Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:41, курсовая работа
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
рассматривать учебное сотрудничество как необходимый элемент учебного процесса;
при планировании и проведении уроков использовать различные формы и приемы учебного сотрудничества в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
Коммуникативная деятельность младших школьников как предмет педагогического исследования …………………………………………………..9
. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников………………………………… 14
1.3. Учебное сотрудничество как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка…………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
"Развитие коммуникативных
универсальных учебных
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теорети ко-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества………………………..9
1.3. Учебное сотрудничество
как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий младших
школьников на уроках русского
языка…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………………30
2.1. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса .………………………………………..31
2.2. Организация работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества ……………………………………………36
2.3. Динамика развития универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса …………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты. Существенной отличительной особенностью современных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является принципиальная ориентированность на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались в начальной школе, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной обработке, выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют, в свою очередь, универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через присвоение нового опыта. В более узком значении этот термин определяется как «способ действия», обеспечивающий самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, организацию этого процесса. В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В ходе организованного сотрудничества учащихся на уроке возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Значительная роль в формировании коммуникативных универсальных действий принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка. В этом вопросе особенно важно помнить о преемственности начальной школы и среднего звена, как о необходимом компоненте установления соотношения между новым и предыдущими этапами обучения, где каждый последующий строится с опорой на уже предшествующий опыт.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в учебном процессе начальной школы осуществляется на основе организации учебного сотрудничества младших школьников. Проблема учебного сотрудничества (коллективных и групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Айдарова Л.И., Дойз В., Донцов А.И, Кравцов Г.Г., Лийметс Х.Й., Ломпшер Й, Ляудис В.Я., Магин Г., Матис Т.А., Маркова А.К., Панюшкин В.П., Петровский А.В., Рубцов В.В., Тюков А.А, Фельдштейн Д.И. , Цукерман Г.А., Якобсон С.Г. и др).
Учебное сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора учения на всех этапах обучения русскому языку. Совместные действия и возникающие на их основе межличностные отношения в системе «учитель – ученик» и «ученик – ученик» являются своеобразным средством достижения полноценного результата даже в том случае, когда ученик еще не владеет системой познавательных действий, адекватных структуре формирующейся деятельности.
Актуальность исследуемой проблемы продиктована трудностями овладения обучающимися навыками сотрудничества, несформированностью коммуникативных универсальных учебных действий: умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, умения работать с информационными источниками.
Обоснование актуальности исследуемой темы позволило нам установить следующие противоречия:
- между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся в учебном процессе начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО и недостаточным вниманием со стороны учителя к реализации данной проблемы в обучении младших школьников;
- между насущной потребностью
в формировании
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества будет эффективным, если:
3) обогащать субъектный опыт учащихся путем обеспечения самоконтроля и взаимоконтроля в развитии приобретаемых умений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Изучить педагогический опыт по исследуемой теме.
3. Организовать
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования использована совокупность следующих методов:
База исследования: МБОУ СОШ «№ 22» г. Старый Оскол, 3 класс.
Методологическую основу исследования составляют: теоретические положения о психологическом аспекте развития коммуникации в учебном процессе через учебное сотрудничество (Г.А. Цукерман, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина); психолого-педагогические исследования особенностей сотрудничества в системе «учитель – ученик» и «ученик – ученик» (А.И. Божович, В.Я. Ляудис, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.)
Практическая значимость исследования. Определены и апробированы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательной школы.
Этапы исследования:
Структура выпускного квалификационного исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества» охарактеризована коммуникативная деятельность как предмет педагогического исследования; описаны возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, представлен процесс учебного сотрудничества как эффективного способа организации учебной деятельности младших школьников, а также основные пути и средства организации учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка в условиях учебного сотрудничества» представлена диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса, раскрыт процесс организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебного сотрудничества на уроках русского языка, указана динамика в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального класса.
В заключении обобщены результаты выпускного квалификационного исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Список использованной литературы состоит из 67 источников. Квалификационная работа включает в себя 82 страниц.
В приложении имеются материалы опытно-экспериментальной работы: календарно-тематическое планирование, конспекты уроков русского языка, тестовые материалы и диаграммы.
Глава 1. ТеоретиКО-МЕТОДИЧЕСкие основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
в условиях учебного сотрудничества
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетенции школьников весьма различен, в целом он далёк от желаемого. Это и побудило разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.