Л.

средний

средний

средний

средний

4.Денис  Ш.

средний

низкий

низкий

низкий

5.Карина  К.

высокий

средний

высокий

высокий

6.Дима  С.

средний

средний

средний

средний

7.Маша  И.

средний

средний

средний

средний

8. Настя  Н.

средний

низкий

низкий

низкий


 

На первом этапе исследования, самый высокий уровень (от10-до 9 баллов из возможных 12) сформированности коммуникативных навыков получили 31%(5) учащихся в экспериментальной группе и 14,6% (2) учащихся получили самый высокий балл в контрольной группе. Средний уровень (8-6 баллов), получили 50%(2) учащихся в экспериментальной группе, и 62,5%(6) учащихся в контрольной группе. Низкий уровень (6-4 балла из возможных 4) получили 18,7% (1) учащихся в экспериментальной группе и 22,9% (2) учащихся в контрольной группе.

Полученные результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе по сформированности коммуникативных УУД оказались выше, чем в контрольной, считаем, что это обусловлено тем, что в экспериментальном классе положительное влияние оказала организованная нами целенаправленная работа по теме исследования. Таким образом, нами была обнаружена динамика, которую мы представили в диаграмме  (Рис.2.2.).

 

Рис. 2.2.

Динамика развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на контрольном этапе

 

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет урока русского языка, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий. Главное же – видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий – овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель – ученик, ученик – ученик). Конечно, это требует отхода от сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителей. Однако без внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции останутся вопросом индивидуальных способностей учеников, в большинстве случаев, к сожалению, весьма неудовлетворительных.

Благодаря полученным результатам контрольного этапа мы установили положительную динамику в овладении коммуникативными универсальными учебными действиями учащимися экспериментального класса. Мы убеждены, что положения, выдвинутые нами в самом начале исследования, помогли нам в получении положительных результатов и обеспечили активную деятельность со стороны обучающихся на уроках русского языка.

Проведенное исследование позволило нам сделать важные для нашего исследования методические выводы:

1. Мы установили, что для  развития коммуникативных универсальных  учебных действий у младших  школьников в процессе обучения  русскому языку необходимо ежедневное  планирование и проведение в  структуре урока различных форм  учебного сотрудничества для  закрепления учащимися грамматико – орфографических умений и навыков в соответствии с изучаемой на уроке учебной темой.

Информация о работе Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничест